25ºC Кишинёв
Среда 22 августа 2018

Парламентские выборы в Молдове поставили много вопросов

  • У побывавших на молдавских выборах наблюдателей ушло четыре месяца на описание увиденного
    Фото: Максим Андреев, NewsMaker
    У побывавших на молдавских выборах наблюдателей ушло четыре месяца на описание увиденного

Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) опубликовало итоговый отчет по мониторингу выборов в парламент Молдовы, состоявшихся 30 ноября 2014 года. В документе говорится, что выборы были «в целом» хорошо организованы, но озабоченность вызвало исключение из гонки партии Patria и допуск к выборам коммунистов-реформаторов — клона ПКРМ. В докладе также поднимается проблема монополизации и непрозрачности СМИ.

Отчет БДИПЧ по результатам работы миссии наблюдателей на ноябрьских парламентских выборах в Молдове опубликован 10 марта на официальном сайте ОБСЕ. В документе в основном повторяются выводы, представленные международными наблюдателями на второй день после выборов. Из них следует, что выборы в целом были хорошо организованы, но вместе с тем у наблюдателей возникло много вопросов в связи со снятием с выборов незадолго до дня голосования партии Patria, а также по поводу того, что большинство СМИ в стране находятся под политическим контролем.

newsmaker.md/rus/novosti/novostey-na-segodnya-bolshe-net-6747

«На выборах 30 ноября избирателям был предложен широкий выбор политических альтернатив,— говорится в документе.— Кампания прошла под влиянием фактора геополитических устремлений страны, а снятие в последний момент с выборов одного из электоральных кандидатов подняло вопрос о сроках и обстоятельствах принятия такого решения. Конкуренты пользовались беспрепятственным доступом к медиа; в то же время большинство СМИ, за некоторыми исключениями, включая общественного вещателя, были объектами политического вмешательства. Орган, администрировавший избирательную кампанию, пользовался доверием большинства сторон, и избирательный процесс был в целом хорошо организован, за исключением проблем с функционированием новой электронной системы (регистра избирателей.— NM) в день выборов».

В отчете отмечается, что молдавские власти запаздывают с выполнением предыдущих рекомендаций, представленных ОБСЕ и Венецианской комиссией Совета Европы: «Избирательный кодекс по-прежнему содержит неясности, неопределенные и противоречивые положения, что создает проблемы для последовательного и эффективного применения закона [...] Некоторые существенные изменения в Избирательный кодекс, предложенные в 2014 году после обширных консультаций и переговоров, парламент принять не сумел, и они были отложены. Среди них — пересмотр регламентации финансирования партий и избирательной кампании, введение гендерных квот для партийных списков и расширение периода для голосования за рубежом. Кроме того, это требования по раскрытию структуры собственности СМИ, которые еще не получили широкого применения в правовом поле. Принятие этих мер будет способствовать укреплению правовых рамок и способствовать повышению общественного доверия к демократическому процессу».

Часть из указанных рекомендаций молдавские власти начали выполнять. Так, 5 марта парламент принял поправки в Кодекс о телевидении и радиовещании, обязывающие молдавские телеканалы и радиостанции раскрывать имена своих конечных владельцев. Правда, в силу изменения вступят лишь через полгода, а узнать реальных владельцев электронных масс-медиа, похоже, удастся не ранее следующей весны: отчеты с этими данными частные радио и телеканалы обязаны представлять в Координационный совет по телерадиовещанию ежегодно до 1 мая.

Впрочем, и из проведенного мониторинга наблюдатели от БДИПЧ сделали вывод о «значительной концентрации собственности вещательных СМИ» в руках ряда политиков, что «оказало влияние на редакционную свободу и, по словам ряда собеседников, привело к самоцензуре и ограничению доступа избирателей к объективной аналитической и репортерской информации».

«Компания General Media Group, ассоциированная с вице-председателем Демпартии (Владимиром Плахотнюком.— NM), владеет четырьмя из пяти телеканалов с национальным покрытием (Prime, Publika TV, Canal2 и Canal3; пятый — общественный вещатель Молдова 1.— NM) и, судя по всему, связана с компанией Casa Media, которая, согласно оценке независимых экспертов, является доминирующей на рекламном рынке»,— отмечается в отчете.

Наблюдатели также отметили «отсутствие прозрачности в отношении критериев для определения количества и размещения избирательных участков за рубежом, в результате чего в обществе сложилось мнение, что правительство стремилось воспрепятствовать голосованию в Российской Федерации на фоне увеличения числа избирательных участков в других странах». Также указывается на то, что партиям было разрешено вносить изменения в списки до 22 ноября, в результате чего «некоторые будущие кандидаты продолжили работать на высоких государственных должностях, размывая различие между госслужбой и предвыборной агитацией».

Наибольшую же озабоченность наблюдателей вызвали случаи снятия с выборов партии Patria и сохранение в бюллетене вопреки судебному решению «партии с логотипом и названием, схожим с теми, что используются другим конкурентом». Имеется в виду Партия коммунистов-реформаторов, которую наблюдатели называли «клоном» Партии коммунистов и которая в итоге получила 4,92%. Оба случая, по мнению миссии наблюдателей ОБСЕ, «вызывают озабоченность относительно предполагаемого выборочного применения системы правосудия и влияния, которое эти решения оказали на предоставленный избирателям выбор».

Автор : Ирина Ивашкина

Партнерские ссылки