«Главное – видеть голубой огонек в конце туннеля». Как в парламенте обсуждали европейский вектор и Конституцию
6 мин.

«Главное – видеть голубой огонек в конце туннеля». Как в парламенте обсуждали европейский вектор и Конституцию


Парламент Молдовы 6 октября создал рабочую группу для разработки законопроекта о внесении изменений в Конституцию, закрепляющих курс на евроинтеграцию. Инициативу поддержали только демократы и группа «народно-европейцев». Социалисты, коммунисты, либералы и либерал-демократы отказалась делегировать своих представителей в рабочую группу. У каждой партии на это свои причины.

Законопроект о создании рабочей группы на заседании парламента представлял спикер Андриан Канду. Он — один из четырех авторов инициативы. В соавторах еще три демократа: глава фракции Демпартии Мариан Лупу, председатель комиссии по внешней политике и евроинтеграции Виолета Иванова и депутат Сергей Сырбу.

Авторы инициативы ссылаются на Декларацию о независимости Молдовы, Соглашение об ассоциации с ЕС и решение Конституционного суда от 9 октября 2014 года, в котором суд объявил курс на евроинтеграцию определяющим элементом конституционной идентичности Молдовы.

Соглашение об ассоциации с ЕС, по словам авторов законопроекта, — это стратегический документ, который «определяет новую эру в отношениях и является подлинным признанием Республики Молдова на европейском пространстве».

Представляя проект, Канду подчеркнул, что процесс евроинтеграции Молдовы начался не с решения КС от 2014 года, и даже не в 2009 году, когда к власти пришли «проевропейские» партии.

Повернувшись лицом к левому сектору парламента, он напомнил, что План действий Молдова-ЕС приняли в 2005 году, когда у власти были коммунисты. В том же году парламент абсолютным большинством голосов принял декларацию о необратимости курса на евроинтеграцию Молдовы.

Канду заметил, что курс евроинтеграции закреплен в конституциях нескольких европейских стран. Из примеров, впрочем, привел лишь Грузию: в новой конституции этой страны предлагается закрепить вектор на европейскую интеграцию. Спикер считает, что это хороший пример для Молдовы — чтобы «независимо от того, кто далее будет у власти, сохранялся курс на евроинтеграцию».

Канду подчеркнул, что сейчас рассматривается лишь технический вопрос — о создании рабочей группы. На разработку законопроекта отведено 45 дней, затем его направят для получения заключения в Конституционный суд, и лишь через шесть месяцев законопроект может рассмотреть парламент.

По оптимистичным расчетам, представленным Канду, депутаты смогут проголосовать за внесение изменений в Конституцию к концу следующей весенне-летней сессии — в июне-июле 2018 года, то есть незадолго до парламентских выборов.

Либерал-демократ Тудор Делиу предложил дополнить инициативу демократов. Он напомнил о другом решении Конституционного суда — от 5 декабря 2013 года. Тогда КС постановил, что государственным языком в Молдове является румынский, хотя в ст.13 Конституции он называется молдавский. Делиу предложил, кроме закрепления курса на евроинтеграцию, заодно изменить и название языка.

Лидер коммунистов Владимир Воронин раскритиковал идею демократов. Евроинтеграция, по его словам, — это путь развития и модернизации страны, а не законодательная норма. «То, что вы хотите сделать — это юридическая безграмотность. Причем здесь Конституция?» — спросил Воронин.

Решения КС, о которых говорят авторы проекта, по словам Воронина, не имеют никакого веса: «Вы что, не знаете, какие решения принимает КС, в чью пользу это делается, кто эти граждане, которые там сидят? Эти решения надо отменить, а их самих привлечь к уголовной ответственности».

Лидер либералов Михай Гимпу, взяв слово, начал неожиданно. «Евроинтеграция — не единственный путь», — сказал он. И выдержав паузу, добавил: «Правильно — интеграция в ЕС через объединение с Румынией, „ши пунктум“, как сказал Эминеску».

«Фишка» проекта демократов, по словам Гимпу, в том, что они уже готовятся к тому, как после выборов 2018 года будут править совместно с социалистами. «Они тогда вместе с Додоном скажут Путину: ну, видите, Владимир Владимирович, это у нас в конституции записано, конституция — есть конституция, что мы можем поделать?»

Канду  не согласился с Гимпу и начал рассказывать о том, что цели демократов куда возвышеннее. «Главное — видеть голубой огонек в конце туннеля, и стремиться к нему…», — говорил он.

Но Гимпу его прервал: «Господин Канду, вы против объединения с Румынией?» Вопрос, казалось, застал спикера врасплох. «Это не тема сегодняшних дискуссий», — ответил он после нескольких секунд раздумий. И добавил, что «под интеграцией в ЕС имеется в виду вступление в ЕС, а не что-то другое».

К дискуссии подключились социалисты. Депутат ПСРМ Владимир Цуркан заявил, что вопрос о внешнеполитическом векторе необходимо  решать только на референдуме.

Другой социалист Влад Батрынча заявил, что демократы предлагают сделать евроинтеграцию государственной идеологией, что противоречит Конституции: «Когда-то строили светлое коммунистическое будущее, теперь светлое европейское. Теперь что, заставят всех молиться на евроинтеграцию?»

Он напомнил о результатах опросов, по которым за последние годы поддержка евроинтеграции резко снизилась, и «многие граждане выступают за другой вектор». «Как вы поступите с этими гражданами? Будете запрещать, сажать, расстреливать?» — интересовался Батрынча.

Канду ответил, что плюрализм и свобода выражения — это и есть европейские ценности. «Насчет проведения референдума — почему бы не обсудить это в рабочей группе?» — добавил он.

Почетный председатель Демпартии Думитру Дьяков сказал, что в Молдове «есть одна фундаментальная проблема». «У нас существуют два лагеря. Одни говорят — объединимся с Румынией и все будет хорошо. Другие говорят — вступим в Таможенный союз и заживем», — сказал он.

Из слов Дьякова можно было сделать вывод, что демократы со своей инициативой о евроинтеграции выступают своего рода миротворцами между этими двумя «лагерями» и объединителями молдавского общества.

«Молдова — бедная страна, и мы можем добиться успеха, только мобилизовав все население РМ. Евроинтеграция — это не идеология, а политические ценности, которые должны доминировать. А в ее рамках уже могут быть и власть, и оппозиция, и идеологические партии — коммунисты, либералы, социалисты. Все как в Европе», — сказал он.

Коммунист Олег Рейдман заметил, что предложение демократов, напротив, раскалывает общество. «Конституция — это общественный договор. Общество в этом вопросе разделено. Предлагая изменить конституцию, вы разрушите этот общественный договор и хрупкую стабильность в обществе», — сказал он.

Либерал-демократ Юрие Цап тоже считает, что «кто-то блестяще воспользуется этой инициативой для разделения страны». «Граждане ждут не внесения [евроинтеграции] в конституцию, надо заняться реальной модернизацией, бороться с коррупцией, проводить реформы и жить в правде», — полагает депутат.

В итоге за создание рабочей группы проголосовали только фракция Демпартии и группа «народных европейцев». Демократы делегировали в нее Сергея Сырбу и Раису Апольски, «народные европейцы» — Еуджена Карпова и Михаелу Спэтару.

Социалисты отказались участвовать в работе комиссии, заявив, что то, что задумали демократы — «натуральный тоталитаризм». Схожее мнение высказали коммунисты. Либералы и либерал-демократы не стали делегировать своих представителей по другой причине. Они недовольны тем, что демократы не захотели заодно изменить в Конституции название госязыка на румынский.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: