Приговор по делу об убийстве в «Пэдуря Домняскэ» могут вынести в начале февраля
6 мин.

Приговор по делу об убийстве в «Пэдуря Домняскэ» могут вынести в начале февраля


Слушания по резонансному делу об убийстве на VIP-охоте в заповеднике «Пэдуря Домняскэ» бизнесмена Сорина Пачу вышли на финишную прямую. Начальник отдела расследований дел особой важности Генпрокуратуры Корнелиу Братунов сообщил NM, что прения сторон в суде Фалешт завершатся в следующем месяце. Адвокат Петру Мунтяну, представляющий интересы родственников погибшего, в беседе с NM не исключил, что уже 4 февраля бывшему замглавы Апелляционной палаты Кишинева, судье Георге Крецу могут вынести приговор.

«Рассмотрение дела близится к концу. Следующее заседание назначено на февраль,— сообщил NM Корнелиу Братунов.— Окончательные позиции сторон станут ясны после завершения прений, что, вероятно, также произойдет в феврале». Информацию Генпрокуратуры подтвердил адвокат Петру Мунтяну, представляющий интересы родных убитого Сорина Пачу: «Дело действительно в стадии завершения. Заседание, назначенное на 4 февраля, может стать последним и закончиться вынесением решения».

Напомним, высокопоставленные чиновники неудачно поохотились на кабанов в научном заповеднике «Пэдуря Домняскэ» 23 декабря 2012 года. Известно о трагедии стало не сразу и не от них. О том, что в тот день один из участников забавы по неосторожности застрелил бизнесмена Сорина Пачу, на пресс-конференции 6 января 2013 года рассказал глава движения «Антимафия» Серджиу Мокану. Он же сообщил, что в заповеднике охотились прокуроры, в том числе тогдашний генпрокурор Валериу Зубко, судьи, чиновники и бизнесмены.

Сначала список участников VIP-охоты замалчивался. Только под давлением общественности, оппозиции и СМИ Генпрокуратура поименно назвала всех, кто охотился в тот день в «Пэдуря Домняскэ». Среди охотников, а значит и очевидцев трагедии, кроме Валериу Зубко оказались председатель Апелляционной палаты (АП) Кишинева Ион Плешка, его заместитель Георге Крецу, теперь уже бывший глава агентства Moldsilva Ион Лупу, директор заповедника Денис Еремчук, прокуроры и чиновники рангом пониже, а также близкие к власти бизнесмены.

Еще до того, как фамилии охотников были официально преданы огласке, Серджиу Мокану, ссылаясь на информированные источники в правоохранительных структурах, утверждал, что именно Валериу Зубко смертельно ранил бизнесмена. При этом он говорил, что обвинят во всем судью Крецу.

Предсказание главы «Антимафии» сбылось. Весной 2013 года прокуратура предъявила Георге Крецу обвинение в убийстве по неосторожности, а также в незаконной охоте. Дело передали на рассмотрение в суд Фалешт.

Бывшему судье инкриминируют совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 149 УК РМ «Лишение жизни по неосторожности» и ст. 233 УК РМ «Незаконная охота». Обе статьи предусматривают наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет. Правда, за незаконную охоту может быть назначен штраф от 200 до 500 у.е. или от 180 до 240 часов неоплачиваемого общественно-полезного труда.

Георге Крецу, сразу после охоты отрицавший свое в ней участие, вины в убийстве не признает. Впрочем, он говорил, что готов понести наказание, предусмотренное законодательством, если будет доказано, что пуля, убившая бизнесмена, была выпущена из его оружия.

Примечательно, что от должности судьи Крецу был освобожден указом президента с формулировкой «согласно поданному заявлению». Сейчас он преподает на факультете права Молдавского госуниверситета.

В ноябре прошлого года Jurnal TV сообщил, что в суде Фалешт зарегистрирован иск родных Пачу, которые настаивают на том, чтобы виновные в смерти бизнесмена выплатили им 4 млн леев. Но сейчас адвокат Мунтяну говорит, что в их позиции «произошли некоторые изменения». В чем они состоят, он говорить отказался, сославшись на то, что не хочет, чтобы это было воспринято как попытка повлиять на судебную инстанцию. «На самом деле единственное, чего мы хотим,— это правды. Погибшего не вернешь, горе людей не сгладишь. Мы хотим, чтобы было сказано, кто виноват в его гибели»,— подчеркнул Петру Мунтяну.

Кроме Георге Крецу по делу о скандальной охоте проходят еще три человека — все они на момент трагедии были работниками заповедника. Это экс-директор «Пэдуря Домняскэ» Денис Еримчук, инженер по безопасности Валерий Свестун и инженер Геннадий Залевский. Им инкриминируются статьи 328 «Превышение служебных полномочий», 332 «Служебный подлог», 352 ч. 1 «Ложные заявления в декларациях» и 309 «Принуждение к даче показаний» УК РМ. По совокупности обвинений им грозит до шести лет лишения свободы либо штраф от 300 до 1000 у.е., а также до пяти лет запрета занимать определенные должности. Мера пресечения в виде заключения под стражу к ним не применялась, хотя об этом ходатайствовала прокуратура.

Всего в охоте на территории заповедника 23 декабря 2012 года участвовали около 30 человек, многие из которых занимали, а некоторые и сейчас занимают высокие посты. В ходе расследования правоохранители установили, что незаконной была сама охота. Впоследствии ряд участников охоты лишился постов. Валериу Зубко покинул пост генпрокурора, а Ион Лупу лишился кресла директора агентства Moldsilva. Также Национальной антикоррупционной комиссией было констатировано, что Зубко, участвуя в охоте с судьями, допустил конфликт интересов. На него даже был наложен штраф 6 тыс. леев, который бывший генпрокурор успешно оспорил в суде кишиневского сектора Рышкановка в августе 2013 года. Глава Апелляционной палаты Кишинева Ион Плешка, также охотившийся в «Пэдуря Домняскэ», сохранил свой пост.

Одним из итогов злополучной охоты стал беспрецедентный политический кризис в Молдове в 2013 году, выразившийся в открытом конфликте либерал-демократов с демократами, контролирующими Генпрокуратуру. В результате Владимир Филат лишился поста премьера, а Мариан Лупу — должности спикера парламента.

Глава центра Politicon Анатол Цэрану считает, что приговор по делу об убийстве станет своего рода тестом для молдавской юстиции. «Когда в рассматриваемые судом дела вовлечены люди, имеющие отношение к политике, всегда следует ожидать появления политической составляющей»,— сказал он NM. После вынесения приговора, говорит эксперт, станет ясно, оказал ли политический фактор влияние на судебное решение. По его мнению, рассмотрение дела «непозволительно затянулось».

Эксперт IDIS Viitorul Корнелиу Чуря считает, что политическая составляющая в деле о VIP-охоте была, но со временем исчерпала себя настолько, что общественность перестала следить за ходом судебного разбирательства. «Политический потенциал этого дела иссяк. События ушли далеко вперед. И уже даже не очень важно, какие будут результаты»,— отметил Чуря. Он полагает, что после вынесения приговора это дело окончательно предадут забвению, что устраивает большинство политиков.

Мнения юристов по поводу сроков расследования резонансного убийства разделились. Адвокат Павел Мидриган считает, что оно было затянуто: «С ним можно было справиться за год. Создается впечатление, что при расследовании учитывались какие-то иные интересы, кроме желания выяснить все, что необходимо».

Глава Академии адвокатской профессии Петру Дулуца с ним не согласен. «Когда говорят, что дело затянулось,— это эмоции. Два года — это даже недолго, если учесть, что по делу проведен целый ряд экспертиз. Срок рассмотрения мог быть и больше»,— полагает адвокат. Он отметил, что большое значение имеет тот факт, что обвиняемый в убийстве не признает вину. Важным фактором, говорит Дулуца, следует считать и то, что обвиняемый — это бывший судья.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: