Парламент принял в первом чтении инициированный демократами законопроект, который отменяет ограничение сроков внешнего управления в банках. Демократы уверяли, что это «техническая поправка», которая просто внесет ясность в закон. Оппозиция, впрочем, легко связала срочность этих изменений с Moldindconbank, сроки временного управления в котором истекают через две недели. Спикер Андриан Канду в ответ попросил не называть вслух названия банков, потому что этот сектор «слишком чувствительный».
Ненужная поправка
Парламент одобрил 27 сентября в первом чтении проект поправок в закон «Об оздоровлении банков и банковской резолюции». Его авторы — спикер парламента Андриан Канду и депутат Демпартии Сергей Сырбу — уверяли депутатов, что это технические поправки для исключения интерпретаций статьи 52 закона. Речь о сроках полномочий временного управляющего банка, которого назначает Нацбанк (НБМ).
Как пояснил Сырбу, существуют разные интерпретации длительности этих сроков. Некоторые, по словам Сырбу, полагают (кто именно, он не уточнил), что в нынешней редакции закона не указан максимальный срок, на который назначается временный управляющий, и что Нацбанк не может продлить полномочия временного управляющего.
Сейчас 52 статья закона, в которую демократы предлагают внести поправки, выглядит так: «Период назначения временного руководителя не должен превышать один год. Этот период можно обновить в исключительном порядке, когда условия назначения временного руководителя продолжают выполняться. Национальный банк Молдовы в качестве компетентного органа несет ответственность за определение, в той мере, в которой выполняются условия для поддержания временного руководителя и обоснования данного решения перед акционерами».
Демократы предложили изменить второе предложение статьи: «Национальный банк Молдовы может продлить в исключительном порядке срок назначения временного администратора столько раз, сколько это необходимо, если выполняются условия назначения временного администратора». Сырбу и Канду считают, что это подчеркнет право НБМ продлевать срок назначения временного управляющего банком на столько, на сколько это нужно.
Демократы привели и другой довод, объясняя необходимость таких изменений: «есть большой риск, что мажоритарный пакет акций банка не смогут продать за ограниченный период времени, и надо отменить любое ограничение внешнего управления, чтобы решить все проблемы банка, ставшие причиной назначения временного администратора».
Большинство депутатов, задававших вопросы о законопроекте, высказали недоумение из-за срочности и вообще необходимости законопроекта. В частности, глава парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам Штефан Крянгэ заявил, что существующая норма не ограничивает Нацбанк в действиях и позволяет продлить полномочия, если для этого есть необходимость.
Он отметил, что ситуация, скорее всего, касается Moldindconbank. Канду сделал замечание, попросив не упоминать вслух названия банков, потому что «банковский сектор в Молдове слишком чувствительный». Он добавил, что через две недели полномочия временного управляющего одного банка истекают, и Нацбанк не сможет продлить их.
Депутат от Коммунистической партии Олег Рейдман заявил, что этот законопроект не позволит решить проблему «того самого банка, имя которого нельзя называть». «Можно сколько угодно изменять сроки временного администратора или его самого, важно ведь решить проблему банка. А я не уверен, что эта техническая поправка поможет ее решить. Скорее, затянет решение», — заметил Рейдман.
У депутатов возникли вопросы и по поводу того, что отчет по проекту представляла юридическая комиссия парламента. Депутат ПКРМ Мария Постойко недоумевала, почему его не рассматривала экономическая комиссия, которая утверждала и закон, в который вносится поправка. Авторы проекта в ответ заявили, что поправка техническая и никакого экономического смысла не несет.
Ненужные акции
Нацбанк, напомним, в июне 2015 года ввел специальный надзор в трех молдавских банках: Moldova-Agroindbank, Victoriabank и Moldindconbank из-за проблем, возникших с прозрачностью их акционеров. Спустя почти полтора года, 20 октября 2016 года, НБМ ввел временное внешнее управление в Moldindconbank в связи с блокированием 63,89% акций группы акционеров MICB, действия которых регулятор признал согласованными. Конечным бенефициаром этих акций считается осужденный на 18 лет за финансовые махинации Вячеслав Платон.
По информации Нацбанка, акционеры получили в Moldindconbank существенную долю акций без предварительного разрешения НБМ, нарушив тем самым закон «О финансовых учреждениях».
НБМ также назначил временным администратором банка вице-президента НБМ Аурела Чинчлея. Его полномочия неоднократно продлевали.
Власти рассчитывали быстро найти покупателей на мажоритарный пакет акций, которые заблокировали, потом арестовали по уголовному делу, освободили из-под ареста, выставили на продажу, аннулировали, выпустили новые такого же объема, снова выставили на продажу, но так и не продали.
В мае прошлого года глава Нацбанка Сергей Чокля заявлял, что пакеты акций по меньшей мере трех молдавских банков (MAIB, VB, MICB) могут быть проданы до конца года, и в частности к акциям Moldindconbank проявляет интерес крупный иностранный инвестор. Глава НБМ тогда надеялся, что в ближайшие несколько месяцев в этом направлении будет достигнут прогресс. Однако акции MICB, последний раз выставленные на продажу в июле 2018, так никто и не купил.
Отметим, что санация других двух банков прошла успешнее. Так, румынский банк Banca Transilvania (BT) вместе с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) в течение этого года выкупили 72,2% акций Victoriabank, став его мажоритарными акционерами. И в августе Нацбанк снял спецнадзор с этого банка.
У MAIB тоже скоро сменится акционер. В ближайшее время завершится сделка покупки более 40% акций банка, и их владельцем станет консорциум Heim Partners, в который входят тот же ЕБРР, литовская группа компаний Invalda INVL и украинский инвестиционный фонд Horizon Capital. Летом, напомним, консорциум подписал предварительный контракт с Агентством публичной собственности о покупке 41,09% акций Moldova-Agroindbank, разрешение на покупку которых консорциуму уже дал Нацбанк.