Градус снизился до -30
4 мин.

Градус снизился до -30


Спустя год после введения российского алкогольного эмбарго Молдова так и не смогла переориентироваться на другие рынки — экспорт вина упал на 30%, а экспортные потери составили $78 млн. Крупные виноделы утверждают, что пытаются найти новые рынки сбыта, однако сетуют на их заполненность, а малые говорят об удорожании комплектующих для виноделия.

Через год с момента введения Москвой эмбарго на молдавский алкоголь Молдова так и не смогла решить все проблемы и найти новые рынки сбыта своей продукции. По данным минсельхоза, экспорт вина и коньяков за прошедшие полгода сократился на 30% и составил 5,9 млн декалитров стоимостью $83,1 млн. При этом 56% экспорта — 3,3 млн декалитров ($44,3 млн) пришлось на страны СНГ. На долю ЕС пришлось лишь 15% (900 тыс. декалитров) от общего объема продукции, в денежном выражении — 19% ($15,4 млн).

В ведомстве признают, что проблема падения непосредственно связана с российским эмбарго. «Здесь две причины: российское эмбарго и ситуация на Украине»,— говорит замглавы ведомства Сергей Гециу. По его словам, ситуация на Украине повлияла в первую очередь на производителей коньячного спирта. «Украина была основным их покупателем в последние три-четыре года, но в этом году их вообще не покупает»,— пояснил вице-министр.

Ровно год назад, 10 сентября 2013 года, Роспотребнадзор полностью запретил экспорт молдавского алкоголя на территорию России. Причиной санкций стали претензии российского ведомства к качеству алкоголя. В частности, в некоторых партиях молдавского вина был обнаружен дибутилфталат. Спустя несколько дней Россия разрешила экспорт алкоголя для непризнанного Приднестровья, а весной текущего года и для Гагаузии.

Общий объем потерянного экспорта вина и коньяка за прошедшее время, по данным минсельхоза, составил $78 млн.

В ответ на российские санкции ЕС полностью либерализовал свой рынок для молдавского вина с начала 2014 года. Впрочем, полностью заменить российский рынок на европейский молдавским виноделам не удалось. Сергей Гециу объясняет это тем, что «молдавские вина не соответствуют ожиданиям потребителей ЕС». «Не соответствуют вина по стилю и цене»,— отметил замминистра.

По данным таможенной службы, которые приводит IPN, экспорт вина в ЕС за прошедшие восемь месяцев увеличился на 400 тыс. декалитров и составил 1,2 млн декалитров. В то же время общий экспорт вина упал на 500 тыс. декалитров, уменьшившись с 6,2 млн декалитров до 5,7 млн декалитров. При этом 2,85 млн декалитров было экспортировано в Белоруссию.

Другой проблемой, по данным минсельхоза, стал переизбыток винограда на внутреннем рынке. «Сейчас [из-за отсутствия рынков сбыта] на складах у виноделов около 25 млн декалитров вина и около 2,5 млн декалитров коньячного спирта (в чистом алкоголе.— NM). А в этом году еще и хороший урожай технического винограда вышел — около 300 тыс. тонн»,— говорит господин Гециу.

Крупные виноделы также признают, что перераспределить продукцию на европейские рынки им не удалось. «Освоить чужой рынок, где места заняты, не так уж легко. Мы находим новые рынки в Китае, США, Чехии и Польше, но это не заменит российский рынок ни через год, ни через два»,— сказала вице-президент винодельческой компании Lion Gri Нелли Соник, поставлявшей 90% продукции на российский рынок.

Малые виноделы говорят, что само эмбарго повлияло на них косвенно, так как отразилось напрямую на производителях комплектующих для виноделия. «Малые производители вина не экспортировали в Россию, а были ориентированы на внутренний и европейский рынки. Но на нас эмбарго тоже повлияло, так как выросли цены на комплектующие: картон, этикетки, стекло, пробки для вина»,— отметил глава Ассоциации малых производителей вин Молдовы Ион Лука.

Эксперт в области сельского хозяйства Виорел Киврига считает, что для полной диверсификации рынков Молдове необходимо «несколько лет». «Это не делается за один день. Но уже сейчас появляются компании, которые начали экспортировать в ЕС, США, страны Азии. Сейчас восстановление отрасли будет не таким болезненным, как во время прошлого эмбарго (2006 года.— NM), так как с того момента появились компании, способные работать на других рынках. Кроме того, у Молдовы сейчас есть шанс войти на украинский рынок после ухода из него крымских вин»,— резюмировал эксперт.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: