От налогов до офшоров: приднестровский «Агропромбанк» опроверг информацию о выводе через банк $900 млн
4 мин.

От налогов до офшоров: приднестровский «Агропромбанк» опроверг информацию о выводе через банк $900 млн


В приднестровском «Агропромбанке» заявили, что намерены обратиться в суд с иском о защите деловой репутации в связи с сюжетом на «Первом приднестровском» телеканале о выводе через банк $900 млн. Как отметили в «Агропромбанке», эта сумма сопоставима с годовым бюджетом Приднестровья и в случае ее вывода экономику региона ждал бы коллапс. Речь о $900 млн шла на совещании в приднестровском МВД, по данным которого деньги через «Агропромбанк», подконтрольный холдингу «Шериф», отправлялись в офшоры для ухода от налогов.

Председатель правления «Агропромбанка» Владислав Тидва сообщил сегодня в Facebook, что «Агропромбанк» обратится в Арбитражный суд Приднестровья с иском о защите деловой репутации в связи с сюжетом на «Первом приднестровском». По словам Тидвы, после сюжета о выводе денег «один из российских банков рассматривает возможность закрытия на нас лимитов», то есть возможности кредитования.

Банкир опровергает информацию о выводе через «Агропромбанк» $900 млн в офшоры. «Если предположить, что за три года из экономики была изъята сумма, сопоставимая с размером годового ВВП, то экономику ждал бы коллапс, сопровождаемый глубоким экономическим спадом, крахом обменного курса и высокой инфляцией. Именно такие явления сопровождали российскую экономику в кризисные 1998 и 2008 годы, когда чистый отток капитала в первом случае составил чуть более 10% ВВП, а во втором — около 8%»,— написал Тидва.

В качестве еще одного аргумента он приводит данные Приднестровского республиканского банка (ПРБ) о динамике денежной массы в иностранной валюте, которая выросла за три года на $78 млн — с $226,3 млн (на начало 2012 года) до $304,5 млн (на начало 2015 года). «То есть иностранная денежная масса росла на фоне якобы изъятия из экономики $900 млн. Так не бывает»,— пишет Тидва. По его словам, «нет никакого вывода денежных средств, есть традиционные внешнеэкономические операции».

О выводе из Приднестровья $900 млн «Первый приднестровский» телеканал (государственный) сообщил в понедельник, затем информацию перепечатали другие СМИ. В телесюжете со ссылкой на «правоохранительные органы» говорилось, что несколько приднестровских предприятий на протяжении трех с половиной лет пользовались схемой, благодаря которой деньги через «Агропромбанк» перемещались на офшорные счета.

Речь о $900 млн (точнее $894,5 млн), отметим, шла на расширенном совещании Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией приднестровского МВД (ГУБЭПиК) c участием лидера региона Евгения Шевчука. В пресс-сообщении ГУБЭПиК по итогам совещания, прошедшего 29 июля, говорится, что деньги «посредством сделок» перечислялись в офшоры в период с 2012 года по 2014 год некоторыми клиентами частного ЗАО «Агропромбанк» (подконтролен крупнейшему в Приднестровье холдингу «Шериф»). В пресс-сообщении ГУБЭПиК также отмечается, что таким образом офшорные компании извлекают доходы от деятельности предприятий на территории ПМР и не платят налоги».

По данным Приднестровского республиканского банка, потери бюджета от схем ухода от налогов с использованием офшоров составили около $60 млн.  «Это фактически на сегодняшний день дефицит нашего бюджета, те деньги, которых нам недостает для исполнения социальных функций государства»,— сказала начальник управления финансового мониторинга ПРБ Алена Шульга, которую цитирует в сюжете «Первый приднестровский».

По словам депутата от оппозиционной партии «Обновление», главы комитета по экономической политике, бюджету и финансам Верховного совета (ВС) Приднестровья Олега Василатия, за весь прошлый год на приднестровском рынке безналичной валюты было куплено $573,1 млн: «Если хотя бы половину этих денег вывести из оборота, приднестровский рубль рухнет».

Депутат считает, что речь идет не о выводе денег, а об оборотах внешнеэкономической деятельности, которую регион не может «проводить без использования офшорных юрисдикций». «Вывод — это когда деньги уходят и больше не возвращаются. Тут просто обороты: за год у тебя может быть оборот в 1 млрд, но это не значит, что у тебя есть этот 1 млрд, а только то, что ты, допустим, пять раз закупился на 200 млн и затем этот товар продал»,— сказал Василатий.

Экономический эксперт IDIS Viitorul Ион Торня отметил в беседе с NM, что у приднестровских банков были проблемы с расчетами из-за блокирования их корсчетов в европейских и американских банках. По его словам, приднестровские банки имели там счета до 2013 года, после этого они вели расчеты через российские банки. «Об использовании офшоров я не слышал. Когда нет прямых отношений с банками, то возникает риск отмывания денег. Но насколько банки пользовались этим положением, я сказать не могу»,— отметил эксперт.

Приднестровье находится в сложной экономической ситуации: внешнеторговый оборот сократился примерно на четверть, пенсионеры и бюджетники с апреля получают только 70% положенных выплат. Значительно сократились доходы и налоговые отчисления крупнейших налогоплательщиков по сравнению с 2014 годом. Так, холдинг «Шериф» уплатил налогов меньше почти на 150 млн приднестровских рублей ($13 млн), «Тиротекс» — на 20 млн рублей ($1,7 млн), KVINT — более чем на 10 млн рублей ($860 тыс.).

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: