Платон пригрозил «опустошить казну» своими исками в ЕСПЧ. Репортаж NM c предварительных слушаний по делу Moldasig
6 мин.

Платон пригрозил «опустошить казну» своими исками в ЕСПЧ. Репортаж NM c предварительных слушаний по делу Moldasig


В суде Буюкан состоялись очередные предварительные слушания по делу Moldasig — еще одному делу против Вячеслава Платона, по которому его тоже обвиняют в мошенничестве в особо крупных размерах. На слушаниях адвокаты Платона потребовали отвода прокурора, уменьшения числа конвоиров и переноса судебных разбирательств в другой суд, а Платон выступил с речью о нарушении его прав и попытался передать жене записку, которую перехватили конвоиры. В записке, которую зачитала судья, он написал: «Ты прекрасна». За происходящим наблюдала корреспондент NM АЛЕКСАНДРА БАТАНОВА.

newsmaker.md/rus/novosti/sest-imeyu-kak-prigovarivali-vyacheslava-platona-30958
 

Очередное предварительное заседание суда по делу Moldasig состоялось 20 июня. По данным следствия, в 2016 году бизнесмен Вячеслав Платон, владевший через подставных лиц мажоритарным пакетом акций трех страховых компаний, организовал кражу финансовых средств с их счетов. Антикоррупционная прокуратура завершила следствие по этому делу и направила его в суд месяц назад, 22 мая.  А месяцем ранее, 20 апреля, Платона приговорили к 18 годам тюрьмы по делу о выводе денег из Banca de Economii, признав виновным в мошенничестве в особо крупных размерах и отмывании денег.

Дело Moldasig рассматривает судья Галина Москальчук. Коридор во время заседаний по делам Платона по традиции полон сотрудниками спецподразделения Pantera. И хотя судья приняла решение рассматривать дело Moldasig в открытом режиме, бойцы Pantera 20 июня не пропускали журналистов на слушания.

После того как судья Москальчук несколько раз повторила, что заседание открытое, журналистов все же пропустили с условием, что они оставят сумки с личными вещами в коридоре. Пришла на заседание суда и супруга Платона Евгения Тульчевская, которая приехала из Москвы на свидание с мужем.

Как позже рассказала Тульчевская, ей не удалось попасть в кишиневскую тюрьму №13, где содержится Вячеслав Платон, несмотря на то, что суд разрешил Платону свидание с женой. «Я очень рассчитывала на это свидание, мне сказали, что я смогу провести с Вячеславом сутки, надеялась, что смогу видеть его и поговорить с ним. Мы говорим по телефону, но это не то же самое», — рассказала NM Евгения Тульчевская.

Адвокат Платона Ион Крецу пояснил NM, что суд разрешил его подзащитному свидания с близкими, но после жалобы бойцов Pantera на неподчинение Платона руководство тюрьмы наказало его, лишив свиданий. Адвокат считает, что Платона на самом деле наказали за его жалобу на жестокое обращение бойцов Pantera. Крецу добавил, что его подзащитного уже не первый раз лишают свиданий с близкими. Адвокаты намерены опротестовать решение руководства тюрьмы.

Жену Платона не хотели пускать и в зал суда, хотя заседание уже началось. Конвоиры Платона требовали, чтобы она оставила в коридоре дамскую сумочку, но требовали звучали на румынском, которого Тульчевская не знает. После споров и пререканий судьи, адвокатов и конвоиров Тульчевскую все же пустили на заседание, но сесть рядом с супругом не разрешили: Тульчевскую и журналистов отделял от Платона плотный ряд бойцов Pantera.

Платон попросил судью позволить супруге сесть рядом с ним, но судья отказала, пояснив, что это заседание суда, а не свидание. Тогда Платон отказался садиться и попросил разрешения участвовать в заседании стоя, сославшись на то, что ему некомфортно сидеть. Во время заседания он смотрел на супругу и улыбался ей, чем вызывал недовольство своих конвоиров, которые призывали его к порядку.

Адвокат Платона Валериу Плешка выступил с ходатайством к суду предоставить его подзащитному переводчика, так как нарушается его право на ознакомление с материалами дела на его родном языке. «Права Платона нарушили еще на этапе уголовного преследования, не дав ознакомиться с материалами уголовного преследования. Не надо формальностей: если вы отдали распоряжение, обеспечьте его исполнение», — сказал Плешка, напомнив судье, что на прошлом заседании она распорядилась ознакомить Платона с материалами дела, предоставив ему переводчика.

Как пояснил NM другой адвокат Платона Эдуард Руденко, в тюрьме переводчика нет, адвокатам не разрешили привести частного переводчика, а суд не указал конкретного переводчика, который должен прийти в тюрьму к Платону и перевести ему материалы дела.

«Происходят грубейшие нарушения моих прав, мне не дают возможности эффективно защищать себя. В предыдущем процессе меня исключили из доследственных действий, не дали материалы дела на русском языке и потом вообще исключили из процесса», — возмутился Платон, добавив, что в новом судебном разбирательстве складывается аналогичная ситуация.

«Я делаю вам замечание, мы другое дело рассматриваем», — прервала его судья. Однако Платон продолжил. Он назвал себя политическим заключенным и заявил, что подвергается постоянному психологическому давлению. Он сказал, что его адвокатов преследуют и запугивают, а один из адвокатов вынужден был покинуть страну. Он заявил, что «процесс сделали открытым формально, и получение информации общественностью максимально затруднено».

Платон напомнил о решении ЕСПЧ против России, когда чрезмерное обеспечение охраны на судебном процессе расценивалось как психологическое давление и только на этом основании жертвам несправедливого судебного разбирательства были присуждены компенсации. Он сказал, что «Молдова не может так разбрасываться деньгами и платить компенсации, но он со своими восемью исками опустошит казну».

Платон также заявил, что Антикоррупционная прокуратура не случайно выбрала суд Буюкан . «Прокуратура знает, что может получить тут привилегии и протащить то, что им нужно», — сказал Платон.

После этого судья Москальчук сделала ему замечание за неуважительные высказывания в адрес суда и пригрозила удалить из процесса.

Судья отклонила ходатайство адвокатов Платона предоставить их подзащитному переводчика, назвав его повторным и направленным на затягивание судебного процесса. Она напомнила, что на прошлом заседании суд выдал разрешение ознакомиться с делом в присутствии переводчика. «Если руководство тюрьмы это не позволило, опротестовывайте действия администрации пенитенциара в соответствии с действующим законодательством», — сказала судья.

Вячеслав Платон тогда заявил, что у него есть еще оно ходатайство. «Прокурор не объективен и нарушает Уголовно-процессуальный кодекс, он игнорирует права человека, и я хочу потребовать отвода прокурора. Прокурор должен первый кричать о нарушении прав и настаивать, чтобы мы ознакомились с материалами дела. Прокурор стоит на страже беззакония», — сказал Платон.

Прокурор Александр Черня назвал ходатайство Платона необоснованным и предложил его отклонить.

Судья Галина Москальчук отклонила ходатайство об отводе прокурора.

Тогда адвокаты Платона подали ходатайство уменьшить число конвоиров в зале заседаний. Они заявили, что бойцы Pantera оказывают на них и их подзащитного психологическое давление, а для обеспечения безопасности достаточно и двух человек.

Пока Ион Крецу зачитывал ходатайство защиты, Вячеслав Платон писал что-то на листе бумаги, а затем через адвоката попытался передать этот лист своей жене. Конвоиры пресекли эту попытку и рассказали судье, что Платон передает записки постороннему человеку.

Москальчук попросила передать записку ей и сделала Платону замечание, а затем прочитала записку вслух. Там было написано: «Ты прекрасна».

После этого Ион Крецу огласил еще одно ходатайство адвокатов: перенести рассмотрение дела в суд сектора Центр. По словам Крецу, по закону дело должно было попасть именно в эту судебную инстанцию.

Судья Галина Москальчук объявила перерыв до 22 июня и отметила, что тогда же и выскажется по поводу ходатайства о снижении числа конвоиров и переносе слушания дела в суд сектора Центр.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: