Год за пять: как изменилась Молдова в 2015-м
7 мин.

Год за пять: как изменилась Молдова в 2015-м


Уходящий 2015 год для Молдовы с политической точки зрения вместил в себя столько событий, перемен и потрясений, что их, пожалуй, хватило бы на пятилетку. Вялотекущий кризис превратился в настоящую политическую войну. Правительства назначались и отправлялись в отставку, не проработав и нескольких месяцев. Сотни тысяч людей выходили на антиправительственные митинги, вернув в РМ моду на уличный протест. Практический весь действующий политический класс в кратчайшие сроки обанкротился, а на политсцену вышли новые игроки.

В 2016 год Молдова входит без правительства и без парламентского большинства. Точно так же, к слову, начинался 2015 год. Однако тогда в стране едва прошли парламентские выборы, и формально победившие на них «проевропейские» партии никак не могли поделить власть. Теперь ситуация принципиально иная: Молдова находится на пороге новых досрочных парламентских выборов, способных практически полностью сменить весь политический класс.

Из партий бывшего альянса «За евроинтеграцию», доминировавших на политической арене на протяжении пяти лет, согласно последним опросам, в следующий парламент может не попасть ни одна. Называть их «проевропейскими» стесняются как они сами, так и западные дипломаты. Управляемое ими государство в ЕС на самом высоком уровне открыто называют «захваченным» олигархами. А европейская «история успеха» Молдовы уже даже перестала быть поводом для шуток.

newsmaker.md/rus/novosti/moldova-predotvratit-padenie-v-propast-16385

Все происходило так стремительно, что некоторые из зарубежных партнеров жаловались, что не успевают запомнить имя очередного молдавского премьера, как тот уже оказывается в отставке. На правительственную чехарду в Кишиневе сетовали и в Тирасполе: там говорят, что каждый из премьеров приходит со своими подходами и формирует определенные посылы для переговорщиков, и их частые смены напрямую влияют на переговорный процесс. Неудивительно, что переговоры между Кишиневом и Тирасполем в 2015 году лишь деградировали, а формат «5+2» так и не был перезапущен.

18 февраля премьер-министром Молдовы стал Кирилл Габурич — единственный глава правительства, ни дня не занимавшийся политикой ни до своего назначения, ни после добровольной отставки 12 июня. Выдвижение далекого от политики и малоизвестного за пределами бизнес-кругов Габурича на должность премьера стало неожиданностью. И вместе с тем именно аполитичность помогла ему стать компромиссной фигурой для либерал-демократов, демократов и коммунистов, голосами которых был утвержден его кабмин.

Спустя два месяца после назначения Габурич оказался в эпицентре скандала: внезапно выяснилось, что один из его дипломов об образовании поддельный. Это стало одной из формальных причин его отставки. Сам Габурич сказал, что заведенное по этому факту уголовное дело стало инструментом политического давления на него. Фактической же причиной, по его словам, является то, что он устал участвовать в политических играх и «имитации реформ». Примечательно, что спустя две недели после отставки Габурича уголовное дело, касающееся его диплома, было закрыто генпрокуратурой «в связи с истечением срока давности».

Отставка правительства Габурича спровоцировала новый политический кризис. Партии, называющие себя «проевропейскими», снова сели за стол переговоров. Их итогом стало воссоздание альянса «За европейскую интеграцию». Переговоры о новом премьере, впрочем, шли неровно. Либерал-демократы решили выдвинуть на эту должность экс-министра просвещения Майю Санду. Она сходу выдвинули ряд условий, среди которых увольнение главы Нацбанка и генпрокурора, а также возможность участвовать в формировании состава кабмина. Этому воспротивились демократы и либералы.

newsmaker.md/rus/novosti/mayya-sandu-kak-tolko-oni-ponyali-chto-ya-ne-budu-oblagorazhivat-ih-imidzh-oni-res-17848

Впрочем, и сами либерал-демократы, казалось, не сильно настаивали: сама попытка выдвижения популярной среди проевропейского электората Санду, как им казалось, должна была повысить их рейтинг. Новым же кандидатом в премьеры от ЛДПМ стал Валерий Стрелец. Он согласился возглавить правительство без предварительных условий и претворять в жизнь решения лидеров партий, создавших альянс.

30 июля Валериу Стрелец без неожиданностей и каких-либо препятствий был утвержден главой правительства. В тот же день первый зампред Демпартии Владимир Плахотнюк сложил с себя депутатские полномочия. Мотивов своего решения он не объяснил, но от очередного ухода в тень его влияние на процессы в государстве не уменьшились.

Тем не менее, на протяжении нескольких месяцев снова оказавшиеся в одной коалиции либерал-демократы, демократы и примкнувшие к ним либералы относительно бесконфликтно руководили страной. Столь же дружно они отбивались от обвинений в краже миллиарда и начавшихся с сентября непрерывных антиправительственных протестов оппозиции – гражданской платформы «Достоинство и правда» (Demnitate şi Adevăr — DA) и левых сил — Партии социалистов Игоря Додона и «Нашей партии» Ренато Усатого.

Гром грянул 15 октября, когда парламент проголосовал за снятие депутатского иммунитета с лидера Либерально-демократической партии Владимира Филата. Об этом попросил генпрокурор Корнелиу Гурин, которого либерал-демократы по договоренности с демократами собирались отправить в отставку. Филат обвинил в происходящем зампреда Демпартии Владимира Плахотнюка. В тот же день лидер ЛДПМ был арестован и ему были предъявлены обвинения в «пассивной коррупции в особо крупных размерах» и «извлечении выгоды из влияния». Он стал первым в истории РМ бывшим чиновником столь высокого ранга, оказавшимся за решеткой.

newsmaker.md/rus/novosti/osen-oligarha-vladimira-filata-uveli-iz-politiki-18708

После ареста Филата правящий альянс формально просуществовал еще две недели. Его агония закончилась 29 октября, когда по инициативе социалистов и коммунистов парламент вынес вотум недоверия правительству либерал-демократа Валериу Стрельца. За отставку кабмина проголосовали депутаты Демпартии, заявившие о необходимости «перезагрузки» правящей коалиции.

После серии сокрушительных и унизительных ударов либерал-демократы поначалу отказались от любых контактов с Демпартией, однако позже все же сели за стол переговоров. Впрочем, к консенсусу им пока прийти не удалось: и демократы, и либерал-демократы настаивают на собственном праве выдвигать кандидата в премьеры.

На фоне разногласий инициативу в свои руки неожиданно взял президент Николае Тимофти, ранее в решительных политических действиях не замеченный. Заручившись поддержкой европейских дипломатов, он фактически бросил вызов Демократической партии и вернувшемуся в публичную политику Владимиру Плахотнюку и самостоятельно назначил кандидатом в премьеры Иона Стурзу, который в последнее время активно критиковал Демпартию и Плахотнюка.

Голосование по утверждению правительства Стурзы намечено на 4 января. Шансов у него практически нет: в поддержке ему уже отказали демократы, коммунисты (в том числе те 14 депутатов, которые 21 декабря покинули ПКРМ) и социалисты. В общей сложности у них 65 из 101 голоса. Голосовать за кабмин Стурзы готовы либерал-демократы (19 мест в парламенте включая арестованного Филата) и либералы (13 мандатов).

newsmaker.md/rus/novosti/nikolae-timofti-postavil-stranu-pered-vyborami-20958

Тем временем Демпартия вовсю занимается созданием парламентского большинства, рассчитывая после провала Стурзы выдвинуть собственную кандидатуру на должность премьера. Ранее демократы настаивали на кандидатуре первого зампреда ДПМ олигарха Владимира Плахотнюка. К настоящему времени демократам удалось заручиться 34 голосами – 20 депутатов от самой Демпартии и 14 примкнувших к ним в рамках социал-демократической платформы беглецов из ПКРМ.

Если они сумеют найти еще 17 голосов и документально оформить большинство, то, согласно решению Конституционного суда, смогут потребовать от президента выдвижения своего кандидата в премьеры. Если же план демократов провалится, Тимофти может снова выдвинуть на должность премьера Иона Стурзу либо другую кандидатуру, неприемлемую для демократов. В таком случае страна с большой долей вероятности выходит на досрочные парламентские выборы.

По их итогам политический класс могут ждать большие перемены. Последние соцопросы показывают, что из пяти нынешних парламентских партий в следующий законодательный орган гарантированно проходит лишь одна — Партия социалистов. Да и она может лишиться существенной части голосов в пользу «Нашей партии» Ренато Усатого, который к прошлым парламентским выборам не был допущен.

Что касается правого фланга, то он может полностью «перезагрузиться». За последние месяцы о себе заявили целый ряд политических сил и фигур, претендующих на то, чтобы сменить обанкротившихся «проевропейских» политиков. Среди них — партия, созданная на основе платформы DA, вернувшийся в политику экс-премьер Ион Стурза, а также открыто заявившая  о своих политических амбициях экс-министр просвещения Майя Санду.

В общем после нескольких лет политического однообразия и «игры в одни ворота» в новый политический год Молдова входит с какой-никакой интригой и весьма широким диапазоном сценариев.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: