«Если у вас нет срочной службы, вы сразу избавляетесь от одной коррупционной ниши». Как НАТО помогает Молдове бороться с коррупцией в армии
7 мин.

«Если у вас нет срочной службы, вы сразу избавляетесь от одной коррупционной ниши». Как НАТО помогает Молдове бороться с коррупцией в армии


Сегодня, 3 сентября, в Молдове отмечают День Национальной армии. В этот день в 1991 году президент подписал указ «Об образовании вооруженных сил», в которые вошли Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и Дунайские силы (последние базируются в Джурджулештском порту). Спустя 28 лет после образования молдавской армии ее восприятие в обществе весьма негативное: доверяет ей, согласно опросам, лишь треть населения, а молодые люди не хотят в ней служить. Чтобы улучшить ситуацию, Молдова в 2013 году стала участницей программы НАТО, направленной на реформу управления армией и предотвращение в ней коррупции. Эксперт НАТО Бенедикт Борель (на фото слева) рассказала в интервью NM о программе и о том, как она работает в Молдове, а также о том,  надо ли отменять в стране срочную службу и можно ли улучшить репутацию молдавской армии.

Согласно соцопросам, две трети населения Молдовы не доверяет армии, считая ее малопрофессиональной и коррумпированной. Как бы вы оценили уровень неподкупности в ней? 

НАТО не занимается оценкой уровня неподкупности, то есть мы не ставим оценки и не классифицируем таким образом страны-участницы программы. Этим занимаются обычно неправительственные организации — например, Transparency International и ее Индекс восприятия коррупции. Я вот что могу сказать: сама готовность Молдовы и министерства обороны, в частности, участвовать в этой программе уже была хорошим шагом, так как программа направлена на улучшение управления ресурсами и предотвращение коррупции.

Многое изменилось с тех пор, как руководство Молдовы в 2013 году приняло решение присоединиться к программе НАТО, но еще многое предстоит сделать. Проведение реформ — это длительный путь.

Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой программе.

Программа НАТО укрепления этических основ (Building Integrity Programme) направлена на расширение возможностей и институциональное строительство. Особое внимание уделяется предотвращению коррупции, этическим основам и реформе управления. Программа была открыта для членов НАТО и стран-партнеров. Подход ко все участникам равный — используются те же методологии и инструменты.

Чтобы стать участником программы, надо заполнить анкету, которая помогает понять, как работают оборонные органы страны, на основе каких принципов, правил и процедур. Проанализировав эту анкету, НАТО предлагает рекомендации. Молдова получила их в начале 2016 года.

Как эта программа НАТО работает в Молдове?

В случае с Молдовой очень интересно, что после завершения экспертной оценки анкеты министерство обороны разработало собственный План укрепления этических основ. Он стал «дорожной картой» реализации рекомендаций НАТО. Более того, минобороны не только опубликовало на своей интернет-странице отчет экспертов НАТО, составленный после анализа анкеты, и свой План, но и каждые полгода публикует отчет о реализации этого плана. И это очень хорошо, так как программа направлена, в том числе, на повышение прозрачности и подотчетности. Очень важно, чтобы общественность была в курсе того, как и какие реформы проводят в армии.

Что сейчас делается в рамках этой программы?

Если говорить о конкретных действиях, то, кроме продолжения реализации Плана, в июне я вместе с группой коллег — экспертов НАТО, в том числе специалистов из Командования объединенных сил в Неаполе и профильного специалиста, провели в Молдове курс укрепления этических основ. Он был посвящен укреплению этических основ при проведении миротворческих операций и последствиям коррупции во время таких операций.

Это был второй курс цикла, а первый мы провели в октябре прошлого года. Третий запланирован на ноябрь и пройдет в южном регионе Молдовы в третьей Пехотной бригаде. Все курсы, замечу, организуются по запросу минобороны. В дополнение к этому циклу у нас есть различные учебно-подготовительные программы для военного и гражданского персонала минобороны. Также мы продолжаем при необходимости давать министерству стратегические рекомендации.

Какие структуры минобороны, по вашему, наиболее подвержены риску коррупции и с какими ситуациями это связано?

Таких ситуаций, к сожалению, много. Но так не только в Молдове. Приведу примеры, основанные на моем опыте работы в разных странах.

Некоторые сотрудники оборонных ведомств проявляют чудеса изворотливости и изощренности, когда речь идет о получении личной выгоды и извлечении преимуществ из служебного положения. Это может проявляться в необоснованном повышении по службе. Например, вы — военнослужащий и знакомы с командующим или с министром обороны, и вам присваивают очередное звание без прохождения необходимой подготовки, обучения, без какого-либо оперативного опыта, без трудового стажа на занимаемых должностях и т.п.

Еще одна ниша для коррупции — неправомерные механизмы начисления зарплаты. В пример можно привести «солдат-призраков». Другой пример связан с моими предыдущими обязанностями, когда я работала по этой программе НАТО в Афганистане. Афганские военнослужащие тогда получали зарплату наличными. Каждый командир привозил получку в чемодане. В любой момент их могли ограбить, или же командиры могли эти деньги присвоить. Решение было простое — перечисление зарплат на банковские карточки.

Еще один пример связан с обучением и подготовкой. Представьте, например, что на любые учебно-подготовительные курсы за границей направляют одних и тех же военнослужащих, даже когда тематика курсов никак не связана с кругом их обязанностей. В НАТО этот риск хорошо понимают и рекомендуют направлять на предлагаемые учебные курсы тех военнослужащих, которые отвечают за соответствующее профильное направление, чтобы получаемая ими подготовка была полезна для них и для армии.

Многие жители Молдовы хорошо знают о коррупции в системе призыва на военную службу. С помощью денег у нас можно избежать срочной службы. Как можно избавиться от коррупции в этой сфере? Могла бы этому помочь отмена обязательной воинской обязанности и переход на контрактную основу, что планируют сделать молдавские власти?

newsmaker.md/rus/novosti/v-moldavskoy-armii-sluzhba-po-kontraktu-zamenit-srochnuyu-voennuyu-sluzhbu-37924
 

Проблема с призывниками — это то, с чем мы сталкиваемся и в других странах, участвующих в этой программе НАТО. Действительно, семьи пытаются дать взятку сотруднику военкомата, чтобы их родственников не забирали в армию или чтобы избежать назначения в те подразделения, где служба считается тяжелой.

Что делает НАТО в этом направлении: вместе с министерствами обороны мы работаем над комплектованием личного состава, причем на всех уровнях. Мы говорим об ответственности командиров, об их лидерских качествах, а также об общественном и личном доверии к ним. Например, я могла бы пойти воевать и выполняла бы приказы, только если бы доверяла своим командирам. А если меня отправляют [воевать] без соответствующего обмундирования, без надлежащего порядка в подразделении, если я подвергаю свою жизнь риску, то теряю всякое доверие к своему командованию. И моя семья тоже теряет доверие, в том числе к минобороны, которое является частью правительства, то есть исполнительной власти страны — этот эффект подобен снежному кому.

Возможно ли победить коррупцию в армии?

Коррупция — это гибридная угроза. Борьба с ней очень сложна. Вы можете быть очень порядочным, у вас может быть своя мораль и этика, воспитание, которое вы получили в семье, церкви, школе, но иногда этого недостаточно. Система вокруг может заставить вас нарушить собственные устои.

Что же касается призыва, то теперь все больше и больше стран отказываются от срочного призыва в пользу профессиональной армии. А если у вас нет срочников, то вы автоматически избавляетесь от одной коррупционной ниши.

Есть и другие меры, позволяющие сократить коррупционные риски при призыве в армию. Например, создание механизма допризывной подготовки молодых людей, но опыт этой подготовки должен создавать положительный образ армии и службы в ней. Кроме того, во многих странах служба в армии дает бонусы при поступлении в вузы.

В Молдове восприятие армии не очень хорошее. Было несколько громких самоубийств в армии, случаи, когда солдаты строили коттеджи для командиров, поэтому никто не хочет идти в такую армию.?

Насколько мне известно, согласно недавнему опросу, Национальная армия находится в топе институтов, которым доверяет население. Возможно, стоит провести кампанию в СМИ для улучшения имиджа армии. Я, например, являюсь частью гражданского персонала НАТО. Я — француженка, вступила в армейский резерв Франции, чтобы внести свой вклад в развитие и улучшение национальной армии. Кампания в СМИ должна показать ценность армии. Кстати, во Франции тоже были общественные дебаты о восстановлении призыва, причем еще до террористических атак. Служба в армии — это возможность пройти еще одну школу, еще один способ развития человека. Срочная служба, кстати, есть в Финляндии, которая является серьезным партнером НАТО, есть также разные программы для обучения своих призывников. Поэтому я бы не говорила, что срочная служба — это всегда плохо, но, возможно, следует изменить подход к ней.

Уточнение. В последнем абзаце интервью была допущена ошибка: вопрос, заданный журналистом NM о восприятии армии, был опубликован в качестве ответа Бенедикт Борель. Ошибка исправлена. Приносим извинения читателям и г-же эксперту. 

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: