Москва-рука. Почему Кремлю невыгодно симметрично отвечать Молдове
6 мин.

Москва-рука. Почему Кремлю невыгодно симметрично отвечать Молдове


Москва не сможет оставить без ответа решение Кишинева выслать пять российских дипломатов. Но любая традиционная для таких случаев ответная мера ударит в первую очередь по главному партнеру России в Молдове — президенту Игорю Додону, выстраивающему свой политический имидж на улучшении отношений с Россией. Эксперты не исключают, что Москва откажется от симметричной высылки молдавских дипломатов, но может задействовать другие рычаги.

После решения молдавских властей выслать российских дипломатов российский МИД пока ограничился комментариями, из которых следует, что демарш Кишинева в Москве рассматривают как внутреннюю борьбу между прозападным правительством во главе с Павлом Филипом и пророссийским президентом Игорем Додоном. Замглавы МИД РФ Григорий Карасин пообещал, что ответ будет жестким, «но о формах и параметрах этого ответа мы будем думать». Мишенью провокации Карасин назвал «те силы в Молдавии во главе с президентом Игорем Додоном, которые реально выступают за нормализацию и оздоровление двусторонних отношений с Россией».

Сам Додон на пресс-конференции во вторник, 30 мая, выступил с обращением к российским партнерам. «Не поддавайтесь эмоциям и не принимайте в связи с этими провокационными действиями правительства РМ поспешных решений. Проблемы с экспортом и мигрантами будут бить не по Демпартии и их кураторам из-за рубежа, а по сотне тысяч наших граждан, которые увидели искру надежды», — сказал на русском языке Додон.

Дипломатическая практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев в ответ на высылку сотрудников посольства следует симметричная мера — объявление персонами нон грата того же числа дипломатов соответствующей страны. Случаются и исключения. Например, после победы на выборах президента США Дональда Трампа уходящая администрация Барака Обамы приняла решение выслать группу российских дипломатов. Москва тогда не стала отвечать симметрично, чтобы не омрачать двусторонние отношения накануне прихода в Белый дом новой администрации.

Дипломатическая практика последних лет показывает, что в отношениях со странами постсоветского пространства Россия всегда отвечала симетрично на высылку своих дипломатов. Более того, в ответ на недружественные действия ближайших соседей Москва нередко задействует и другие рычаги — например, в сфере экономики, торговли, миграции. В случае с Молдовой следствием ухудшении двусторонних отношений нередко становится и ужесточение риторики по проблеме Приднестровья.

Но сейчас ситуация специфическая. Если задействовать против Кишинева любой из этих рычагов, теперь это в первую очередь навредит главному партнеру Москвы в Молдове Игорю Додону, выстраивающему свой политический имидж на улучшении отношений с Россией.

Даже высылка того же числа сотрудников молдавского посольства является проблемой. Во-первых, если для российского посольства в Кишинева пять дипломатов — это заметная, но не критическая количественная потеря, то для молдавского посольства в Москве симметричная ответная мера будет означать необходимость заменить едва ли не половину персонального состава посольства. И это станет большой проблемой в первую очередь для руководителя дипмиссии, которую совсем недавно возглавил ближайший соратник Додона Андрей Негуца.

newsmaker.md/rus/novosti/dodon-na-porazhenie-pochemu-obostryayutsya-otnosheniya-s-rossiey-i-situatsiya-vokr-31637

Применение других традиционных мер российского реагирования — вино, фрукты, мигранты, Приднестровье — тоже сработает против Додона, который только-только начал разрешать эти проблемы на встречах в Москве с Владимиром Путиным.

Применение персональных санкций против «недружественных» молдавских чиновников, например, при въезде на территорию РФ, тоже не даст эффекта. Представители правительства и парламентского большинства и так не ездят в Россию, с тех пор как в марте передали послу РФ в Кишиневе Фариту Мухаметшину ноту протеста в связи со злоупотреблениями в отношении молдавских официальных лиц при прохождении российской границы.

В общем, время и условия для кишиневского демарша в отношении российских дипломатов выбраны идеально. И эффективно ответить Москве практически нечем.

Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики РАН, доцент кафедры региональных проблем мировой политики МГУ им. М. В. Ломоносова Андрей Девятков считает, что у России в нынешней ситуации не так  много вариантов ответа на действия Кишинева. «С одной стороны, Москве вряд ли хотелось бы сейчас усиливать антироссийские настроения в Молдове и подыгрывать Демпартии, поэтому, скорее всего, никаких серьезных торгово-экономических мер предпринято не будет. С другой стороны, Россия не может не следовать принципу взаимности и оставить без ответа такой демонстративно недружественный шаг», — сказал NM эксперт.

Ситуация, по его словам, все же кардинально отличается от той, что сложилась в связи с недавней высылкой российских дипломатов из США, на которую Россия не ответила. «В итоге можно выслать одного-двух молдавских дипломатов в посольстве РМ в Москве, которые работают еще со времен [прежнего посла Дмитрия] Брагиша. Как и сам Брагиш несколько месяцев назад, они в этом случае станут жертвами обстоятельств. Кроме этого, возможно применение каких-то непубличных мер против некоторых представителей Демпартии (в плане возможности посещать Россию, вести там бизнес и т.д.), но вряд ли эта группа мер может быть доминирующей среди других» — считает он.

Девятков не исключил и того, что информационное противостояние между Москвой и Кишиневом в ближайшее время может стать «более жестким и персонализированным».

Бывший постпред Молдовы в Совете Европы Алексей Тулбуре считает, что Москва вряд ли станет высылать дипломатов в ответ. «А кого там высылать? Некого. На высылку наших дипломатов [лидеру правящей Демпартии Владимиру] Плахотнюку плевать. Это принесет страдания только дипломатам и их семьям», — сказал NM эксперт.

Отсутствие симметричных мер в дипломатической практике в таких случаях — это не совсем обычно, но и ситуация не вполне типичная, продолжает Тулбуре: «Когда высылают шпионов, в ответ высылают шпионов, или обычных дипломатов, стараясь соблюсти принцип симметричности ответа. В таких ситуациях стороны, как правило (не афишируя) признают наличие мотивов для высылки. В нашем случае, судя по реакции Москвы, действия Кишинева считаются неоправданными и реакция может быть другой».

Спрогнозировать, какими именно будут действия Москвы, эксперт затруднился: «Степень неадекватности реакций Кремля на происходящее в Молдове высока. Я могу назвать меры, которые я бы считал эффективными, наносящими ущерб не Молдове, а политикам, которые стоят за высылкой».

Такими мерами, по словам Тулбуре, могло бы стать расторжение договора с Плахотнюком на ретрансляцию Первого канала, увольнение Василия Ботнаря с поста директора Moldovagaz. Москва, по его словам, также могла бы начать «более активное расследование преступлений Плахотнюка на территории РФ (если таковые есть) и в отношении граждан РФ, замешанных в отмывании денег и других преступлениях». Реакцией российской стороны, считает он, также мог бы стать запрет на въезд на территорию РФ Плахотнюка и его ближайшего окружения, замораживание всех банковских счетов этих лиц, находящихся под юрисдикцией РФ, и т.д.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: