Нацоргану по неподкупности расширят полномочия. Поможет ли это бороться с коррупцией
2 мин.

Нацоргану по неподкупности расширят полномочия. Поможет ли это бороться с коррупцией


Парламент на заседании 24 мая оставил без изменений проект закона о расширении полномочий Национального органа по неподкупности (НОН). Ранее его отказался промульгировать президент Игорь Додон. Глава государства указал на то, что поправки почти не изменяют сути действующих положений законодательства, а также рекомендовал исключить тест на полиграфе как обязательное условие приема на работу в НОН. Эксперты полагают, что призванный усилить борьбу с коррупцией и выявлять случаи конфликта интересов закон не будет работать в «захваченном» государстве.

Разработанный правительством закон предусматривает, что НОН преобразуют в постоянно действующий орган, в котором будут работать инспекторы по неподкупности. Кроме того, проект расширяет полномочия НОН, касающиеся проверок и констатации правонарушений.

Закон также вводит процедуру электронного декларирования «личных интересов» и новый для законодательства термин «близкое лицо». Закон вводит и новую уголовную и административную ответственность за использование должностных полномочий в случае конфликта интересов и нарушения правил декларирования «личных интересов».

Исполнение обязанностей в ситуации конфликта интересов, согласно проекту, будет караться штрафом до 750 тыс. леев или лишением свободы на срок до трех лет.

Парламент первый раз проголосовал за этот проект 24 апреля. Спустя три недели президент отказался его промульгировать и вернул в парламент.

Свое решение Додон объяснил тем, что новая статья уголовного кодекса, которую вводит этот закон, лишь повторяет уже существующие, а тест на полиграфе как обязательное условие для занятия должностей председателя и вице-председателя НОН признан неконституционным.

Парламент на заседании 24 мая проигнорировал возражения президента и по предложению юридической комиссии повторно проголосовал за закон без каких-либо изменений. Теперь Игорь Додон обязан его промульгировать.

В свою очередь исполнительный директор Transparency International-Moldova Лилия Каращук считает, что в условиях «захваченного» государства новые статьи об уголовной и административной ответственности следует встречать с осторожностью.

«Мы радовались тому, что будет ответственность. Другое дело, что, когда речь идет о захваченном государстве, когда институты государства подчиняются воле узкого круга лиц, это может привести к злоупотреблениям и преследованиям со стороны властей, — предупреждает Каращук. — Я с осторожностью отношусь к такого рода инициативам, когда институты власти работают не в интересах общества, а в интересах узкого круга».

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: