Четверг 8 декабря 2016
$ 20.1714 21.6338

Информационное манипулирование перед выборами: манипуляция через заголовки

Судя по заголовкам новостей на порталах или телеканалах можно с легкостью сделать вывод о том, что некоторые СМИ устроили соревнование на самый тенденциозный и манипулятивный заголовок. Названия заголовков часто сформулированы таким образом, что практически не имеют ничего общего с содержанием соответствующего материала. Хотя согласно нормам журналистики, хорошо составленный заголовок должен передавать суть новости и не вводить в заблуждение.

«Reuters: Молдaване готовы поддержать пророссийского кандидата на президентских выборах» — под таким заголовком был опубликован материала на сайте телевидения «Accent TV». Из этой формулировки можно сделать вывод, что журналист агентства «Reuters» написал комментарий или аналитический материал, в котором поддерживает точку зрения из заголовка. Однако в тексте новости на сайте «Accent TV» нет ни одной цитаты, даже косвенной, которая подтвердила бы сказанное в заголовке.

В материале нет также ни одной ссылки на новость агентства «Reuters». Зато сообщается, что Игорь Додон дал интервью этому агентству и приводится его цитата: «Эти выборы проходят на фоне глубокого недоверия к власти и к проевропейской интеграции. В большинстве случаев, поддержка Евросоюза не более, чем геополитическая. А Запад закрывает глаза на коррупцию в молдавской бюрократии».

В действительности, пропагандистки сформулированный заголовок является фейком. Читателю не было приведено ни одного доказательства того, что информагентство Reuters опубликовало материал с таким содержанием. Можно сделать вывод, что цель этого материала состояла в том, чтобы передать людям посыл, что и журналисты международных СМИ считают, что молдаване должны избрать пророссийского кандидата, в соответствии с предпочтениями Игоря Додона.

«Майя сделала шаг и покинула Нэстасе» — под таким заголовком была опубликована новость на портале Today.md. Практически такой же заголовок можно найти на сайте Moldova24.info — «Майя покидает Нэстасе и будет участвовать в кампании самостоятельно». Обе формулировки заставляют думать, что между этими двумя политиками произошел разрыв, хотя между ними есть соглашение о поддержке на выборах единого кандидата. Таким образом, читатели были введены в заблуждение, так как в тексте сообщается, что Майя Санду начала избирательную кампанию и нет никакой информации о разрыве или о денонсации соглашения между Санду и Нэстасе. Из этих заголовков можно сделать вывод, что авторы хотели дать понять, что оппозиция расколота, чтобы подорвать доверие избирателей к этим кандидатам.

«На идее единого кандидата ПОСТАВЛЕН КРЕСТ! „Если Нэстасе станет президентом, он доведет страну до КРАХА“» — написала Publika.md 11 октября 2016 года. Несмотря на то, что это утверждение взято в кавычки и является обобщением идей, сформулированных в рамках ток-шоу на «Publika TV», журналисты не сообщают в заголовке, что это всего лишь мнения. Таким образом, заголовок манипулирует, так как создается впечатление, что речь идет о реальном факте.

Согласно исследованиям, современный читатель сначала «сканирует» взглядом заголовки новостей, и только затем, при наличии времени и интереса, читает тексты новостей. Зная об этом, некоторые СМИ намеренно ставят манипулятивные заголовки, которые создают читателям ошибочную картину относительно фактов или лиц, о которых было написано.

Виорика ЗАХАРИЯ

Статья публикуется в рамках кампании против фальшивой и тенденциозно представленной информации STOP FALS!, которую проводят Ассоциация независимой прессы (API), Центр независимой журналистики (CJI) и Ассоциация независимых тележурналистов Молдовы (ATVJI).