Бой с тенью. Существует ли конфликт между правящим большинством и президентом
7 мин.

Бой с тенью. Существует ли конфликт между правящим большинством и президентом


Противостояние парламентского большинства и президента Игоря Додона набирает обороты. Представители правящей коалиции угрожают главе государства импичментом, а президент – референдумом, роспуском парламента и досрочными выборами. Эксперты по конституционному праву утверждают, что без поддержки парламентского большинства у президента нет шансов добиться проведения плебисцита. Политологи, в свою очередь, считают, что правящее большинство не пойдет на импичмент, а конфронтация больше похожа на созданную искусственно. 

На первом в этому году заседании совета правящего альянса, которое состоялось вечером 26 января, кроме предстоящей реформы правительства обсуждался  вопрос об отстранении Игоря Додона от должности президента. Предложение об этом поступило от Либеральной партии. Депутат от Демпартии Сергей Сырбу рассказал NM, что на заседании рассмотрели предложение либералов и приняли решение начать всесторонний анализ действий президента, чтобы  оценить их конституционность.

Неприсоединившийся депутат парламента Артур Решетников в беседе с NM уточнил, что представители большинства «будут отслеживать и документировать действия президента, которые противоречат Конституции».

«В том числе, с помощью специально созданной рабочей группы мы проанализируем законодательство. Обвинения в нарушении Конституции – очень серьезны, поэтому прежде чем что-либо предъявлять, нужно найти весомые доказательства, чтобы это не стало только чьим-то политическим пиаром», – пояснил Решетников.

newsmaker.md/rus/novosti/dialog-dlya-televizora-o-chem-igor-dodon-poltora-chasa-govoril-s-pressoy-29419
 

Игорь Додон, напомним, заявил на пресс-конференции 24 января, что не отказывается от обещания организовать досрочные выборы парламента. Но, поскольку у президента нет полномочий распускать парламент, кроме тех случаев, что предусмотрены законом, он заявил о необходимости изменить Конституцию.

Додон сообщил, что совместно с юристами президентского аппарата был найден путь, благодаря которому в ближайшее время будут предложены изменения Конституции. Президент также сказал, что, несмотря на решение Конституционного суда (КС), постановившего, что глава государства может лишь один раз отклонить одну и ту же кандидатуру министра, предложенную главой правительства, он не намерен соглашаться с кандидатурой либерала Валериу Мунтяну на пост министра обороны.

Кроме того, президент 26 января отказался подписывать указы о повышении в должностях (до председателя и запредседателя судебных инстанций) десяти из 22 судей, предложенных Высшим советом магистратуры.

Опрошенные NM эксперты по конституционному праву утверждают, что без поддержки парламентского большинства у главы государства нет реальных возможностей добиться организации референдума, при этом другие способы его инициировать, по их мнению, также чреваты провалом.

В частности, бывший судья КС Николае Осмокеску уверен, что никаких законодательных лазеек нет. «Процедура организации референдума по изменению Конституции, а только таким способом президент может добиться расширения своих полномочий по роспуску парламента, очень сложная. Если в аппарате президента все-таки подготовят инициативу, которая будет в полной мере аргументированной, то затем ее нужно направить на рассмотрение в парламент», — пояснил эксперт NM.

Даже если парламент даст «зеленый свет», сказал он, отметив, что это маловероятно, на этом дело не закончится. «Далее законодательный орган должен направить запрос в Конституционный суд. И только если КС признает предлагаемые на референдум вопросы соответствующими Конституции, парламент может определять дату проведения референдума», — отметил Осмокеску.

Он также отметил, что референдум может быть организован не ранее, чем через шесть месяцев после вступления в силу решения парламента о его проведении.

«Президент не в силах ничего сделать без согласия парламентского большинства. Других лазеек нет, это блеф. Знаете, я тоже хочу купить Rolls Royce, есть у меня такая инициатива, только организовать покупку я не могу», — сказал Осмокеску. При этом, добавил он, президент может обратиться за помощью к народу. «В таком случае инициатива должна исходить не менее чем от 200 тыс. граждан, имеющих право избирать. Но такой путь еще сложнее», — считает эксперт.

Бывший председатель КС Виктор Пушкаш, в свою очередь, обратил внимание на то, что президент не относится ни к одному из трех субъектов, которые могут инициировать референдум об изменении Конституции. «Инициатива об организации конституционного референдума может исходить от правительства, или не менее одной трети депутатов, или от граждан», — пояснил он.

При этом, по его словам, организовать плебисцит по инициативе граждан практически невозможно. «Согласно ст. 141 Конституции, граждане, инициирующие пересмотр Конституции, должны представлять не менее 20 тыс. подписей из половины административно-территориальных единиц второго уровня. По моим подсчетам, всего получается 360 тыс. подписей, а не 200 тыс. Это положение вводилось, когда Молдова делилась на уезды. Сейчас собрать такое количество подписей нереально, потому что в некоторых районах чуть более 20 тыс. населения», — пояснил Пушкаш.

Он напомнил, что как раз по этой причине и провалилась инициатива гражданской платформы «Достоинство и правда» (Demnitatea și adevar — DA), которая пыталась организовать референдум по изменению Конституции. Тогда инициативной группе DA удалось собрать не менее 20 тыс. подписей лишь в трех административно-территориальных единицах — Кишиневе, Бельцах и Оргеевском районе.

При этом, если гражданам все-таки удастся собрать необходимое количество подписей, то парламент обязан поддержать инициативу о проведении референдума.

newsmaker.md/rus/novosti/platforme-da-otvetili-net-tsik-otkazal-v-provedenii-referenduma-23698
 

Глава неправительственной организации «Юристы за права человека» адвокат Виталие Нагачевски также считает, что инициирование президентом референдума — заведомо провальный шаг.

«У него нет парламентского большинства (чтобы изменить Конституцию через парламент, а не с помощью референдума, нужна поддержка 67 депутатов.— NM), а условия законодательства по организации плебисцита путем выдвижения народной инициативы вряд ли возможно выполнить», — полагает он.

По словам Нагачевски, Додон делает все, чтобы подготовиться к следующим парламентским выборам, а реальных возможностей организовать референдум у него практически нет.

Советник президента по юридическим вопросам Максим Лебединский, однако, заверил NM, что «юридическая лазейка», позволяющая организовать плебисцит, есть. Он подчеркнул, что президент объявит о ней «в свое время», отказавшись говорить об этом сейчас.

Исполнительный директор Ассоциации за демократию через участие ADEPT Игорь Боцан считает мнимой конфронтацию президента и парламентского большинства. По его словам, глава государства и координатор правящей коалиции Владимир Плахотнюк подыгрывают друг другу.

«Во-первых, все угрозы Додона о созыве референдума нереальны. Президент может подписать указ о консультативном референдуме, который, по сути, – опрос общественного мнения без юридических последствий», — пояснил Боцан NM.

Но даже консультативный референдум, добавил он, вряд ли будет организован, так как в бюджете Центризбиркома не было предусмотрено на это денег. А парламент и правительство, по его словам, заявят, что дополнительные траты на опрос общественного мнения не целесообразны.

Комментируя возможную инициативу правящего большинства об импичменте президенту, Боцан отметил, что если власти начнут эту процедуру и доведут ее до референдума, Додон легко его выиграет.

«Такое развитие событий не выгодно правящему большинству. Сотрудничества между президентом и большинством не будет, но и это противостояние, как правильно отметил [лидер Партии коммунистов] Владимир Воронин, похоже на волны в тазике», — заключил эксперт. При этом, добавил он, противостояние выгодно обеим сторонам.

Бывший постпред Молдовы в Совете Европы и в ООН Алексей Тулбуре считает, что в условиях, когда у президента нет полномочий что-либо изменить в стране, есть только один выход – мирная дестабилизация.

«Референдум – тупиковый путь с массой ловушек и подводных течений. Единственное, что может сделать Додон – вообще не подписывать любые назначения и не промульгировать законы. В таком случае властям придется инициировать процедуру импичмента и дойти до референдума, от которого они только потеряют, так как все опросы демонстрирует высокий уровень недоверия населения к власти», — считает Тулбуре.

В то же время, по его словам, президент может вывести людей на улицы и попытаться объединить оппозицию. «Я допускаю, что Додон еще не понимает, что единственный путь – это мирная дестабилизация, а стабильность – это стабильное продолжение воровства», — сказал эксперт. При этом он считает, что сейчас неподходящее время поднимать вопросы идентичности или нового курса истории. Эксперт уверен: они срабатывают, как дымовые шашки, от которых идет дым, но нет никакой практической пользы.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: