«Надо меньше заниматься политикой и больше делом». Интервью NM с министром экономики Татарстана
6 мин.

«Надо меньше заниматься политикой и больше делом». Интервью NM с министром экономики Татарстана


В Казани в декабре прошел международный бизнес-форум «Деловые партнеры Татарстана». На нем побывал АЛЕКСАНДР СТАХУРСКИЙ, который  специально для NM поговорил с министром экономики Республики Татарстан АРТЕМОМ ЗДУНОВЫМ о том, есть ли основания для активизации экономического сотрудничества между Молдовой и Татарстаном, что этому мешает и как реализуются начатые в прошлом году совместные проекты Татарстана и Гагаузии.

У Татарстана развитые внешнеэкономические связи. Есть ли потенциал у экономических отношений Молдовы и Татарстана?

У Татарстана действительно очень много экономических и бизнес-партнеров, и карта этих отношений постоянно расширяется. Торговые связи развиваются в рамках заключенных экономических договоров. Что касается Молдовы, то на этом направлении, наверное, стоит активизироваться. Особенно учитывая то, что у нас богатое совместное прошлое, много общих связей и мы говорим на одном языке.

А есть основания для активизации?

Да, есть. За последние десять лет в Татарстане появилась линейка товаров, которые мы могли бы представить на молдавском рынке. Речь идет о синтетическом каучуке, шинах, полиэтилене, синтетических моющих средствах, многих других продуктах, производство которых основано на углубленной переработке нефти. Молдова ведь тоже потребляет все эти продукты.

Справка NM: В Татарстане производится более 40% общероссийского объема синтетического каучука, треть автошин, около половины полиэтилена, 64% полистирола, 14% синтетических моющих средств. Татарстан — единственный в России производитель галабутилкаучуков, поликарбоната и сэвилена. Почти 30% рынка СНГ и 50% рынка дальнего зарубежья обеспечивается изопреновым каучуком, произведенным в Татарстане.

Поэтому было бы интересно посмотреть, как в Молдове устроена система закупок. Может, в ней есть каналы, по которым в страну завозятся более дорогие, чем у нас, товары. Когда  экономические ресурсв ограничены, с этим стоит бороться, в том числе, открывая более выгодные источники поставок.

А как в Татарстане устроена система внутренних и внешних поставок?

У нас выстроена хорошо отлаженная система закупки товаров и услуг. Мы четко знаем, что производим, что можем производить и что завозим. И наш малый и средний бизнес нацелен именно на это. В основном, поддерживаем предприятия, которые работают на внутренний рынок, и готовы производить на экспорт. Если виден рынок, если есть хорошие надежные партнеры, то наши предприниматели открывают филиалы и сборочные производства в других странах. Об этом тоже надо подумать, имея в виду Молдову.

Татарстан, видимо, может себе позволить поддерживать предпринимательство, потому что у него на это есть деньги.

Так говорят популисты. В экономике всегда есть проблема недостатка ресурсов. И Республика Татарстан не исключение. Однако, несмотря на все сложности, объем инвестиций в Татарстане сохранил свой уровень. Мы растем по ВВП, потому что наши предприниматели всегда ищут новые рынки. На это нацелены крупные предприятия, например, КАМАЗ, а также средний и малый бизнес. Предпринимателей можно поддержать двумя способами: дать им денег или дать им рынок. Вот вторая форма поддержки намного важнее и эффективнее. Но прежде всего нужна предпринимательская инициатива и нужны конкретные люди, ответственные за развитие предпринимательства, и они должны думать о том, как расширять рынки сбыта.

Многие производители Татарстана, насколько я понял, стремятся выйти на рынок ЕС. Молдова могла бы стать для этого «мостом», участвуя в создании совместных с Татарстаном предприятий по сборке или переработке. Зона свободной торговли с ЕС предполагает, что товары, в зависимости от степени их переработки, могут считаться молдавскими и экспортироваться беспошлинно в страны ЕС. Как вы оцениваете такой сценарий сотрудничества?

Еще раз повторюсь — мы идем от рынка. Можно выстроить цепочку: товар доходит до Молдовы, а затем осуществляется его переработка с необходимой степенью локализации. И далее мы четко должны видеть, как в партнерстве с вами работать по европейскому рынку.

Чего, на ваш взгляд не хватает Молдове и Татарстану для налаживания более тесного сотрудничества?

Нужен человек, ответственное лицо, которое будет работать конкретно с Татарстаном, имея определенный объем полномочий. Нужен тот, с кем мы сможем быть постоянно на связи, кто сможет приехать и рассказать, какие есть специалисты, инфраструктурные преференции, льготы, возможности по рынкам. У нас также очень мало информации о продукции, производимой в Молдове.

Но есть ведь Торгово-промышленная палата Молдовы, которая этим занимается.

Вы говорите о палате, а я говорю о человеке. С конкретной фамилией, именем, отчеством, сотовым телефоном и мандатом. Такое ответственное лицо — это значительная часть успеха. У нас, например, по каждому подписанному соглашению есть ответственный человек. Если у вас появится такой человек по связям с Татарстаном, дело сдвинется с мертвой точки.

У нас есть одна проблема — частая смена правительства.

Правительства меняются, а люди остаются. Если человек созидает, приносит прибыль государству, развивает уникальные компетенции, то он будет ценен при любом правительстве. Я помню, к нам из Молдавии приезжала официальная делегация, в числе прочего мы говорили о вине. Я услышал тогда о молдавском вине — и на этом все закончилось. Знаете, почему? Потому что вино поставляют не чиновники. Вино поставляет тот, кто его производит. А чтобы свести производителя и покупателя, снова нужен тот самый ответственный человек.

Отдел поддержки экспорта вашего министерства выступает с идеей проведения делового форума на территории Республики Молдова. Вы готовы поддержать эту идею?

Форум ради форума проводить не стоит. А вот тщательное проработанное мероприятие —всегда надо проводить. Предварительно необходимо изучить потребности наших предприятий, затем ваших. Проработать все и лишь затем проводить деловую миссию. В ее рамках можно провести форум, где вы презентуете себя. Потом организуем ответный визит. Это нормальная практика для ускорения процесса. Надо экономических субъектов между собою связывать, директоров предприятий. Давайте свяжемся, заинтегрируемся. Если контракты будут подписаны, связи разорвать уже очень сложно. А для развития взаимовыгодных торгово-экономических отношений нам требуются не единичные действия, а конкретный набор системных мероприятий.

В прошлом году Татарстан подписал договор с Гагаузией о нескольких совместных проектах на 2016-2018 годы. Они реализуются?

Работа по этому направлению идет по согласованному сторонами плану. Со стороны Татарстана его координирует министерство промышленности и торговли, однако обязанности по его реализации распределены между всеми министерствами и ведомствами. Свой круг задач в рамках договора есть и у министерство экономики: они касаются взаимодействия по вопросу создания благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности и экспорта. Но, прежде всего, важен сам факт подписания договора. В его рамках можно реализовывать различные проекты, в том числе в области образования, в сфере технологий, а также развития ваших свободных экономических зон.

Справка NM: Сингапурское госагентство SPRING Singapore оценило Татарстан, как один из самых развитых регионов России. Среди российских регионов Республика Татарстан занимает первое место по инвестиционному климату. По данным официального портала invest.tatarstan.ru, на конец 2016 года приток иностранных инвестиций в регион составил $16,5 млрд. В основном это капиталовложения в промышленное оборудование и строительную отрасль. На экспорт поставляется 41% производимой продукции. В числе торгово-экономических партнеров Татарстана 138 стран мира.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: