В 2017 году в Гагаузии за 30 млн леев построили первую межпоселковую дорогу. Власти хвалились тем, что это первая дорога, отремонтированная по современным технологиям. Однако спустя полтора года дорожное полотно стало рассыпаться. Эксперты говорят, что всему виной отсутствие защитного слоя, который не предусмотрели в проекте. NM разбирался в ситуации.
История вопроса
В марте 2016 года в гагаузском селе Авдарма прошло первое выездное заседание правительства Молдовы. Пыльный и разбитый участок межпоселковой дороги протяженностью 5 км произвел впечатление на премьер-министра Павла Филипа, поэтому прямо на заседании он пообещал выделить деньги на его реконструкцию.
Межпоселковая дорога связывает районную трассу с Авдармой. Реконструкцию участка было решено делать по новым технологиям, с использованием цементобетонного покрытия. Основным аргументом такой технологии называли прочность и меньшую по сравнению с классической асфальтобетонной стоимость.
Реконструкция 5,5 км дороги обошлась в 30 млн. леев. Из них 5 млн леев выделили через Агентство регионального развития Гагаузии, а 25 млн леев — через министерство транспорта и инфраструктуры.
Оштрафованный победитель
Дорогу в Авдарму ремонтировала столичная компания Irinda-Prim. Ее основал в 2006 году Игорь Галямов, до сих пор единственный учредитель и администратор компании. Irinda-Prim — частый победитель тендеров, проводимых Госадминистрацией автомобильных дорог (ГААД). Например, в 2018 году компания выиграла тендеры почти на 300 млн леев.
При этом Совет по конкуренции дважды штрафовал компанию. Первый раз в 2016 году на 191 тыс. леев «за непредставление документов, необходимых для расследования». В 2017 году Irinda-Prim уличили в сговоре между тремя компаниями при проведении тендера на строительно-дорожные работы. Второй раз сумма штрафа составила уже 917 тыс. леев.
Плохой проект или экономия?
Осенью 2017 года в торжественной обстановке с участием премьера Павла Филипа отремонтированный участок дороги открыли.
Спустя полтора года на дороге уже видны ямы и трещины, а верхний слой и вовсе стирается.
По мнению главы агентства регионального развития Гагаузии Валерия Яниогло, это произошло из-за недоработок технологии производства асфальтобетона. «Необходимо доработать технологию, чтобы не было выбоин. Их не так много, меньше, чем было бы на асфальте, но все-таки есть что усовершенствовать», — отметил Яниогло.
У технического инспектора по надзору за автомобильными дорогами Петра Златова другое мнение. Он считает, что проблемы возникли из-за отсутствия защитного слоя. «Минимум, что нужно было сделать на этой дороге, это провести поверхностную обработку или уложить хотя бы 4 см хорошего асфальтобетона. Это хорошее основание, но его надо уберечь от воды и перепадов температуры», — рассказал Златов.
По его словам, дополнительные работы обошлись бы в 4-5 млн леев. Однако в проект на это не заложили деньги.
Главный специалист ГААД Евгений Гладков сказал NM, что новая технология реконструкции дороги не оправдала себя. «Это не покрытие, а основание из вибропрессованного бетона. За границей его сразу накрывают асфальтом. А тут не было денег [на эти цели]. Сделали, что смогли», — прокомментировал Гладков.
Он добавил, что срок годности дороги составлял год, поэтому уже нельзя заставить подрядчика отремонтировать дорогу.
«Год гарантийного срока — международная практика. Потому что дефект строительства появляется в течение первого года. После этого проявляются ошибки содержания дороги или проектирования. То есть подрядчик не может нести ответственность за то, что ее содержали не по правилам или неправильно спроектировали», — объяснил NM госсекретарь министерства экономики и инфраструктуры Анатол Усатый.
По его словам, в проект не заложили асфальтовое покрытие, потому что было бы дорого. «Местные власти решили сэкономить. Сэкономили? Да. Что получилось, уже другой вопрос», — добавил госсекретарь.
Сам глава компании-подрядчика Игорь Галямов сказал NM, что «давно там не был, поэтому не знает [в каком она состоянии].
Версии о заказчиках
Версии о том, кто заказчик дорожного ремонта межпоселковой дороги, и кто несет ответственность за качество заказа, разнятся. Усатый, например, сначала называл заказчиком ремонтных работ и организатором тендера Агентство регионального развития Гагаузии, а затем (после вопроса о том, почему в проекте не предусмотрели деньги на защитный слой — NM), — мэрию Авдармы.
Яниогло заявил NM, что тендер проводило министерство строительства и инфраструктуры, а Агентство было софинансирующей стороной». В итоге выяснилось, что тендером на проведение работ и разработкой проекта занималась Госадминистрация автомобильных дорог, подчинявшаяся минстрою. Информацию подтвердил сотрудник ведомства Евгений Гладков.
Он рассказал, что на этот год запланированы работы по защите поверхности дороги.
«Мы сделаем двойную поверхностную обработку, и после этого она будет служить долго. То есть на дорогу заливается битумная эмульсия и рассыпается щебень. Такую обработку делали на участке дороги Чимишлия — Комрат», — добавил Гладков. Во сколько обойдутся работы, пока неизвестно.
Петр Гарчу, Комрат
Текст написан в рамках проекта «Школа NM для региональных журналистов»