Путешествие на юг Молдовы. Как местные инициативные группы развивают жизнь села
9 мин.

Путешествие на юг Молдовы. Как местные инициативные группы развивают жизнь села


В Молдове давно самым популярным способом заработать на «счастливую» или хотя бы сносную жизнь стала трудовая миграция. Из-за этого, а также из-за оттока сельских жителей в города, молдавские села пустеют, теряя всякие перспективы на будущее. В Европе эту проблему уже давно решают с помощью Местных инициативных групп. Что это такое, зачем они нужны и как они работают в Молдове, мы рассказываем на примере сел Конгаз, Гайдары и Кортен.

Местная инициативная группа (МИГ) — это партнерство представителей трех секторов: бизнеса, гражданского сообщества, а также органов местной власти и публичных учреждений. То есть в группу входят местные бизнесмены, активисты, представители общественных организаций и инициативных групп, а также мэры, работники библиотек, музеев, школ. Это партнерство должно включать не менее трех территориально-административных единиц, в которых не менее 10 тыс. жителей.

Мы отправились на юг Молдовы, в села Кортен, Гайдары и Конгаз, чтобы посмотреть, как местные МИГи меняют жизнь села.

Швейная мастерская в селе Кортен

Село Кортен находится в Тараклийском районе. Большая часть его жителей — этнические болгары. Основали его в начале XVIII века переселенцы — выходцы из одноименно болгарского села.

Галина Минчева приехала в Кортен 24 года назад из Сибири, вслед за своим мужем — уроженцем села. «Рукоделием я начала увлекаться еще в детстве. В 10 лет папа купил мне первую швейную машинку. Я шила по выкройкам из тогдашних журналов — «Бурда», «Работница», «Селянка». Шила для своих подруг, а потом, когда появились дети, то и для них», — рассказывает Галина, для которой увлечение стало делом жизни.

Переехав в Кортен она начала помогать соседкам ремонтировать шапки, перешивать шубки для детей. «Постепенно обо мне узнали за пределами села, приезжали даже из Кишинева, чтобы заказать пошив шубы. Приходилось все делать вручную, потому что скорняжной машинки для работы с кожей и мехом у меня не было. Когда заказов стало много, я наняла помощницу из нашего села», — вспоминает Галина Юрьевна.

Год назад Галина как член местной инициативной группы Bugeac Kilim подала заявку на финансирование своего швейного ателье. МИГ оплатил 80% необходимой суммы, а 20% она покрыла из собственных средств — это одно из условий проекта. На эти деньги она купила скорняжную и прямострочную машину, а также парогенератор, необходимый для работы с мехом.

Сегодня в мастерской Галины Юрьевны, кроме нее, работают ее дочь и соседка. Кроме того, на базе ателье, которое сегодня занимает две комнаты, женщины ведут кружок рукоделия для детей из села. За последнее время ассортимент изделий расширился, и сегодня, помимо верхней одежды, здесь производят коврики из отходов текстильной промышленности, жилетки и угги из старых шуб и выполняют частные заказы разной сложности. А Галина Минчева готовится к открытию еще одного помещения мастерской.

Музей ковроткачества в селе Гайдары

В 10 километрах от Кортена находится село Гайдары. Но это уже Гагаузия. Такое соседство культур и национальностей — визитная карточка молдавского юга. А один из гагаузских брендов — традиционные ковры из шерсти. Ковры, вручную сотканные женщинами села, всегда высоко ценились на рынках и ярмарках, а сегодня они также заняли свое место в туристической индустрии.

Ежегодно в августе Гайдарах проходит фестиваль ковров. В этот день со всей Гагаузии и соседних регионов в село привозят сотни ковров — от раритетных, передаваемых из поколения в поколение, до современных. И устраивают конкурс на лучший ковер. Возрождение традиций ковроткачества началось в 2013 году, когда село Гайдары при финансовой поддержке фонда Soros смогло купить несколько станков и оборудовать специальное помещение в Доме культуры — Живой музей ковроткачества.

Ирина Балканы, Валентина Маринчу и ее дочь Елена — мастера ковроткачества, хранители и популяризаторы традиции. Они сами разрабатывают эскизы и ткут ковры. На изготовление одного уходит от одного до двух месяцев.

«Ковры у нас заказывает правительство, руководство Гагаузии, посольства. Есть заказчики из России, Турции, даже из Америки. Нам высылают либо изображение, либо задают тему, и на основе этого мы уже делаем эскиз будущего ковра», — рассказали мастерицы и показали макет рисунков на склеенных по 6–8 штук клетчатых тетрадных листах.

Центр ковроткачества села Гайдары финансируется, в том числе, через местную инициативную группу Gagauz Koraflari. Благодаря МИГ центру удалось купить еще один ткацкий станок. С такими станками жительницы села приезжают на различные фестивали, где устраивают настоящие шоу — ткут ковры и обучают всех желающих своему искусству.

Кроме центра ковроткачества, в Доме культуры работает Музей истории села. Здесь собрана большая коллекция традиционной гагаузской одежды, предметов быта, архивных фотографий и много других артефактов, охватывающих разные периоды истории гагаузского народа, который больше двухсот лет назад пришел в Буджакскую степь и сохранил до наших дней свою идентичность, язык, культуру и традиции.

Приправа, ателье и теплицы в Конгазе

Если в Гагаузии завести разговор о Конгазе, то вам обязательно расскажут, что это не только самое большое село в Молдове, но и во всей Европе, а то и в мире. И это небезосновательная информация. Википедия, ссылаясь на Книгу рекордов Гиннесса, сообщает, что Конгаз входит в десятку самых больших европейских сел по количеству населения. В Конгазе живет 13,5 тыс. человек, 98% из них — этнические гагаузы. Конгаз вместе с еще несколькими селами основали местную инициативную группу ECO Düz Yalpugel, которая помогла сельчанам найти свое дело и заработок в родном селе.

Традиционная гагаузская приправа

Мёрдя (мюрдя) — основная приправа буджакской кухни. Ее также называют витаминно-травяная мука и используют для многих блюд гагаузской и болгарской кухни: ее добавляют в мясо, суп, салаты, ею посыпают нарезанную ломтиками брынзу или свежеиспеченный хлеб. В зависимости от региона и рецепта в нее могут входить сушеные, а затем измельченные перья лука и чеснока, укроп, петрушка, мята, чабрец, красный перец и самое главное — нектароскордум или болгарский лук. Она готовится в домашних условиях и есть в каждом хозяйстве юга страны.

Елена Смаранди работает ассистентом в дневном центре для детей с ограниченными возможностями «Лучик солнца». Благодаря ее усилиям в центре появилась теплица и грядки, где выращивают травы, необходимые для изготовления приправы Мёрдя. «Поддержка местной инициативной группы позволила нашему центру купить сушку для растений, дробилку и упаковочный агрегат. В нашем центре 52 ребенка до 18 лет, но есть и те, кто старше. Они уже не получают пособие от государства, но идут к нам, и мы их всегда принимаем, потому что, кроме нашего центра, им некуда идти. Всей работой мы занимаемся вместе с ребятами: поливаем, убираем, сушим, фасуем. Детям очень нравится, и они чувствуют себя нужными. Они приучаются к труду и, кроме того, имеют две-три копейки карманных денег», — рассказала Елена Смаранди. Деньги, вырученные от продаж приправы, также помогают содержать большой аквариум с рыбками, который находится в Центре и является частью терапии. Кроме приправы, ребята занимаются выращиванием и фасовкой шалфея и чая из мяты.

Швейное ателье

Особенность швейного ателье Марии Тулба-Икизли — специализация на пошиве традиционного гагаузского платья. Все началось в 2006 году, когда после окончания технологического колледжа в Кишиневе она вернулась в родной Конгаз. Первое время она работала на турецкой швейной фабрике, но затем, благодаря поддержке своей мамы Екатерины Икизли, решилась открыть ателье. «Сначала нас было двое — я и еще одна женщина. Участие в местной инициативной группе позволило нам сделать ремонт, купить швейные машинки, два утюга, гладильный стол, кондиционер, чтобы было комфортно работать летом. Постепенно ателье расширилось, сегодня у нас работает семь человек — закройщики и швеи, причем все из села. Кроме того, у нас проходят практику местные девушки», — рассказала Мария.

Сегодня в ателье шьют верхнюю одежду, вечерние наряды, но традиционные гагаузские костюмы остаются визитной карточкой этого небольшого производства. «Национальная одежда пользуются спросом в нашем и соседних селах, а также в Комрате и за рубежом у диаспоры. Ее заказывают для разных праздников Дома культуры, детские сады, школы, туристические комплексы. Последнее время появляется все больше и больше индивидуальных заказов, чувствуется, что появился спрос именно на наш уникальный традиционный стиль, орнамент, цвет», — рассказала Екатерина Икизли. Рядом с ателье они также открыли буфет, в котором пекут традиционную гагаузскую выпечку — кывырму и гёзлеме.

Тепличный комплекс

10 лет назад Петр Ратков выкупил старые брошенные теплицы бывшего совхоза, расположенные в соседнем селе. «Сначала посадили только помидоры, потом добавили огурцы и перцы. Поняли, что зимой хорошо идет лук, и стали его выращивать. Затем появилась и редиска. Мы построили свой питомник для рассады, которую выращиваем не только для себя, но и на продажу», — рассказал Петр Ратков.

В его семье девять человек, все живут в одном доме, а в их хозяйстве — четыре теплицы и рассадник. Благодаря местной инициативной группе Петр Ратков купил котел и связанную с ним систему отопления, что позволило заниматься выращиванием растений круглый год. «Теплицы — это залог экономической стабильности для фермеров. Ты не зависишь от осадков, которых то нет, то слишком много», — отметил фермер. Кроме развития собственного бизнеса, он консультирует в рамках проектов МИГа других начинающих фермеров в своем и соседних селах.

Поддержкой местной инициативной группы ECO Düz Yalpugel воспользовалась и владелица этно-туристического комплекса Gagauz Sofrasi Анна Статова.Она видит дальнейшее его развитие во взаимодействии с различными инициативами МИГа. Например, эта популярный у туристов комплекс Gagauz Sofrasi уже стал площадкой для реализации продукции местной инициативной группы.

***
МИГи в Моллдове получили развитие благодаря европейской инициативе LEADER (французская аббревиатура, которая расшифровывается как «Связи между действиями для развития экономики сельского хозяйства»). Это метод и программный инструмент для поддержания на местном уровне действий по развитию сельской местности, связанных с переосмыслением задач сельских территорий и созданием новых рабочих мест.

Первая программа LEADER была запущена в странах-членах Европейского союза в 1991 году. Благодаря ее эффективности и популярности в сельских сообществах программа LEADER до сих пор востребована в странах ЕС и действует в тысячах сельских районов.

В начале апреля во Дворце Республики в Кишиневе пройдет конференция, посвященная развитию в стране местных инициативных групп. В рамках конференции 3 апреля перед Дворцом Республики пройдёт ярмарка товаров, которые представят 26 МИГ-ов.  

Дополнительную информацию можно узнать на Leader in Moldova.

Этот материал публикуется на коммерческой основе, для продвижения МИГ-ов в рамках меры LEADER.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: