По следам Украины: почему Евросоюз должен защищать права русскоязычного меньшинства Молдовы
5 мин.

По следам Украины: почему Евросоюз должен защищать права русскоязычного меньшинства Молдовы


На сайте Лондонской школы экономики и политологии опубликована статья Александра Табачника и Надив Кедем, в которой объясняется, почему Евросоюзу следует переформатировать свои отношения с Молдовой с учетом защиты прав русскоязычного меньшинства. В противном случае, предупреждают авторы, политика ЕС в Молдове потерпит поражение, а Россия, как в случае с Украиной, получит моральные основания для защиты русскоязычного меньшинства. NM публикует сокращенную версию статьи, с оригиналом можно ознакомиться здесь. 

ЕС много инвестирует в «Восточное партнерство» (входят Украина, Белоруссия, Молдова, Грузия, Армения и Азербайджан.— NM), пытаясь оказывать на страны бывшего СССР большее влияние, чем Россия. Иногда результатом этого является война. Грузия — первый пример возможной контрполитики России, сегодняшняя война на Украине — второй.

Нынешний кризис в Молдове подогрел пророссийские настроения в стране. Многие граждане Молдовы задаются вопросом, нужно ли сближаться с ЕС, учитывая тесные экономические связи с Россией, которая является традиционным рынком для молдавских товаров и рабочей силы. Согласно последним опросам общественного мнения, сближение с ЕС поддерживают около 40% респондентов, при этом в 2007 году таких было 78%. Очень разочаровывающие цифры, особенно если учитывать, что, согласно тем же последним опросам, около 50% респондентов поддерживают Евразийский союз, который является основным инструментом российской политики на постсоветском пространстве.

Переформатирование: гражданское общество

Молдова все еще может остаться под влиянием ЕС: основой для новой успешной европейской политики в РМ являются поддержка молдавского гражданского общества и защита прав меньшинств. ЕС должен переформатировать отношения с Молдовой с помощью более тесного взаимодействия с обществом страны, а не ее элитами. Реакция общества на недавние банковские скандалы дает надежду на будущее. Молдавское гражданское общество было относительно пассивным в прошлом, но ситуация с миллиардом вывела его из спячки, люди потребовали отставки правительства и структурных перемен. ЕС может стать основным партнером гражданского общества: как показали последние события, есть определенная часть общества, на которую ЕС может опереться в этой работе.

Первоначальная задача — укрепить молдавскую государственность и политическую стабильность. Этого можно достичь путем реформирования молдавских госинститутов, которые должны быть очищены от коррумпированных чиновников, а также путем формирования активного гражданского общества и верховенства закона. Очевидно, что без поддержки ЕС необходимые Молдове реформы невозможны. Евросоюз должен действовать в Молдове более решительно и заставлять молдавских чиновников проводить необходимые реформы. Это возможно, учитывая, что Молдова очень зависит от помощи западных экономик.

Переформатирование: русскоязычное меньшинство

И все же этого недостаточно. ЕС должен вынести уроки из российской политики, проводимой на Украине и в других местах: жалобы и чаяния русскоязычного меньшинства (этнические русские, украинцы, гагаузы и другие) должны быть услышаны. Иначе существование этих жалоб и проблем оправдает российскую политическую и военную интервенцию. Этот аспект зачастую игнорируется, но без его учета политика ЕС в Молдове, скорее всего, потерпит поражение. У молдавских националистов нет альтернатив евроинтеграции, поэтому они за нее ратуют. Защита прав русскоязычных в Молдове сможет потушить их неприязнь к ЕС, а также предотвратить возможную интервенцию России.

В течение последних месяцев ситуация в русскоязычном Приднестровье была тревожной. Стычки между Молдовой и Россией из-за Приднестровья до некоторых пор были незаметны, однако конфликт на Украине высветил ситуацию. Приднестровье оказалось в экономической блокаде с обеих сторон, это серьезно повлияло на экономику региона. Кризис в России усложнил оказание ею помощи Приднестровью. Такая ситуация не может долго продолжаться и, возможно, спровоцирует российскую интервенцию.

Более того, Россия поддерживает гагаузское сепаратистское движение на юге Молдовы. Гагаузы — это большей частью русскоязычное православное меньшинство с тюркскими корнями, которое поддерживает сближение с Россией и противится сближению с ЕС. И здесь другая тревожная зона, где может вспыхнуть непреднамеренная эскалация.

Нужно отметить, что корни приднестровского и гагаузского сепаратизма лежат в этнонациональных и культурных обидах. Начиная с конца 1980-х годов права русскоязычного населения Молдовы были ограничены: были закрыты русские школы, русский язык постепенно исключается из общественной жизни, а русскоговорящие граждане были сняты с руководящих постов. Некоторые политические партии до сих пор сохранили радикальный антироссийский настрой.

Но этнические меньшинства составляют 25% молдавского населения, и их культурные права не могут быть проигнорированы. Таким образом, формирование по-настоящему либерального гражданского общества Молдовы невозможно без признания культурных прав меньшинств. Признание культурных прав и более инклюзивная политика государственных учреждений в отношении меньшинств успокоят общественную ситуацию в Молдове, в том числе в Гагаузии и даже Приднестровье. Эти меры также помогут снизить влияние России в этих двух регионах.

В конце концов, ЕС должен предложить русскоязычным гражданам Молдовы лучшую альтернативу. Он должен признать те проблемы, с которыми русскоязычное меньшинство сталкивается, гарантировать и продвигать их права, защищать их идентичность. ЕС также должен напрямую работать с меньшинствами страны. Формирование настоящего, инклюзивного гражданского общества укрепит молдавскую государственность, и роль европейских институтов в этом процессе одна из ключевых. Тогда может начаться и процесс реинтеграции Приднестровья с Молдовой.

 

Перевод с английского Марины Шупак

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: