Россия попала в пробу. В Москве хотят дополнительного расследования в связи с допинг-скандалом
5 мин.

Россия попала в пробу. В Москве хотят дополнительного расследования в связи с допинг-скандалом


Олимпийский комитет России (ОКР) призвал провести расследование в связи с обвинениями Всемирного антидопингового агентства (WADA). С таким призывом ОКР выступил в связи с опубликованным накануне скандальным докладом WADA, в котором говорится о махинациях с допинг-пробами российских спортсменов, сообщает РБК. В схемах подмены допинг-проб, по информации WADA, были задействованы замминистра спорта РФ, сотрудники антидопинговой лаборатории и ФСБ. 

По мнению ОКР, обвинения, выдвинутые главой независимой комиссии WADA Ричардом Маклареном в докладе по итогам расследования, связанного с махинациями проб на допинг российских спортсменов, «настолько серьезны, что требуют полноценного расследования с участием всех вовлеченных сторон». При этом в ОКР отметили, что являются приверженцами борьбы с допиногом и готовы оказать содействие в расследовании.

«Вместе с тем мы в корне не согласны с мнением господина Макларена, который считает, что возможное отстранение сотен чистых российских атлетов от участия в Олимпийских играх является допустимым «неприятным последствием» изложенных в докладе комиссии WADA обвинений», — говорится в заявлении ОКР.

Олимпийский комитет РФ также напоминает, что расследование WADA было построено в первую очередь на заявлениях бывшего главы московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова, который сам покрывал применение запрещенных препаратов и организовывал схемы подмена допинг-проб.   

Первая схема, описанная в докладе, работала с конца 2011 года по август 2015: положительные пробы просто помечались как отрицательные. Ричард Макларен назвал ее «методом исчезающих положительных проб». Главным куратором схемы, со слов Родченкова, был заместитель министра спорта России Юрий Нагорных. Именно он решал, чьи пробы скрывать, а чьи нет.

Схема работала так: если обнаруживалась положительная проба, сотрудник антидопинговой лаборатории записывал номер пробирки, дату взятия пробы, вид спорта и пол спортсмена, а потом передавал эту информацию «связному». В роли «связного», говорится в докладе WADA, в разное время выступали советник министра спорта РФ Наталья Желанова, сотрудник Центра спортивной подготовки сборных команд России Алексей Великодный и заместитель главы департамента науки и образования минспорта Авак Абалян.

В свою очередь, «связной» отправлял данные в Российское антидопинговое агентство, где узнавал имя спортсмена  (пробы сдаются анонимно). Дальше, говорится в докладе WADA, решение принимал замминистра спорта Нагорный. Если его резолюция была «сохранить», тогда пробу помечали, как отрицательную, а если — «карантин», тогда анализ проводился по всем правилам. По данным WADA , опцию «сохранить» Нагорный использовал 312 раз, а «карантин» — 265 раз. В случае со спортсменами-иностранцами анализы проводились, как положено. Впрочем, были и исключения. Например, в докладе говорится, что опцию «сохранить» вынес лично Мутко для иностранного футболиста, играющего в России, вероятнее всего, за клуб «Краснодар».

В декабре 2014 года WADA решила проверить Московскую антидопинговую лабораторию. После того как об этом стало известно, 8 тыс. проб, взятых до 10 сентября 2014 года, были уничтожены, говорится в докладе. В этом нет нарушений, так как истек 90-дневный с момента их взятия. Однако после этого осталось 37 положительных проб, помеченных как отрицательные. В лабораторию пришли сотрудники ФСБ, которые забрали пробы и вернули их открытыми, говорится в докладе WADA. Времени, чтобы собрать чистую мочу именно этих спортсменов, не было, поэтому использовалась любая чистая моча. В итоге были видны следы вскрытия, а в трех случаях ДНК не совпал, сообщает WADA.

Всего же с 2012 по 2015 год, говорится в докладе, с помощью описанной схемы 643 пробы были помечены как отрицательные. По словам Родченкова, в прошлом году Нагорных хотел прекратить эту практику, но на продолжении настояла замглавы Центра спортивной подготовки сборных команд России Ирина Родионова. В апреле этого года WADA лишил аккредитации московскую лабораторию.

На крупных соревнований, где был дополнительный допинг-контроль со стороны зарубежных агентств, использовалась другая схема, говорится в докладе комиссии WADA. Например, на Олимпиаде в Сочи ФСБ придумала способ вскрытия запечатанных проб, практически незаметный для неискушенного глаза. По этой схеме у спортсменов собирали мочу в периоды, когда в ней не было следов приема допинга, говорится в докладе. Мочу хранили в Центре спортивной подготовки сборных команд России, а отвечала за это Ирина Родионова. Затем сотрудники ФСБ доставляли пробы в Сочи.

Замена проб происходила через дыру в стене между хранилищем мочи и соседней комнатой — пробы передавал сотрудник антидопинговой лаборатории Евгений Кудрявцев, а принимал сотрудник ФСБ Евгений Блохин.  В лабораторию он попадал под видом водопроводчика (был оформлен работником компании «Билфингер», обслуживающей здание). 

Григорий Родченков, по его словам, заменяли мочу вместе с другими сотрудниками антидопинговой лаборатории. Кроме того, чтобы сохранить удельную плотность, в нее добавляли соль или разводили водой. Лаборатория в Лондоне, изучившая пробы, выяснила, что уровень соли был выше стандартного, что представляет угрозу для жизни.

Григорий Родченков также рассказал про коктейль из трех препаратов, которые нужно было растворять в алкоголе. Спортсмены должны были прополоскать им рот, а затем выплюнуть. В этом случае допинг быстрее выводился из организма.

После публикации доклада президент России Владимир Путин пообещал, что «должностные лица, указанные в докладе комиссии как прямые исполнители, будут временно отстранены от занимаемых должностей до полного завершения расследования». При этом Мутко от работы не отстранят, хотя он и приказывал скрыть пробы футболиста.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: