ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ВЫБОРЫ
ЧТО НАМ ОБЕЩАЛИ КАНДИДАТЫ В ПРЕЗИДЕНТЫ 20 ЛЕТ НАЗАД
В Молдове закончилась президентская избирательная кампания. Впервые за 20 лет главу государства выбирали всенародным голосованием. Избирателей пугали «рукой Москвы», «вашингтонским обкомом», объединением с Румынией. Политики обещали вести страну на Запад или на Восток, клялись обеспечить благополучие, объединить страну, построить правовое государство и бороться с коррупцией.

NM решил вспомнить, что говорили и обещали кандидаты в президенты Молдовы 20 лет назад - во время предвыборной кампании 1996 года. И нашел немало интересного и знакомого.
20 лет назад кандидаты в президенты Молдовы соревновались в скромности. Одна из 10 главных причин голосовать за Лучинского звучала так: «У Мирчи Снегура есть президентский самолет. У Петра Лучинского его нет, и он ему и не нужен. Это слишком дорого. Он отдаст его для перевозки пассажиров».

В нынешней кампании кандидаты тоже спорят о самолетах. Правда в другом контексте. Куда летал Игорь Додон на частном самолете олигарха Плахотнюка. И кто платил за чартерный авиарейс для правительственной делегации, в состав которой входила Майя Санду.
«С любовью к Господу» - 20 лет назад кандидаты в президенты тоже спекулировали на теме религиозности и близости к церкви. «Когда я расстроен, я иду в церковь», - признавался со страниц агитационных газет Мирча Снегур.

Игоря Додона благословляли на предвыборную борьбу под стенами Кэприянского монастыря. Там он обещал защищать православную веру. Церковь и сама открыто вмешивается в политику. В ходе нынешней кампании группы священнослужителей и лично митрополит Владимир агитировали за лидера социалистов, который получил благословение и патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Как и на нынешних выборах, 20 лет назад кампания выстраивалась на жестком противопоставлении: черное и белое, «две личности - два пути», стенка на стенку.

О евроинтеграции, правда, тогда еще никто не говорил - она появится позже. Но один из кандидатов уже тогда представал в образе «политика европейского калибра».
Если на нынешних выборах против одного из кандидатов активно использовался гендерный фактор, то 20 лет назад была разыграна карта внешнего облика кандидатов.

Почему Лучинский? Потому что это «мужчина, которого обожают женщины». «Хочешь умного и красивого мужчину во главе страны?» Кто ж откажется.
Хлеб и зрелища
Locally grown grape is cheap and very juicy
В ходе кампании 1996 года кандидаты не скупились на обещания.

Мирча Снегур обещал достаток и изобилие. Из его агитационных материалов следовало, что только проголосовав за Снегура, граждане будут иметь «хлеб на столе».

Петр Лучинский затронул потребности более высокого порядка. «Он идет вас не разделять, а примирить», - обещали его агитаторы.

С учетом того, что обещания разделить расколотое и поляризованное до предела общество звучат и в ходе нынешней кампании, за 20 лет в этом плане мало что изменилось.
В программах кандидатов тоже до боли знакомые пункты и тезисы.
Интеграция в международное сообщество (евроинтеграцию молдавские политики тогда еще не изобрели). Налаживание межэтнических отношений в обществе, гражданское примирение. Реформы. Искоренение коррупции, непотизма и мафии. Стабильность, порядок, благополучие. Ничего из сегодняшнего дня не напоминает?
Объединение страны. Сохранение независимости и суверенитета. Построение демократии и правового государства...

Как будто написано сегодня. Как будто не прошло 20 лет.
Мына Московей
Геополитика, как и сегодня, была важным фактором предвыборной кампании 1996 года. Агитаторы азартно разоблачали «агентов Москвы» и «пятую колонну». «Вашингтонский обком» и «гейропу», правда, тогда еще не придумали.
Зато выражение «Мына Московей» (рука Москвы), которое сейчас скорее ироничный политический мем, тогда было вполне серьезным и уважаемым аргументом. И даже названием самой что ни на есть настоящей и регулярной газетной рубрики.
Страшная сила
Человеческий страх - двигатель прогресса. Это знает любой политтехнолог.

А где есть страх, логика не работает.

«Все унионисты голосуют за Снегура. Значит и Снегур унионист?»

Где-то мы видели что-то подобное. И тоже про унионистов. Причем совсем недавно.
Или вот еще. «Долги правительства будут платить и дети наших детей». Универсальная для молдавской политики мудрость, которая будет актуальна наверное еще... у детей наших детей.

«Спасем страну от угрозы неокоммунизма». До сих пор ни неокоммунисты не перевелись, ни спасители.

Ну, и какая молдавская предвыборная кампания без хорошей смешной карикатуры? Что-что, а креатив у молдавских политтехнологов зашкаливает. Что 20 лет назад, что сегодня.
Ни шагу назад
Кандидат от Партии коммунистов Владимир Воронин в 1996 году не значился в числе фаворитов. Наверное поэтому главным пунктом его президентской программы была... ликвидация поста президента.

Спустя пять лет Воронин займет эту должность, и совсем не ликвидирует ее, а наоборот сконцентрирует в своих руках все рычаги власти, выстроив на восемь лет жесткую властную вертикаль под своим единоличным руководством.

Кстати, с аналогичным программным пунктом (ликвидация поста президента) шел на нынешние выборы один из аутсайдеров гонки Михай Гимпу.

Ну, а тезис о том, что « отступать некуда» в той или иной форме присутствует в предвыборной кампании практически каждого кандидата. Только за спиной у каждого - что-то свое.
До встречи через 20 лет.
x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: