Очень личное дело. Статьи Timpul de Dimineață об изнасиловании в Оргееве признали дискриминационными
6 мин.

Очень личное дело. Статьи Timpul de Dimineață об изнасиловании в Оргееве признали дискриминационными


Совет по недискриминации признал серию статей издания Timpul de Dimineață об изнасиловании 17-летней девушки в Оргееве дискриминационными в отношении жертвы, информация о которой была представлена в негативном свете. Автор статей Павел Пэдурару с решением Совета не согласен, утверждая, что эта информация представляла общественный интерес. Между тем в деле, получившем широкий резонанс, до сих пор не поставлена точка: в Оргееве с трех молодых людей сняли обвинение в изнасиловании, а перевод генпрокурором дела на рассмотрение в Кишинев оспорили их адвокаты. 

Решение о признании статей Timpul de Dimineață дискриминационными по гендерному признаку Совет по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства опубликовал на своем сайте 10 марта. В Совет обратилась жертва изнасилования, по мнению которой информация о ее личности и интимной жизни была негативно представлена в статьях Timpul de Dimineață, в отличие от информации об интимной жизни мужчин, совершивших насилие. Жертва считает, что это ущемляет ее достоинство. Она потребовала удалить статьи с электронной страницы периодического издания.

Совет по недискриминации согласился с этими доводами, при этом в Совете отмечают, что в сложившейся ситуации столкнулись два фундаментальных права: право на свободу выражения журналиста и право на уважение частной и интимной жизни.

Павел Пэдурару сказал Совету, что в своей статье «Изнасилование в Оргееве — фарс, придуманный гражданским обществом» он освещал тему, представляющую общественный интерес, цитировал вовлеченных в процесс людей и не выражал свою личную позицию. Требование удалить статьи он считает вмешательством в право прессы на свободу выражения.

Совет по недискриминации согласился с тем, что предмет статьи представлял общественный интерес, а большинство фактов, представленных в статье, были взяты из уголовного дела. В то же время Совет обнаружил в статье информацию о личной жизни жертвы изнасилования. «Эта информация не представляет общественный интерес. Детали личной жизни жертвы не связаны с предполагаемым изнасилованием, а их разглашение — вмешательство в частную и интимную жизнь», — говорится в решении Совета.

Совет также отмечает, что в статье подробно рассказано о личной жизни женщины, при этом не представлены аналогичные подробности о жизни трех молодых мужчин, совершивших насилие. «То, как жертва была представлена во второй статье автора, а именно выражение «скорее всего, жертва сама потащила насильников в постель», доказывает предвзятое отношение, которое, несомненно, влияет на формирование общественного мнения», — считают в Совете по недискриминации.

Поэтому Совет постановил, что ответчик — издание Timpul de Dimineață — должен удалить из статей информацию о личности и интимной жизни жертвы. Решение Совета может быть обжаловано в суде.

Журналист Павел Пэдурару опубликовал свой ответ на решение Совета на сайте Timpul. Он отметил, что хоть и не согласен с решением Совета по недискриминации, а его читатели знают, что он никогда не был замечен в дискриминационных высказываниях или публикации недостоверных фактов, он вынужден подчиниться этому решению. «Я мог бы обжаловать решение в суде, но не верю, что ситуация изменится», — написал Пэдурару. Он отметил при этом, что, по его мнению, в Оргееве не было изнасилования, поскольку «не существует ни одного доказательства того, что это случилось».

«Я не отрицаю ничего из того, что написал. Не желаю никому оказаться на месте тех трех парней, которых жертва обвиняет в изнасиловании, и в отношении которых были нарушены принципы презумпции невиновности после того, как были опубликованы их имена и фотографии, но никто не стал их защищать», — написал Пэдурару. Он также сообщил, что знает еще о нескольких подобных случаях, но не станет о них писать, чтобы его не обвинили в дискриминации по гендерному признаку. «Есть такой вид сумасшествия в нашем мире, и он называется цензура», — заключил Пэдурару.

newsmaker.md/rus/novosti/iznasilovanie-isklyucheno-pravozashchitniki-vozmushcheny-rassledovaniem-skandalnog-22416
 

Дело об изнасиловании в Оргееве, случившемся в декабре 2014 года, получило широкий резонанс. В полицию Оргеева обратилась 17-летняя девушка, заявившая, что трое молодых людей — Сергей Пасат, Григоре Лукьян и Думитру Паскарь — в течение суток удерживали ее силой в одном из домов и насиловали. Пострадавшая утверждала, что ей удалось сбежать. Медики зафиксировали на теле девушки следы насилия: синяки и царапины.

По заявлению девушки прокурор Вадим Македон возбудил против молодых людей уголовное дело по двум статьям УК: ст. 166 «Незаконное лишение свободы» и ст. 171 «Изнасилование». Однако в апреле 2015 года, когда дело было передано в суд, оказалось, что оргеевский прокурор снял с троих подозреваемых все обвинения в изнасиловании. Македон принял версию подозреваемых, сообщивших, что девушка добровольно занималась сексом с каждым из них.

Адвокат по правам человека Promo-LEX Дмитрий Слюсаренко, который представляет потерпевшую девушку, рассказал, что в прошлом году генпрокурор Эдуард Харунжен подписал личное распоряжение о переводе этого дела в прокуратуру Кишинева. Кишиневский прокурор, расследующий дело, запросил повторную психиатрическую экспертизу, которая, по словам Слюсаренко, показала у его подзащитной симптомы жертвы изнасилования и наличие посттравматического стресса.

«Но адвокаты этих молодых людей опротестовали в суде распоряжение Харунжена о переводе дела в Кишинев, и суд вот уже год не принимает решение по этому поводу», — отметил Слюсаренко. Он также рассказал, что по обвинению в нарушении 166 статьи УК РМ «Незаконное лишение свободы» был осужден один из трех агрессоров, который находится в бегах.

Дмитрий Слюсаренко также обратил внимание на то, что в молдавском обществе действуют стереотипы и предрассудки в отношении жертв сексуального насилия. «Если женщина не девственница, на ней нет явных следов побоев и нет свидетелей или видеодоказательства произошедшего, обязательно найдутся те, кто обвинят ее в случившемся», — пояснил адвокат.

Он рассказал, что прокурор на одном из заседаний суда так надавил на его подзащитную, что она больше не хотела приходить в суд и готова была отказаться от судебного разбирательства. Правозащитник посетовал, что молдавская система правосудия не предоставляет психолога жертвам изнасилования старше 14 лет. «Им приходится самим со всем справляться, и зачастую это приводит к тому, что жертва отказывается от защиты своих прав, теряет доверие к людям и обществу и в дальнейшем может вновь подвергнуться физическому или сексуальному насилию», — подчеркнул адвокат.

Об этом же говорила и адвокат Дойна Иоана Стрэйстяну на недавно прошедшем в Кишиневе марше против сексуального насилия. Она подтвердила, что сотрудники правоохранительных органов и судебных инстанций с подозрением и скепсисом относятся к жертвам насилия и зачастую отказываются открывать уголовное дело, если на жертве нет явных следов насилия и телесных повреждений. «Неважно, как выглядит жертва насилия, девственница она или нет, наша судебная система найдет повод обвинить ее в случившемся», — утверждает Дойна Иоана Стрэйстяну. Она надеется, что общество научится поддерживать таких женщин. 

По данным исследования «Мужчины и гендерное равенство», которое в 2015 году провел Центр по защите прав женщин, более 30% мужчин и более 23% женщин в Молдове считают, что если женщина не оказывает физического сопротивления при изнасиловании, то это нельзя считать насилием. Более 13% мужчин и более 6% женщин считают, что женщины хотят, чтобы их изнасиловали.

По данным полиции, в прошлом году в Молдове было зарегистрировано более 600 случаев сексуального насилия.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: