Премьер Павел Филип на заседании правительства 12 марта принял отставку министра юстиции Александру Тэнасе. Сам Тэнасе на заседании отсутствовал. С поста он решил уйти после обнародования записи его разговора трехлетней давности с Вячеславом Платоном. Эксперты считают, что запись, вероятнее всего, «слил» Платон. Они также уверены, что уход Тэнасе — плохой сигнал для власти и лидера Демпартии Владимира Плахотнюка: «Люди могут начать сомневаться, что у него «все схвачено»».
Принимая отставку главы минюста, Филип заявил, что сожалеет об увольнении Тэнасе, но уважает его решение. «Я уважаю его решение. Это было способом ответить на атаки против него, а также способом защитить правительство», — сказал Филип.
Самого Александру Тэнасе на заседании правительства не было. Генеральный госсекретарь Анатолие Мунтяну сказал журналистам, что Тэнасе находится в минюсте. Корреспондент NM отправился в минюст, однако в приемной сообщили, что министр покинул здание около часа назад, и когда вернется, неизвестно. Ни с кем их сотрудников пресс-службы минюста поговорить не удалось.
Госсекретарь министерства юстиции Николае Ешану отказался отвечать на вопросы журналистов об отставке Тэнасе. Он вышел из здания министерства и сел в свой автомобиль. Когда представители СМИ пытались задать ему вопросы, Ешану открыл окно и сказал, что это ненормально, что журналисты задают ему вопросы, когда он за рулем. «Я отказываюсь вам отвечать. Когда в этой стране появятся нормальные журналисты, тогда и буду отвечать», — заявил Ешану и уехал.
NM попытался спросить о причинах отставки самого Александру Тэнасе, однако связаться с ним не удалось — на звонки и SMS-сообщения он не отвечал.
«Подрыв доверия»
Александру Тэнасе принял решение уйти в отставку в воскресенье, 11 марта, о чем сообщил на своей странице в Facebook. Тэнасе написал, что согласился возглавить министерство юстиции, понимая всю сложность и ответственность этой должности. По его словам, никто не предлагал ему вмешиваться в политику, и он согласился на эту должность не для того, чтобы участвовать в электоральной гонке.
Причиной своей отставки Тэнасе назвал отсутствие доверия населения. «Это в духе европейских ценностей, чтобы занятие любой государственной должности основывалось в первую очередь на доверии людей. Когда это доверие поставлено под угрозу, пусть и по необоснованным причинам, какой бы хорошей ни была любая инициатива, она не даст результатов», — написал министр. Именно из-за «подрыва доверия», по словам Тэнасе, он решил уйти в отставку и на этом закончить работу в государственной сфере.
Тэнасе объявил о своей отставке через день, после того как телеканал Jurnal TV опубликовал запись телефонного разговора предположительно трехлетней давности между бизнесменом Вячеславом Платоном и Александру Тэнасе, возглавлявшего тогда Конституционный суд (КС).
Комментируя это, Тэнасе написал в Facebook, что знаком с Платоном, но в подлинности записи не уверен. «Мы с Платоном знакомы, с тех пор как были депутатами в парламенте. И я всегда отвечаю на телефонные звонки знакомых. Но в этом разговоре нет ничего важного. Важно другое — мы живем в стране, где никто не может быть уверен в личной свободе и неприкосновенности личной жизни. Именно поэтому я согласился стать министром юстиции: я считаю, что эта страна нуждается в глубоких реформах», —написал Тэнасе.
«Целый глава КС на это никак не реагирует»
Эксперты обращают внимание на разнонаправленность этих двух постов Тэнасе. «Очевидно, что-то произошло за эти 24 часа, между двумя этими сообщениями (постами Тэнасе)», — считает политолог Виктор Чобану.
По его словам, из телефонных переговоров Тэнасе и Платона становится понятно, что «не все в порядке». «Платон ему сообщает всю подноготную кражи миллиарда, а целый глава КС никак на это не реагирует», — отметил Чобану. По его мнению, Тэнасе знал участников «кражи миллиарда».
Чобану предполагает, что Тэнасе мог сам принять решение об отставке, потому что знал, что есть другие записи его телефонных разговоров. При этом он не исключает, что Тэнасе «попросили уйти».
Чобану в этой связи обратил внимание на тот факт, что незадолго до Тэнасе в отставку неожиданно подал глава СИБ, и на его место до сих пор никого не назначили. «Это говорит о том, что система не монолитна, и в ней есть проблемы, которые приходится наскоро решать, иногда опрометчиво», — отметил Чобану.
Политический аналитик Корнелиу Чуря, в свою очередь, считает, что, как и написал Тэнасе, он не хотел быть мишенью в политической борьбе. «Думаю, это не единственный телефонный разговор. И [обнародование других записей] ударило бы по правительству и Демпартии, хотя Тэнасе и не был ее членом», — сказал Чуря.
При этом, отметил он, в этих записях телефонных разговоров, скорее всего, нет ничего сенсационного. Такой вывод, по словам эксперта, напрашивается, так как из опубликованной записи понятно, что «Тэнасе говорит осторожно».
Глава института стратегических исследований Андрей Попов также обратил внимание на разнонаправленность двух постов Тэнасе. По словам Попова, первую реакцию Тэнасе можно назвать «отметающей обвинения, говорящей о реформах, ради которых он пришел в правительство и которыми намерен заниматься».
Вторая реакция (сообщение об отставке), отметил Попов, совсем другая. «Он не просто объявил об отставке, а заявил, что ставит точку в своей публичной карьере. Это свидетельствует о том, что [за время между двумя постами] явно что-то произошло», — считает эксперт. Он также обратил внимание на то, что Тэнасе написал пост об отставке в воскресный день в Facebook, а не на пресс-конференции, дождавшись понедельника.
«Уходя, уходи»
В комментариях к посту Тэнасе об отставке его спросили, будет ли он баллотироваться на должность мэра Кишинева, на что Тэнасе ответил: «Когда я говорю, что прекращаю публичную карьеру, это значит, что я прекращаю политическую карьеру. Как говорится —уходя, уходи».
Политолог Виктор Чобану считает маловероятным, что после таких категоричных заявлений Тэнасе вернется в политику и будет кандидатом в депутаты по одномандатным округам или кандидатом в мэры Кишинева.
«Кроме того, я считаю, что для Тэнасе время хорошего старта упущено. Насколько мне известно, раньше он фигурировал во всех опросах Демпартии, и его рассматривали как кандидата на выборах мэра, но каковы сейчас результаты этих внутренних опросов, мне неизвестно», — сказал Чобану. Он добавил, что фраза Тэнасе «в африканской стране — африканские законы», произнесенная в разговоре с Платоном, может стать цитатой года.
Андрей Попов, в свою очередь, отметил, что Александру Тэнасе был самым медийным из нынешних министров, который заботился об объяснении проводимых им реформ. «Сейчас он не просто уходит, он залегает на дно и демонстративно закрывает двери для своего возвращения в политику, не комментируя, и это абсолютно не похоже на то, как раньше он оставлял возможность для маневра. Он всегда оставлял дверь открытой. Сейчас бросается в глава, насколько он категоричен», — отметил эксперт.
Такая категоричность и полный отказ от общения с прессой не характерны для Тэнасе, подчеркнул эксперт. Он напомнил, что Тэнасе всегда охотно комментировал различные события и вступал в полемику, а на этот раз даже не пришел на заседание правительства, на котором рассматривали его заявление об отставке.
По словам Попова, складывается впечатление, что «Тэнасе подал сигнал тем, кто убедил его вернуться в правительство: „На меня больше не рассчитывайте“». «Для нынешней власти это неприятный сигнал. При том, что тот факт, что властям удалось убедить такую весомую в политическом и профессиональном плане фигуру вернуться на госслужбу, был позитивным сигналом: раз такие люди соглашаются работать, значит, они верят, что есть перспективы, и власть крепко стоит на ногах», — отметил Попов.
«Это говорило о том, что, раз такой человек вошел в правительство, значит, все нормально. Для [лидера Демпартии] Владимира Плахотнюка сейчас возникает ситуация, что после ухода Тэнасе люди, особенно из близкого и дальнего окружения, могут засомневаться в том, что у него [Плахотнюка] все схвачено», — считает эксперт.
«Сигнальные переговоры» Платона
В последние четыре-пять лет практика слива прослушки стала особенно активной, отметил Попов. При этом, добавил он, ни одно уголовное дело, по которому были такие сливы, не было доведено до конца. Эксперт предположил, что обнародование записи телефонного разговора с Тэнасе — это часть «сигнальных переговоров», которые ведет Вячеслав Платон.
«Мы услышали всего лишь фрагмент, в котором нет никаких взрывных деталей. Думаю, публикация этого разговора нужна была для того, чтобы кому-то о чем-то сигнализировать», — считает эксперт. Он думает, что эта запись не единственная, и в дальнейшем могут обнародовать и другие.
По его мнению, разговор, скорее всего, записал сам Платоном. «Я не эксперт, но очевидно, что голос Платона слышно хорошо, а голос Тэнасе — с помехами», —отметил Попов, подчеркнув, что слова Платона надо оценивать в контексте того, что эту запись делал он сам: «Когда человек сам записывает разговор, он не будет говорить ничего, что может его очернить».
Отметим, что, по информации NM, Вячеслав Платон и его адвокаты не знают, кто передал запись телеканалу Jurnal TV, а мобильный телефон Платона, которого осудили на 18 лет по делу Banca de Economii, хранится в НЦБК.
«Отставка в европейском стиле»
Политолог Виктор Чобану считает, что в Европейском союзе не питали иллюзий насчет Молдовы, а потому отставка министра юстиции не будет иметь особого эффекта. «Тэнасе заявлял, что у него нет никакого доверия к системе юстиции. Не думаю, что после этого у кого-то были иллюзии, что при существующем режиме будут какие-то изменения», — полагает Чобану.
Корнелиу Чуря, в свою очередь, считает, что отставка Тэнасе может вызвать двойственную реакцию европейских партнеров. «Он возглавлял министерство, на реформы которого внешние партнеры обращают особое внимание — это реформа юстиции и борьба с коррупцией», — напомнил Чуря, отметив, что с этой точки зрения отставка главы минюста — не очень хороший сигнал. «При этом на Запале понимают, что в Молдове год выборов и реформы не будут идти в интенсивном темпе», — добавил эксперт.
В то же время он обратил внимание на то, что это была «отставка в европейском стиле», когда министр юстиции ушел после обнародования записи разговора, в котором, по сути, не было ничего, в чем его можно было бы упрекнуть.