Новая система оплаты труда в бюджетной сфере обернулась для многих бюджетников существенным снижением зарплат. При этом премьер Павел Филип уверял, что зарплаты значительно вырастут. После публичного обвинения Филипа во лжи этот вопрос в срочном порядке обсудило правительство. И пришло к выводу, что виноваты во всем бухгалтеры. NM разбирался, чем недовольны бюджетники и в чем виноваты бухгалтеры. В итоге оказалось, что главная претензия к властям — половинчатость реформы, а также ее явный электоральный характер.
Зарплаты по-новому
Реформу оплаты труда в бюджетной сфере правительство запустило 1 декабря прошлого года. Она предполагает разделение всех бюджетников на классы в зависимости от образования, профессионального уровня и должности. Кроме фиксированной ставки, новая система предусматривает различные надбавки, общий объем которых не может превышать 20-30% от оклада. Каждой должности соответствуют шесть ступеней оплаты труда в зависимости от стажа работы,. Исключение составляют руководящие работники — их стаж работы не учитывается.
Кроме того, зарплата зависит от профиля образования и его соответствия должности: например, если начальник департамента образования по профессии инженер и у него нет образования в области госуправления, то зарплату он будет получать на пять классов ниже, чем его коллега с профильным образованием. Еще один нюанс: если, например, доктор наук работает вахтером в госучреждении, ученая степень не повлияет на его оклад.
Реформа также предусматривает, что в случае, если зарплата бюджетника после перерасчета снизилась, то ему выплатят недостающую разницу. Об этом говорится в 27 статье закона о единой системе оплаты труда бюджетников. Доплачивать должны и тем, у кого зарплата, рассчитанная по новой модели, окажется меньше 2 тыс. леев.
Премьер-министр Павел Филип на заседании правительства 30 января, на котором обсуждали появившуюся в соцсетях критику реформы, заявил, что в том, что у некоторых бюджетников после перерасчета снизились зарплаты, виноваты бухгалтеры, которые не учли это положение закона о доплатах. Об этом написал в Facebook и министр финансов Ион Кику: «Если вы получили зарплату меньше, чем раньше, то покажите бухгалтеру вашей организации 27 статью закона и спросите его, как он считал вашу зарплату».
С публичной критикой реформы, напомним, выступили директор по воспитательной работе унгенского лицея имени Георге Асаки Мария Буруянэ и директор унгенской начальной школы им Спиридона Вангели Анастасия Алекса. Они сообщили, что их зарплаты после перерасчета сократились более чем на тысячу леев из-за отмены надбавок за стаж, профессиональный уровень и менеджерскую степень.
Чтобы частично исправить положение, в котором оказались директора школ и завучи, правительство на том же заседании 30 января приняло постановление, согласно которому при расчете зарплат этой категории бюджетников должна учитываться их менеджерская степень. Размер надбавки будет зависеть от степени, полученной по итогам профессиональных аттестаций — от 300 до 1000 леев. Бюджетные расходы на это в 2019 году составят 20 млн леев.
Несмотря на это, а также на разъяснения правительства и минфина, которые утверждают, что во всем виноваты бухгалтеры, не разобравшиеся в новой системе оплаты, недовольных ею остается много. И главная претензия к властям — половинчатость реформы, а также ее явный электоральный характер.
Недовольные реформой
Директора школ и завучи
Собеседница NM в одном из молдавских лицеев, занимающий руководящую должность, рассказал, что зарплата поднялась у молодых специалистов, но снизилась у администрации — директора и его заместителей, причем значительно — более чем на 1500 леев. «Отменили выплаты за стаж работы. Кроме того, администрации снизили количество часов. И ладно, если бы это сделали в начале учебного года, а так классы набраны, и они все равно должны читать эти уроки», — рассказала собеседница, добавив, что в этом случае идет почасовая оплата, но она не включает в себя, например, доплаты за проверку тетрадей.
У технического персонала зарплата тоже не дотягивает до обещанных 2 тыс. леев. «Они получают 1,6 тыс. леев, из которых еще вычитается подоходный налог 12%. Кроме того, есть и такая проблема: условно говоря, в ситуации, когда человек всю жизнь проработал водителем, вышел на пенсию и устроился в лицей дворником, у него считается нулевой стаж», — сказала собеседница NM.
В то же время главный бухгалтер другого столичного лицея, настоявшая на анонимности, сказала NM, что частично согласна с премьером, который обвинил в ситуации бухгалтеров. «Честно говоря, в статье 27 все очень ясно написано, и странно, что бухгалтеры не увидели этого или неправильно истолковали статью. Минфин даже организовывал семинары для бухгалтеров всех ведомств», — пояснила собеседница NM.
С другой стороны, добавила бухгалтер, применять новую систему пришлось в спешке, и многие получили меньше зарплату еще из-за того, что большинство школ не успели разработать или применить регламент для начисления плавающих надбавок. «Например, в нашем лицее учителя получили и основной оклад, составляющий 80% зарплаты, и надбавки около 20% от оклада, рассчитанные как на основе достижений сотрудника, так и на базе положений школьного регламента, который у нас уже был разработан. К примеру, доплаты положены за классное руководство, проверку тетрадей и заведывание кабинетом. А директор успел разработать и критерии для надбавок за достижения. Один из таких критериев — успеваемость», — рассказала бухгалтер. По ее словам, не все успели сделать такой объем работы, особенно если школа небольшая, и директор отвечает за все.
Учителя
Более десятка педагогов высказали в комментариях в Facebook недоумение тем, что учитель младших классов по новой системе будет получать гораздо меньше учителя физики в лицее.
Они утверждают, что на подготовку к уроку в начальной школе требуется не меньше времени и сил, чем к уроку химии или литературы в лицейских классах. Также учителя недоумевают, почему классы не прибавляются тем, у кого выше уровень образования или дидактическая степень.
Эти высказывания прокомментировал министр финансов Ион Кику. Ссылаясь на международные нормы, он считает, что разница между учителем начальных классов и лицейских классов есть. Кроме того, по его словам, если, например, доктор наук устроился на работу охранником, это не значит, что на этой должности ему надо доплачивать за ученую степень.
Многие пользователи ФБ сделали вывод, что теперь образование будет не важно.
Воспитатели детских садов
Воспитатель столичного детского сада рассказала NM на условиях анонимности, что за декабрь она получила всего на 50 леев больше, чем за ноябрь, хотя власти обещали 30-процентное повышение. При этом у нее 25 лет стажа и профильное образование. «У тех, у кого образование не „педагог дошкольного образования“, а, к примеру, логопед, зарплаты даже снизились, потому что из-за этого снижаются классы и, соответственно, зарплата», — пояснила воспитательница.
По ее словам, от реформы выиграли только начинающие воспитатели. «Но больше нет стимула профессионально развиваться, потому что на зарплате это никак не скажется», — посетовала она.
Директора библиотек
Пострадали от «зарплатной» реформы и директора сельских библиотек. Примером стала история директора библиотеки села Биличений Векь Майи Балан. На своей странице в Facebook она опубликовала видео, в котором рассказала, что она как директор должна получить более 7 тыс. леев, но в итоге получила за декабрь на 3 тыс. леев меньше, потому что мэр села решила, что она не соответствует должности, и понизила ее до простого библиотекаря.
С жалобой на мэра библиотекарь обратилась в Госканцелярию, где ей сказали, что мэр не имел на это права, и рекомендовали провести спецзаседание с местными советниками. Те признали неправоту мэра, но глава местной администрации все равно отказывалась пересчитать зарплату и вернуть то, что положено по закону. Библиотекарь порекомендовала властям, которые придумывают хорошие законы, разрабатывать и механизмы их внедрения. Она также собиралась обратиться в инспекцию труда и к народному адвокату.
Эта история, впрочем, закончилась хэппи-эндом. За дело взялось министерство просвещения, культуры и исследований, которое пришло к выводу, что мэр не права, и решило разослать инструкции на этот счет во все местные администрации.
Чиновники госведомств и мэрий
Новыми зарплатами остались также недовольны и работники разных госведомств. В частности, в комментариях в Facebook некоторые писали о том, что директора Домов культуры теперь будут получать по 6 тыс. леев, а обычные госслужащие — по-прежнему 4,5-5 тыс. леев. По их мнению, у них больше ответственности, поэтому они заслуживают более высокие зарплаты.
Министр финансов это прокомментировал так: «Если не развивать в селах культуру, Молдова так и останется в темноте».
Недовольство выразили и бухгалтеры претур. По мнению пользователя Facebook Лилианы Соломон, при том, что объем работы бухгалтеров претур после 1 декабря увеличился, их понизили в должности: главный бухгалтер претуры теперь не руководящая должность, а исполнительная, из-за чего класс их зарплат существенно снизился.
Возмутились новой системой и секретари местных советов. Так, пользователь Василий Спыну считает, что ему несправедливо уменьшили класс зарплаты из-за того, что его высшее образование непрофильное.
На этот счет в минфине пояснили, что все зависит от того, когда секретарь совета занял свою должность — до того, как на подобные должности стали принимать только на основе конкурса, или после. Если до того, то ему не должны снижать классы.
Сотрудники местных администраций с большим стажем работы тоже считают новую систему оплаты не совсем справедливой, поскольку их зарплаты теперь всего на 200 леев больше, чем у менее опытных коллег. «Понятно, что власть пытается таким способом привлечь на госслужбу молодежь, но это совершенно не стимулирует оставаться на госслужбе надолго», — пояснил сотрудник столичной мэрии, настоявший на анонимности.
Эксперты
Эксперты уверены, что новая система оплаты труда бюджетников — половинчатая реформа, которая носит предвыборный характер. По словам доктора экономики Татьяны Ларюшиной, это реформа не решит главную задачу, которая стоит перед Молдовой — изменить экономическую модель и снизить бедность.
«Мне вполне понятна стратегия правящей власти — малые шаги и синхронизация экономических и предвыборных циклов. Но если не будет комплексного подхода, эта реформа оплаты труда ничего не изменит и не улучшит ситуацию большинства бюджетников. Они так и останутся в категории „работающие бедные“, над которыми есть контроль и рычаги влияния», — пояснила эксперт.
По ее мнению, власть не хочет ни изменяться сама, ни изменять электорат, подбрасывая бюджетникам, условно говоря, копейки и называя это реформой.