Беженцам не убежать: как и почему они стали невыездными в Молдове
6 мин.

Беженцам не убежать: как и почему они стали невыездными в Молдове


В то время как страны Евросоюза безуспешно пытаются решить проблему наплыва мигрантов, в Молдове беженцы не могут получить проездные документы, позволяющие им покинуть страну. В представительстве ООН говорят, что Молдова тем самым нарушает свои международные обязательства. Ответственные ведомства перекладывают вину друг на друга. А сами беженцы не исключают, что выделенные внешними донорами на решение этих проблем деньги были потрачены на другие цели.

О том, что власти Молдовы не выдают находящимся на ее территории беженцам проездные документы, необходимые для того, чтобы покинуть страну, NM рассказал ассистент главы отдела по защите беженцев при представительстве верховного комиссара ООН по делам беженцев в Молдове Серджиу Гэинэ. По его словам, Кишинев тем самым нарушает право беженцев на свободу передвижения, а также нарушает взятые на себя в 2001 году международные обязательства, которые вытекают из Конвенции ООН о статусе беженцев. 

Принятый парламентом Молдовы в 2008 году Закон об убежище гласит, что власти РМ обязаны по запросу выдавать беженцам проездные документы. Однако на практике, говорит Гэинэ, этого до сих пор не происходит. «Молдова зачастую нарушает права беженцев на жизнь и здоровье в том случае, если они нуждаются в операции, недоступной на территории страны [Молдовы]. Без проездных документов беженцы не могут выехать, чтобы повидать родственников, посетить похороны. Невозможность выехать также может повлиять на то, что беженцы не имеют возможности найти работу или партнеров»,— отмечает Гэинэ.

Проездной документ для беженцев представляет собой биометрический буклет синего цвета, которой похож на загранпаспорт и содержит соответствующие персональные данные. Этот документ позволяет беженцам выезжать за пределы страны, в которой их статус был признан. Проездной документ был разработан и стандартизирован ООН. Необходимость выдачи и признания данных документов прописана в Конвенции ООН о статусе беженцев, принятой в 1951 году. Все государства, подписавшие конвенцию, обязуются выдавать проездные документы. Республика Молдова подписала конвенцию в 2001 году. Однако на практике ее положения до сих пор выполняются не в полной мере. 

Власти РМ уже неоднократно обещали решить проблему выдачи проездных документов беженцам и даже называли конкретные сроки. 16 июня 2015 года на заседании «Клуба журналистов», посвященном вопросам беженцев, глава отдела беженцев при Бюро миграции Екатерина Силивестру пообещала, что проездные документы будут выдаваться с 1 июля. Основная проблема, по ее словам,— их высокая себестоимость. «Мы приложили немало усилий для того, чтобы решить проблему, но, исходя из того, что людей, которым такие документы необходимы, немного, печать одного проездного документа обойдется примерно в $1 тыс.»,— сказала Силивестру. 

Обещанных документов, однако, беженцы не дождались ни в июле, ни в августе. 11 августа Силивестру в беседе с NM озвучила новые сроки. Она выразила надежду, что беженцы смогут получать документы к концу августа. Однако проблема остается нерешенной до сих пор. В ответ на очередной запрос NM Екатерина Силивестру снова пообещала, что «к концу месяца (на этот раз сентября.— NM) беженцы смогут получать проездные документы». 

На вопрос NM, в чем причина постоянных задержек, Силивестру говорит, что Бюро по миграции должно «регламентировать сотрудничество» с госпредприятием Registru относительно технологии изготовления проездных документов, персонализации данных и т.п. Данный процесс, по ее словам, близок к завершению: «Мы уже принимаем заявления от желающих получить проездные документы».

У госпредприятия Registru своя версия того, по чьей вине беженцы не могут получить документы. В пресс-службе предприятия NM ранее сообщили, что с их стороны все работы по изготовлению проездных документов завершены, однако они еще не были одобрены Бюро по миграции. «Как только предложенные нами документы будут одобрены и подписаны, мы запустим технологическую платформу по производству проездных документов»,— заверили в пресс-службе Registru. 

«Да они [Registru] эту информацию полгода готовили!» — вспылила Силивестру в беседе с NM, поспешно добавив, что «это наша кухня и влезать в нее не стоит». От дальнейших комментариев по поводу взаимодействия с Registru она отказалась. 

Чиновница признает, что отсутствие проездных документов является нарушением прав беженцев на передвижение. Но с рядом оговорок. «Да, мы взяли на себя обязательства, подписав конвенцию. Но и затраты это влечет за собой немалые. К тому же мы не настолько наивны, чтобы полагать, что беженцам с проездным документом сразу откроют визы в другие страны»,— добавила Силивестру. 

На просьбу NM прокомментировать заявление сотрудника представительства верховного комиссара ООН по делам беженцев в Молдове Силивестру сказала, что «нам стыдно перед международными партнерами: за бланки для проездных документов заплатили европейские организации». 

В представительстве верховного комиссара ООН по делам беженцев в Молдове в межведомственные споры предпочитают не вмешиваться. Серджиу Гэинэ лишь выразил надежду, что молдавские власти все же будут соблюдать свои международные обязательства и начнут выдавать проездные документы без дальнейших отсрочек.

Сами представители беженцев на этот счет настроены скептически. Член сообщества выходцев из стран Африки и Азии Тезера Абебе в беседе с NM привела в пример проект ООН по интеграции беженцев в Молдове, на Украине и в Белоруссии, в рамках которого Кишиневу было выделено €554,963 тыс. «Согласно проекту, Молдова должна была с 2009 по 2011 год реализовать обязательства, которые взяла на себя, подписав Конвенцию о статусе беженцев. Обязательства РМ не выполняет по-прежнему, а деньги были потрачены»,— заключает Абебе. 

Адвокат Олег Палий работает в Правовом центре адвокатов — неправительственной организации, которая предоставляет юридические услуги беженцам, лицам, ищущим убежища, а также лицам без гражданства и претендентам на статус лица без гражданства. В беседе с NM он рассказал, что, попадая на территорию Молдовы, беженцы получают документы внутреннего пользования, которые позволяют им пользоваться теми же правами, что и граждане РМ, за исключением прав электоральных. 

«Если у кого-то из беженцев есть действительный национальный паспорт, то они могут выезжать за пределы страны. Если нацпаспорта нет или он просрочен, то человек выехать за пределы Молдовы не может»,— сказал Палий. Он подчеркнул, что рано или поздно проездные документы становятся необходимы каждому беженцу, так как нацпаспорт обладает ограниченным сроком годности. Официальной информации о том, у скольких беженцев, находящихся на территории РМ, нет нацпаспорта либо он просрочен, не существует, говорит Палий. 

Тезера Абебе рассказала NM, что ей известны случаи, когда беженцы из-за отсутствия проездных документов не могли выехать из Молдовы на похороны к родственникам, а также получить медицинские услуги, недоступные в молдавских клиниках. Однако говорить об этом вслух беженцы боятся, отмечает Абебе: «Это может в дальнейшем повлиять на процедуру получения молдавского гражданства, поэтому они запуганы».

Тем не менее ряд беженцев уже обратились за юридической помощью к Олегу Палию. «Сейчас я помогаю нескольким беженцам оформить жалобы в суд»,— говорит адвокат. Он не исключил, что в случае неудовлетворения молдавскими судами жалоб беженцы будут искать справедливости в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). 

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: