Несъедобное дело. Почему контролирующие органы не заметили испорченные продукты в детсадах и школах
10 мин.

Несъедобное дело. Почему контролирующие органы не заметили испорченные продукты в детсадах и школах


Власти не могут понять, как в детсады и школы попадали испорченные продукты, учитывая множество госструктур, контролирующих этот процесс, а также, что с этим делать дальше. Слушания в парламенте и мунсовете, организованные в связи с разгоревшимся вокруг поставок продуктов скандалом, не внесли ясности в ситуацию. Эксперты говорят, что всему виной «прогнившая насквозь система государственного управления», основанная на коррупции и безнаказанности.

Как минимум в 20 из 157 детсадов столицы поставляли некачественные продукты. Об этом на планерке в мэрии в понедельник, 5 декабря, сообщил мэр Дорин Киртоакэ, пообещав представить окончательные результаты внутреннего расследования 19 декабря.

newsmaker.md/rus/novosti/vse-prognilo-kto-vinovat-v-postavkah-isporchennyh-produktov-v-stolichnye-detsady-i-28567
 

Подробнее о предварительных результатах расследования рассказал на слушаниях в мунсовете в конце прошлой недели глава муниципального управления здравоохранения Михай Молдовану, который возглавил комиссию мэрии по расследованию ситуации с поставкой некачественных продуктов в столичные детсады и школы. Слушания по этому поводу прошли также в парламенте.

Скандал, напомним, разгорелся после того, как Наццентр по борьбе с коррупцией провел обыски и задержания столичных чиновников и предпринимателей в рамках дела о фальсификации тендеров на поставки продуктов в детские учреждения.

«Хорошая термическая обработка уничтожает большинство патогенов»

На слушаниях в мунсовете Михай Молдовану рассказал, что за три дня проверок члены комиссии выявили в детсадах массу нарушений, в том числе продолжающиеся поставки испорченных продуктов.

В частности, по его словам, в детсаду №211 на Чеканах комиссия обнаружила рыбу с червями. «Когда директор сада хотела отказаться от нее, поставщик и представитель районного управления образования удивились, заявив, что все берут, и ничего», — рассказал чиновник.

При этом, по словам Молдовану, комиссия выяснила, что многие директора детсадов возвращали некачественные продукты поставщику, но не сообщали об этом в управления образования.

На вопрос NM, могли ли повара готовить еду из испорченных продуктов, не боясь отравить детей, Молдовану сказал, что в большинстве случае такую продукцию возвращали. «Но знаете, хорошая термическая обработка уничтожает большинство патогенов, поэтому в садах и не было массовых отравлений», — пояснил глава столичного управления здравоохранения.

Он также сообщил, что членов комиссии «шокировало» санитарное состояние детсадовских пищевых блоков, многие из которых не ремонтировались десятки лет, а используемое там оборудование не меняли с советских времен.

Директора детсадов, присутствовавшие на слушаниях в мунсовет, категорически отрицали саму возможность использования для приготовления еды испорченных продуктов. Директора также отметили, что многие беды идут от низких зарплат поваров и медсестер, которые получают в среднем 1000-1200 леев. Мало кто хочет работать за такие деньги, да еще нести ответственность, посетовали директора.

По словам Молдовану, комиссия также выявила нарушения при проведении тендеров по закупке продуктов: например, в управлении образования Ботаники решение о победителе тендера принимала не рабочая группа, а один человек — глава управления. Также Молдовану поразило количество бухгалтеров в штате всех столичных управлений образования — более 200. Например, в управлении образования Буюкан работает 35 бухгалтеров на 27 детсадов (в самих детсадах бухгалтеров нет). «Если добавить к этому число инспекторов, постоянно проверяющих детские учреждения, не может быть, чтобы проблема с продуктами не была известна мэрии», — сказал Молдовану.

Он также сообщил, что мэрия собиралась аннулировать контракты с теми компаниями, которые поставляли некачественные продукты, но, согласно закону «О госзакупках», не может этого сделать до истечения срока контрактов. «Парадокс в том, что все районные управления образования как раз сейчас находятся в процедуре тендеров на поставки продукции на следующий год, и среди победителей — те же поставщики. Потому что именно эти компании предлагают самые низкие цены», — посетовал Молдовану. Дело в том, что, согласно закону, основной критерий при отборе победителя тендера по госзакупкам — это наименьшая цена.

Выслушав отчет главы управления здравоохранения, мунсоветники засыпали его вопросами. Их интересовала причина бездействия Наццентра по борьбе с коррупцией (НЦБК) и Нацагенства по пищевой безопасности (НАПБ), а также, кто подписывал сертификаты качества на продукцию, были ли случаи массовых отравлений в детсадах за последние полгода и когда поднимут зарплаты медсестрам и поварам. У Молдовану ответов на эти вопросы не было. На некоторые ответили другие чиновники — на слушаниях, которые состоялись в парламентской комиссии по образованию, культуре, науке и СМИ.

«Мы ни в чем не виноваты, делаем все, что положено по закону»

Отчет в комиссии представил глава следственного управления НЦБК Богдан Зумбряну. Рассказывая об уголовном деле, открытом по подозрению в фальсификации тендеров, Зумбряну несколько раз подчеркнул, что информация о поставках некачественных продуктов появилась «на последней стометровке» расследования, которое велось с марта. Как только НЦБК это обнаружил, делу сразу дали ход, заверил Зумбряну, поэтому обвинения в том, что ведомство молча наблюдало за тем, как детей «травили некачественными продуктами», по его словам, необоснованны.

Отвечая на вопрос, почему НЦБК дал отрицательный ответ на майский запрос депутатов-социалистов, которые потребовали проверить ситуацию с питанием в детсадах, Зумбряну сказал, что это было сделано намеренно. «Если бы мы тогда рассказали, что происходит на самом деле, то  не смогли бы собрать доказательства, и чиновники и поставщики ушли бы от ответственности», — заявил Зумбряну.

Он настаивал на том, что сотрудники НЦБК в этом деле четко выполняли свои функции и не вторгались в чужие сферы: «НЦБК проверял компании и чиновников на коррупционность, а не качество продуктов». И вся эта ситуация, заключил Зумбряну, как раз результат коррупции и плохого исполнения своих обязанностей.

О плохой работе контролирующих органов говорили и депутаты. Они спрашивали у представителей Нацагентства по пищевой безопасности и Центра общественного здоровья, куда смотрели эти ведомства, как выдавали сертификаты на некачественные продукты, как допустили плохие санитарные условия на кухнях, почему не проверяли дополнительно фирмы, участвующие в тендерах на поставку продуктов для детей.

Все ответы на эти вопросы можно свести к одному: «Мы ни в чем не виноваты, делаем все, что положено по закону, постоянно кого-то проверяем». И результатом этой деятельности, по словам чиновников, стало отсутствие в детсадах массовых отравлений. Как отметила замглавврача Центра общественного здоровья Кишинева Евдокия Ткач, был только один случай отравления, когда пострадало пять детей, а еще было зафиксировано около 200 отдельных случаев, когда токсикоинфекция или проблемы с желудочно-кишечным трактом обнаруживались у одного ребенка. С марта по ноябрь этого года, добавила Ткач, не было ни одного обращения от родителей или управлений образования о нарушениях в питании детей.

Замдиректора Нацагентства по безопасности пищевых продуктов Ион Тома, в свою очередь, всю ответственность за соблюдение законодательства в области закупок и за качество поставляемых продуктов возложил на поставщиков. По словам Томы, ведомство не может ежедневно проверять экономических агентов и продукцию, которую они завозят в детсады. «Мы проводим плановые проверки, как и положено по закону, раз в год, а внеплановые — только после соответствующих обращений, но жалоб не было», — сказал Тома.

Депутаты не задали вопрос, как поставщики, попавшие в «черный список», продолжают выигрывать тендеры на поставку продуктов в детсады и школы. Поэтому главе Агентства по госзакупкам Руслану Матею не пришлось на него отвечать.

Контракты на миллионы

По данным Агентства по госзакупкам, продукты в детсады и школы столицы в этом году посталяют десять компаний, при этом четыре из них стали известны в связи с делом о сомнительных тендерах. Один из самых крупных контрактов — на 7,4 млн леев — был подписан управлениями образования Рышкановки и Буюкан с компанией Lovis Angro. Ее директора Лилиана Софрони арестовали на 30 суток, а бухгалтера Татьяну Жигэу — на 25 суток.

newsmaker.md/rus/novosti/gniloy-bazar-ntsbk-opublikoval-zapisi-peregovorov-o-postavkah-nekachestvennyh-prod-28541
 

Как следует из записей телефонных разговоров, опубликованных НЦБК, Софрони намеревался передать чиновнику из управления образования взятку за победу в тендере. Известно, что  компания заключила более 500 контрактов на десятки миллионов леев на госпоставки продуктов по Молдове.

Примечательно, что ранее Софрони возглавлял компанию Artprest Grup, которая в 2015 году заключила контракты на поставку продуктов на более чем 11 млн леев, но попала в «черный список» Агентства по госзакупкам. Поэтому была открыта другая компания — Lovis Agro (зарегистрирована по тому же юридическому адресу), которая благополучно продолжила эту деятельность.

Еще одна компания, проходящая по этому делу — Cri­nic Grup. Директор и учредитель компании Геннадий Никорич арестован также на 30 суток. В телефонных переговорах он фигурирует как «Гена». Его же компания Cor­da­com поставляла продукцию в образовательные учреждения Кишинева в прошлом году, но попала в «черный список». Никорич тем не менее продолжил поставку продуктов, открыв фирму Cri­nic Grup. За 2015-2016 годы его компании заключили контракты на поставки продуктов на 7,8 млн леев.

Третий поставщик — компания Sanex Comerț. Ее сотрудники Наталья и Сергей Бахчиванжи, которые занимались поставками продуктов, арестованы на 20 и 30 суток. По информации Центра журналистских расследований, Наталья Бахчиванжи— дочь Татьяны Чеботарь, советника министра просвещения Корины Фусу. Однако в министерстве поспешили заявить, что деятельность Чеботарь в минпросвете никак не связана с компанией, где работает ее дочь. По данным Агентства по госзакупкам, Sanex Comerț в этом году выиграл тендеры на поставку продуктов в учебные заведения Центра, Ботаники и Чекан почти на 8 млн леев.

Четвертая компания, замешанная в сомнительных тендерах — Draur Grup, чей директор Виорел Галашану также в числе арестованных. По информации Ziarul de Garda, последние три года компания не выигрывала тендеры, однако в 2011-2013 годах поставила продуктов питания в школы и детсады на 28 млн леев. 

Всего же, по словам Богдана Зумбряну, в деле замешаны девять компаний. По данным следствия, поставщики, выигрывавшие тендеры на поставки продуктов в 2013-2014 годах и попавшие в «черный список» Агентства по госзакупкам», продолжали поставки и в 2015-2016 годах, открывая другие фирмы. По данным НЦБК, в 2015 году столичные управления образования заключили контракты на поставку продуктов на сумму 182,57 млн леев.

«Сейчас такое время, что за деньги можно все»

Депутат от ПСРМ Адриан Лебединский считает, что нужен другой механизм поставок продуктов в детские учреждения — например, через комбинаты общественного питания, которые организуют питание в большинстве школ и зарекомендовали себя с хорошей стороны.

С тем, что необходимо менять механизм поставок, согласны и в мэрии. По словам Михая Молдовану, комиссия по расследованию, которую он возглавляет, намерена предложить или централизовать закупки продовольствия для детсадов и школ, или передать эти полномочия самим учебным заведениям, чтобы исключить посредников —управления образования.

Столичные мунсоветники, в свою очередь, предложили депутатам парламента внести коррективы в проект госбюджета на 2017 год, предусмотрев в нем больше средств на ремонт пищеблоков в детсадах, питание детей и зарплаты сотрудников детских учреждений.

Эксперты между тем видят корень зла не только в самой процедуре госзакупок, но и во всей системе госуправления. Эксперт независимого аналитического центра Expert-Grup Дмитрий Будянский считает, что госучреждения, объявляя тендеры, неправильно формируют запросы на нужные им товары или услуги. Делают они это специально или в силу некомпетентности, по словам Будянского, еще предстоит разобраться.

При этом эксперт уверен, что не представляет труда ясно сформулировать, каким критериям должны соответствовать продукты питания, и определить нижнюю границу качества. «Тогда не надо будет оправдываться тем, что приходится выбирать продукт, ориентируясь на самую низкую цену», — подчеркнул Будянский. По его словам, закон не запрещает госучреждению так формулировать запрос о госзакупке, чтобы не получать потом заведомо некачественный продукт или услугу.
Экономист Виктор Чобану, в свою очередь, уверен, что дело отнюдь не в формулировках, которые всегда можно обойти, а в безнаказанности, которая приводит к вседозволенности. «Сейчас такое время, что за деньги можно все», — отметил Чобану NM.

Еще одной причиной он считает «отрицательную селекцию» при назначении чиновников: «90% из них попадают на место благодаря куму, нанашу и т.д., заведомо зная, что будут получать очень низкую зарплату, и чтобы заработать, придется крутиться». Гнилые не продукты, а «прогнившая насквозь» система государственного и местного управления, основанная на коррупции и кумэтризме, подытожил эксперт.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: