Бизнесмен Вячеслав Платон, отбывающий срок за мошенничество в особо крупных размерах в тюрьме №13, обратился к генеральному прокурору с просьбой допросить его по делу главы фонда «Открытый диалог» Людмилы Козловской. Ее подозревают в шпионаже, отмывании денег и финансировании молдавских партий, в том числе из денег, украденных из молдавских банков.
Бизнесмен Вячеслав Платон 9 января через своих адвокатов передал в Генеральную прокуратуру письмо, в котором попросил заслушать его свидетельские показания по «делу Козловской».
О том, что в Молдове открыто дело против Людмилы Козловской, стало известно в конце декабря прошлого года, когда Прокуратура по борьбе с организованной преступностью и особым делам вызывала Козловскую на допрос.
Незадолго до этого власти опубликовали «секретный отчет» парламентской комиссии, которой поручили расследовать «обстоятельства вмешательства фонда “Открытый диалог” во внутреннюю политику Молдовы». Кроме прочего, в отчете утверждается, что фонд финансировался, в том числе, из денег, украденных из молдавских банков. Банковский кредит, о котором идет речь в отчете, фигурирует в уголовном деле против Вячеслава Платона.
В письме на имя генпрокурора Эдуарда Харунжена (копия письма есть в распоряжении NM) Платон отмечает, что в отчете парламентской комиссии его назвали «главным действующим лицом». «На основании этого расследования [парламентской комиссии] прокуратура возбудила уголовное дело. Но, к моему удивлению, вместо того, чтобы допросить главное действующее лицо, то есть меня, прокуратура вызвала находящуюся далеко за границей и точно не лишенную ума приезжать в РМ, госпожу Козловскую», — пишет Платон.
И просит допросить его в «любом качестве» по этому делу, чтобы он мог доказать, что отчет парламентской комиссии сфальсифицирован. «Комиссия на самом деле ничего не расследовала, а лишь подписалась под текстом, составленным в офисе Демпартии», — считает Платон.
По его словам, он и его адвокаты могут доказать, что представленные в отчете «платежи» вымышленные. «Возбужденное уголовное дело — лишь способ оклеветать оппозиционные партии Молдовы, шантажировать и преследовать их лидеров, смешав воедино оппозицию, Российскую Федерацию, правозащитную деятельность Козловской и мою изрядно оплеванную персону», — пишет Платон.
Обращаясь к Харунжену, Платон отмечает, что надеется на скорейшую реакцию прокуратуры и на допрос, а не на ужесточение режима его содержания в тюрьме.
В секретариате Генпрокуратуры письмо зарегистрировали 10 января. Копии письма адвокаты Платона направили президенту Игорю Додону, главе делегации ЕС в Молдове Петеру Михалко, послу США Дереку Хогану и лидерам оппозиционных партий РМ.
Главу фонда «Открытый диалог» Людмилу Козловскую, напомним, вызвали на допрос 27 декабря. В повестке было сказано, что прокуратура расследует деятельность фонда «Открытый диалог». Козловская проходит подозреваемой по уголовному делу об отмывании денег группой лиц, шпионаже и незаконном финансировании политических партий или избирательных кампаний.
Повестке в прокуратуру предшествовала публикация отчета парламентской следственной комиссии, которая обвинила фонд и саму Козловскую в работе в интересах российских спецслужб и олигархов с сомнительным прошлым, а молдавскую оппозицию — в незаконном финансировании фондом и «диверсионной деятельности» против Молдовы. При этом обвинения во многом построены на информации анонимных блогеров и СМИ, подконтрольных или лояльных Демпартии.
Обвинение в том, что фонд Козловской финансировался из украденного из молдавских банков миллиарда, авторы отчета строят на том, что компания PR Vert System получила деньги из кредита, выданного Moldindconbank группе компаний нынешнего мэра Оргеева Илана Шора, который тогда был главой админсовета Banca de Economii.
Кредит, о котором идет речь, фигурирует в уголовном деле против бизнесмена Вячеслава Платона. По версии прокуроров, напомним, Платон, пользуясь влиянием в Moldindconbank (MICB) и пытаясь скрыть, что деньги получит он, убедил Шора взять в MICB кредиты на компании, которыми управлял Шор. Затем эти кредиты погасили за счет денег Banca de Economii. Впоследствии деньги со счетов компаний Шора перевели на счета компаний-нерезидентов, в том числе PR Vert System.