«Копать умею, а стрелять — нет». Что рассказал в суде Пархоменко, осужденный по делу о покушении на Плахотнюка
13 мин.

«Копать умею, а стрелять — нет». Что рассказал в суде Пархоменко, осужденный по делу о покушении на Плахотнюка


Юрий Пархоменко, которого приговорили к пяти годам и четырем месяцам тюрьмы за подготовку покушения на лидера Демпартии Владимира Плахотнюка, дал показания в суде по делу других шести обвиняемых. Прокурор утверждает, что показания Пархоменко подтверждают вину подсудимых. При этом Пархоменко путался в своих показаниях и не мог ответить на некоторые вопросы. NM рассказывает, как проходило заседание, и приводит фрагмент допроса Пархоменко.

Допрос Юрия Пархоменко начался на заседании суда 16 марта, но был прерван из-за того, что одному из обвиняемых понадобилась скорая медицинская помощь. Допрос продолжился 21 марта. На допросе Пархоменко в суде настаивал адвокат Валерия Заболотного Владимир Курмель.

В подготовке покушения на Плахотнюка Прокуратура по борьбе с организованной преступностью и особым делам обвиняет Валерия Заболотного — вице-председателя фонда ветеранов спорта IFAVIS (его председатель — Григорий Карамалак, известный в криминальных кругах под кличкой Болгар), а также Степана Кирова и Дмитрия Шевченко, которых прокуратура называет приближенными Болгара. Еще трое обвиняемых — Иван Кожокарь, Игорь Мельник и Василий Драгуля, по версии следствия, помогали незаконно пересекать границу исполнителям покушения.

По данным следствия, Валерий Заболотный нанял Юрия Пархоменко для убийства Плахотнюка, а Пархоменко, опасаясь, что после выполнения задания его ликвидируют, обратился с тем же предложением к гражданину Украины Александру Адамовичу. По информации прокуроров, Адамович — лидер украинской группировки, которая специализируется на заказных убийствах. Он привлек к делу Павла Евтушенко и Богдана Мыцака, с которым в 2016 года трижды приезжал в Кишинев. Для самого покушения Адамович нанял Павла Коркишко и Ярослава Мищука.

Александра Адамовича по этому делу  задержали на Украине.

В начале допроса в суде Пархоменко заявил, что из шести обвиняемых знает Степана Кирова, Валерия Заболотного, Иона Кожокаря и Игоря Мельника. Пархоменко сказал, что не знаком с Шевченко, хотя позже в ходе допроса говорил, что видел Шевченко и называл его «малый» или «молодой».

Он рассказал, что знаком со Степаном Кировым около шести лет. По словам Пархоменко, Киров привез его на встречу с Заболотным по просьбе последнего. Больше об участии Кирова в организации покушения на Плахотнюка Пархоменко ничего не рассказал.

Приводим фрагмент допроса Пархоменко прокурором Денисом Ротару:

Ротару (Р): О чем вы говорили на встрече с Заболотным?

Пархоменко (П): Он мне предложил … сказал, есть ли у тебя в Приднестровье или на Украине люди, которые могут в окно пульнуть, припугнуть человека, стрельнуть гранатометом. Это в начале. Детали все были потом. Я сказал, что узнаю. Я уехал к себе в Приднестровье, позвонил Адамовичу, и он сказал, что подумает. По поводу стрельбы по окнам для начала. Он сказал, что подумает, потом сказал, что все возможно, в зависимости от суммы денег.

Р: Заболотный говорил про деньги?

П: Сначала разговора не было, был потом. Потом позвонил Адамович, сказал, что все возможно. Потом я позвонил Валере [Заболотному], и мы встретились в Кишиневе, при выезде из города, где зоопарк и Ботанический сад. При встрече сказал, что люди хотят знать нюансы, сколько денег и т.д. Он cказал, что $100 тыс. сейчас и потом еще $100 тыс., после выполнения. Адамович сказал, что у его людей нет документов, чтобы проехать через границу, и надо вопрос решать. Я обратился к Валере, но я быстрее нашел вариант, как им нелегально приехать. Но я не помню всех этих вариантов.

Р: Что за вариант?

П: Вот через [Иона] Кожокаря, по нелегальным провозам. Я не знаю, как там. Я уже Адамовичу позвонил и сказал, что вариант есть, но надо было с жильем решить.
Я обратился к Валере [Заболотному]. Он сказал, что есть квартира, все есть. Сказал, что квартира в пятиэтажке возле магазина «Варна». И рядом дом: зайдешь, там ксерокопия и обувь делают, ключи тебе там дадут от моего имени. Я получил ключи и позвонил Кожокарю. Я обратился к Валере и сказал, что надо же будет деньги на дорогу дать. Заболотный сказал, что даст денег, дал три и потом еще две тысячи долларов.

Далее Пархоменко рассказал о том, что он платил по $300 за переправку через границу одного человека в одну сторону. За троих человек Пархоменко через Кожокаря заплатил Мельнику $900.

При этом Пархоменко сообщил, что $100 тыс., которые Заболотный должен был ему заплатить, он получил только после второго визита исполнителей покушения.

Р: Адамович про них [про своих спутников] что-то рассказывал?

П: Говорил, что участвуют в боевых действиях на стороне Киева в Донецке, Луганске.

Р: Дальше что сделали?

П: Поехали, ключи от квартиры уже были у меня. Валера Заболотный дал адрес уже. Сели и поехали в Кишинев.

Р: После того как вы их отвезли, что вы сделали?

П: Уехал домой.

Р: А эти ребята чем занимались?

П: Спать легли. Я на следующий день приехал. И уже дал им деньги и встретился вечером с Валерой, он мне показал, где окна в здании.

Р: Какие окна и какое здание?

П: Здание темное, три буквы там — GBC. Показывал на четвертый-пятый этаж. Куда надо было из гранатометов пульнуть.

Р: Оружие откуда?

П: Оружие уже принесли в сумке по звонку. Валера мне позвонил, сказал, что надо выйти вниз и встретить «малого», должен был «малый», «молодой», его так называли, привезти. Также он рации привез. Я его один раз видел. Сейчас он здесь (Пархоменко указал на Дмитрия Шевченко). Должен был выйти кто-то из ребят, и они поднялись, и он оставил сумки, и все.

Р: А в чем лежало оружие в сумке, в коробке?

П: Я не знаю, в чем оно там лежало, пистолеты, гранатометы.

Р: Заболотный сказал только, куда надо стрельнуть, или и про человека?

П: Про человека пока не говорил, уже во второй раз сказал, когда деньги привезли. Мы все сами поняли, телевизор у нас уже был, интернет тоже.

Р: Сколько времени просидел Адамович с этими людьми?

П: Две недели с этим двумя.

Р: Почему уехали?

П: Потому что чего-то не было, что-то не было готово. Мы также с Ваней [Кожокарем] сели и отвезли их в деревню, и они уже дальше сами. Ваня Кожокарь передал опять деньги. Кому он там их передавал, я не знаю, никто не покажет свою тему.

Р: Сколько раз Адамович приезжал?

П: С Адамовичем четыре раза, два раза из них с Адамовичем (Что имел в виду Пархоменко и сколько раз на самом деле приезжал в Молдову Адамович с другими лицами, не понятно. Ни прокурор, ни адвокаты обвиняемых не спросили Пархоменко о том, что конкретно он пытается сказать. — NM)

На пресс-конференции в октябре 2017 года, отметим, замглавы Прокуратуры по борьбе с организованной преступностью Виталий Бусуйок заявлял, что Адамович с Павлом Евтушенко и Богданом Мыцаком (оба находятся на свободе на Украине) трижды приезжал в Кишинев.

newsmaker.md/rus/novosti/vse-eto-instsenirovka-imenno-poetomu-nichego-ne-proizoshlo-chto-rasskazali-obvinya-36340
 

Сам Адамович (задержан в Киеве), в своих показаниях, переданных адвокатам, сообщил, что был в Кишиневе два раза. После второго посещения, по словам Адамовича, Пархоменко дал ему $40 тыс., из которых он по $10 тыс. передал Мыцаку, Евтушенко и Гарькавому.

Тогда же Адамовичу, как он писал в показаниях, стало известно, что Гарькавый передал Пархоменко гранатометы. «Я начал понимать, что Пархоменко с Гарькавым готовят что-то противозаконное на территории Молдовы, и тогда же, в середине ноября 2016, я обоим сообщил, что в Кишинев больше не поеду», — рассказал Адамович. После его отказа ехать в Кишинев, Пархоменко, по словам Адамовича, начал в телефонных разговорах угрожать, что расправится с ним и с его семьей. «Тогда я четко понял, что Пархоменко с Гарькавым решили меня «подставить» в какой-то комбинации, либо втянуть в совершение преступления. С этого момента я перестал с ними общаться», — рассказал Адамович.

Р: Вы сказали, что вам пообещали $100 тыс. до выполнения задания. Вам передавали эти деньги и когда?

П: Адамович когда уехал, сказал, что если не будет денег, они не приедут второй раз. Я передал это Валере Заболотному. Он сказал, что деньги будут, и привез мне деньги на Варницу. $100 тыс. Купюрами по 100 долларов, 10 пачек.

Р: Сколько дали денег Адамовичу?

П: Со всеми тратами, со всем вышло около $90 тыс. Себе тоже кое-что оставлял.

Р: Когда сказали, в кого стрелять и как все должно было произойти?

П: Когда Адамович приехал второй раз, он меня сразу спросил, за что эти деньги. Я дал ему $60 тыс. Вернее, чуть позже, они сами в интернете посмотрели, и я спросил…Потом Валера [Заболотный] уже сказал мне фамилию Плахотнюк, как понять, кого-что. Ну он (Адамович) и сам уже понял, они грамотные ребята, в интернете пробили, все проверили, чье здание, Тем более там телевизор еще принес «молодой».

Отвечая на этот вопрос, Пархоменко стал заметно нервничать, судьи задавали ему уточняющие вопросы, потому что ассистент судебного заседания не успевал переводить на государственный язык и стенографировать показания Пархоменко. Он каждый раз начинал говорить заново и в итоге так и не ответил внятно на вопрос прокурора.

Прокурор Денис Ротару возмутился, что судьи перебивают свидетеля, и он постоянно сбивается с мысли.

П: Я через неделю передал деньги, потому что неделя прошла, им ничего не понятно. Также по рациям, одну рацию дали «малому» или «молодому», чтобы на связь выходить. Или потом это было в третий раз.

Р: Как все это должно было произойти?

П: Я купил каждому по телефону, мне должен был позвонить Заболотный, я должен был позвонить Адамовичу, а «молодой» должен был по рации передать им маяк, фейерверк пустить и после этого произвести стрельбу. Но так как не было никакого сигнала, им опять надо было уезжать, после первого раза прошел где-то месяц или три недели.

Р: Зачем салют?

П: Это как бы маяк был, что надо стрелять из гранатомета.

Р: Зачем Заболотному это все надо было?

П: После того как Адамовича ранили, Заболотный сказал, что это надо было Грише Карамалаку. С ним вопросы, проблемы, или зуб он на него имел. Какие-то трения у них были, я не знаю.

Р: Все четыре раза те же самые люди были?

П: В третий раз вместо Адамовича другой приехал.

Р: А почему Адамович не приехал?

П: В него стреляли в Киеве, что-то случилось, и он пропал. Не было слышно его.

Р: Весь этот период вы общались с Заболотным?

П: Нет, не общались, не было людей, что мне было ему сказать. Когда появился третий, тогда уже возобновили общение. Он мне сказал, что Гриша волнуется, что его кинули.

Р: Нашли Адамовича?

П: Ну объяснил ему, что люди серьезные задействованы, чтобы не шутил, потому что все на мне. Он сказал, что все будет нормально. Я ему сказал, чтобы вернул деньги или решал. Он сказал, что вместо него приедет третий человек. Я ему сказал, может, вернешь деньги, он отказался.

Р: Последний раз когда приезжали?

П: Перед Новым годом, ну так же по старой схеме до Тарутино, так же деньги Кожокарь передал, встретили их с той стороны, отвезли в Кишинев в квартиру. На этот раз 10 дней они были.

Р: Почему не исполнили [заказ]?

П: Что-то не получилось. Они сказали, что, когда приехали на место, землетрясение было, в окнах темно было, и опять уехали. Землетрясение было ночью, какой-то знак.

Судья спросил Пархоменко, где исполнители покушения на Плахотнюка рисовали схему своих действий?

П: Ну, на земле рисовали, откуда подойти, с какой стороны здания. Я сам даже не понял, что там они рисовали. Если знали все и без рисунков, какой смысл в этих рисунках.

Адвокат Джеорджета Анушка, которая защищает обвиняемого Василия Драгулю, спросила Пархоменко, как он представлялся людям, которых нелегально переправляли через границу.

Пархоменко уже явно устал отвечать на вопросы и стал грубить. «Майкл Джексон приехал. Не помню, как я им представлялся, может, не представлялся, времени не было», — огрызнулся он.

Также он не смог ответить Анушке на вопрос, какая сумма из всех обещанных за покушение денег должна была достаться ему. Пархоменко сказал, что не помнит, а когда адвокат стала настаивать на конкретном ответе на вопрос, судьи заявили, что Пархоменко на него уже ответил, и сняли вопрос.

Далее вопросы Пархоменко задавал адвокат Валерия Заболотного Владимир Курмель, который и просил вызвать Пархоменко в суд свидетелем:

Курмель (К): Вы лично заказывали гранатометы на Украине?

Пархоменко (П): Ничего я не заказывал.

К: Известно ли вам, кто привез сумки с оружием в Молдову?

П: Не известно, я не видел этого вообще.

К: Вы вообще видели оружие и имеете к нему какое-либо отношение?

П: Не видел ничего.

К: Вы владеете навыками стрельбы из гранатомета?

П: Нет, копать умею. А стрелять— нет.

К: Вы были намерены выстрелить по офису? (судьи сняли вопрос, но Пархоменко успел ответить)

П: Если бы что-то хотелось, то сделали бы.

К: Адамович согласился на стрельбу по офису или отверг силовое решение вопроса?

П: Да, согласился. Деньги взяли.

К: Адамович знал ваше имя и фамилию?

П: Вася меня называли, наверное, не знал.

К: Вы как-то ему представились?

П: Васей представился, чего ты кричишь? (Пархоменко снова устал и стал огрызаться)

К: Юрий, вы каждый раз встречали приезжающих из Украины?

П: Не помню, не всегда, но чаще всего. Да, по-моему, все время.

К: Кроме Адамовича, вы имели с кем-то контакт на Украине?

П: С кем контакт, с РУВД, может?

К: Заболотный встречался с людьми, которые приезжали из Украины?

П: Нет.

На этом допрос Пархоменко закончился. Он завил, что подтверждает свои показания, данные на этапе уголовного преследования. Прокурор Денис Ротару после заседания сказал, что показания Пархоменко подтверждаются доказательствами, которые есть в материалах дела, и доказывают вину всех обвиняемых, которые находятся на скамье подсудимых.

Отметим, что все шесть подсудимых, находящихся в Молдове, и Александр Адамович, арестованный на Украине, свою вину отрицают. Валерий Заболотный в своих показаниях, переданных адвокатам, заявил, что покушение было инсценировкой: «Необходимо было создать видимость заказа этого покушения со стороны Григория Карамалака и его людей в Кишиневе». Адамович в своих показаниях заявлял, что не видел ничего противозаконного в своих действиях, а Пархоменко ему говорил, что ему «нужно только создать видимость, инсценировать слежку» (за зданием GBC).

newsmaker.md/rus/novosti/chto-i-trebovalos-zakazat-prokurory-rasskazali-kak-kriminalnyy-avtoritet-bolgar-go-34277
 

Прокуратура, напомним, завершила расследование и передала в суд дело о покушении на Плахотнюка в конце октября прошлого года. По словам прокуроров, им удалось собрать достаточно доказательств вины семи подозреваемых и доподлинно установить, что заказчиком покушения был Григорий Карамалак (Болгар). Мотивом заказного убийства прокуроры назвали уголовные дела, открытые в Молдове против Карамалака. Об этом, по словам силовиков, рассказали арестованные члены группировки.

Впервые о предотвращении покушения на Владимира Плахотнюка 7 апреля прошлого года сообщило МВД Украины. Его глава Арсен Аваков рассказал, что операция проводилась совместно с МВД Молдовы: организаторов заказного убийства задержали в Киеве, а потенциальных исполнителей — в Кишиневе.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: