«Сегодня мы оставляем людей умирать дома». Как в парламенте обсуждали проблемы молдавского здравоохранения
8 мин.

«Сегодня мы оставляем людей умирать дома». Как в парламенте обсуждали проблемы молдавского здравоохранения


Молдавскую систему здравоохранения сотрясает один скандал за другим. 28 февраля в парламентской комиссии по правам человека и межэтническим отношениям прошли слушания, участники которых попытались выяснить, что происходит и почему право на здоровье в Молдове регулярно нарушается. Претензии нашлись у всех участников дискуссии. NM рассказывает, что выяснили депутаты и какие изменения в здравоохранении готовят власти.

Новые тарифы: «В 2018 году повышение не приветствуются»

В феврале 2017 года в Молдове вступили в силу новые тарифы на медицинские услуги. Правительство пересмотрело цены впервые с 2011 года: по мнению кабмина, прежние тарифы перестал покрывать расходы. Стоимость некоторых анализов повысилась в два-четыре раза, существенно подорожали стоматологические услуги и некоторые операции. Для пациентов без полиса в полтора-два раза повысилась стоимость пребывания в клиниках. 

newsmaker.md/rus/novosti/pravitelstvo-peresmotrit-metodologiyu-rascheta-tarifov-na-meduslugi-30735
 

В апреле 2017 года парламент обязал кабмин пересмотреть эти тарифы, потому что повышение «вызвало возмущение в обществе». Как выяснилось на сегодняшнем заседании комиссии, тарифы, спустя почти год, все еще «пересматривают». «У нас есть рабочая группа по пересмотру тарифов. Уже было три заседания. Вскоре объявим наши выводы», — заявил госсекретарь министерства здравоохранения, труда и соцзащиты Борис Гылка. А пока, уточнил он, по-прежнему действуют вступившие в силу год назад повышенные тарифы.

Глава парламентской комиссии, депутат-социалист Владимир Цуркан отметил, что главное, чтобы тарифы пересматривали в меньшую сторону. «Сейчас 2018 год, и повышения не приветствуются», — отшутился Гылка, намекая на то, что год предвыборный.

Нескорая помощь: «Сделаем помощь ближе к людям»

newsmaker.md/rus/novosti/vinovata-ne-sistema-lyudi-dobrye-kto-obrazuet-etu-sistemu-chto-vyyavilo-rassledova-35678
 

Скорая помощь в Молдове  по-прежнему не спешит к пациентам. Как отметил глава офиса народного адвоката Михаил Которобай, случаи Андрея Брагуцы и Никулины Булат стали наглядным примером системных проблем. Он напомнил и о том, что недавно в Хынчештском районе ребенок умер только из-за того, что до него вовремя не доехала скорая.

Есть и технические проблемы. В Молдове только пять из 366 машин скорой помощи отвечают всем требованиям и оснащены техникой, необходимой для оказания помощи. В этом году правительство намерено закупить около 60 новых машин и выделило на это 40 млн леев. Как рассказал Гылка, среди новых машин будут, в том числе, реанимобили. Правительство, по его словам, уже начало закупку.

По словам Гылки, минздрав панирует купить не только кареты скорой помощи. В ответ на обвинения депутатов и омбудсмена в том, что в Молдове зря отменили обязательную флюорографию, госсекретарь заявил, что эту проблему минздрав будет решать иначе. «Вместо облучения всех жителей страны», по словам госсекретаря минздрава, проверять будут, в первую очередь, представителей группы риска. По его словам, по стране будут ездить машины, оснащенные рентгеновским аппаратом, всем необходимым для анализов на ВИЧ, аппаратом для маммографии. Сейчас машин с рентгеном только три, поэтому министерство планирует купить еще две, уточнил Гылка. «Это приблизит медпомощь к людям», — уверял Гылка.

newsmaker.md/rus/novosti/sami-s-vrachami-chto-v-minzdrave-zayavili-o-lechenii-v-turtsii-detey-o-kotoryh-ras-36295
 

Участники обсуждения в парламентской комиссии говорили и о том, что большая часть медицинской аппаратуры в Молдове устарела. «Это опасно для пациентов. В Бельцах пациенты после рентгена получили большую дозу облучения и попали в больницу», — привел пример Михаил Которобай. По его словам, аппарат многие годы никто не проверял. Омбудсмен призвал министерство разработать четкую систему контроля и авторизации медтехники.

Проблемы возникают не только с устаревшим оборудованием. Врачей не учат правильно пользоваться даже той аппаратурой, которую Молдова получает в подарок. Как минздрав собирается решить проблему обеспечения техникой, Гылка не сказал.

Больничная реформа: «Ничего не закроют, никого не уволят»

Запланированная минздравом больничная реформа остается непонятной даже депутатам. На настойчивый вопрос Цуркана, «сколько медучреждений в Молдове под вопросом», Гылке пришлось убеждать и почти клясться, что «ни одно медучреждение в Молдове не находится под угрозой ликвидации».

Он сказал, что их «трансформируют», но не стал раскрывать скобки. Однако отметил при этом, что в Израиле на 8 млн жителей 22 больницы, а в Молдове на 2,9 млн — 71.

По слова Гылки, часть хирургических кабинетов и роддомов в районах действительно закроют. Сейчас, отметил он, в некоторых роддомах принимают всего 50 родов в год. Гылка рассказал, что в первую очередь будет преобразована больница в Бельцах, а затем университетская клиника в Кишиневе.

«Ничего не закроют, никого не уволят, у нас и так кадровый кризис», — убеждал Гылка. По его словам, в связи со старением населения в районах появятся отделения паллиативной и гериатрической помощи. «Сегодня мы оставляем людей умирать дома, потому что у нас нет паллиативных отделений», — пояснил госсекретарь минздрава.

Общение с пациентами: «Это нарушение права на доступ к информации»

Молдавская система здравоохранения не умеет общаться с пациентами. Как выяснилось во время слушаний в парламентской комиссии, это чувствуется на всех уровнях.

«Мы столкнулись с массовым отказом вакцинировать детей. Возможно, это происходит, потому что семейные врачи ничего не объясняют. Это нарушение права на доступ к информации», — уверена сотрудник офиса народного адвоката Елена Чернэуцану. Она отметила, что ситуацию могли бы улучшить даже брошюры. Представители Национальной компании медстрахования (НКМС) пообещали, что скоро их напечатают.

По их словам, недостаток информации чувствуется даже в аптеках. Например, фармацевты при покупке препарата из списка компенсируемых лекарств должны предлагать клиентам весь список аналогов — от самых дешевых до более дорогостоящих. На практике это не происходит. Фармацевты предлагают тот препарат, который считают нужным.

Депутат от Партии коммунистов Инна Шупак добавила, что большинство жителей Молдовы не знают ни о том, что государство может компенсировать 25% стоимости лечения за границей, ни о том, что у НКМС есть «зеленая линия», если в больнице нет лекарств. Она призвала министерство всерьез заняться проблемой информированности граждан.

Цуркан уточнил, что некоторым пациентам отказывают не только в информации, но и просто в помощи. «В прошлом году был случай в Штефан-Водском районе: врач-травматолог отказался помочь из-за того, что женщина говорила на русском языке», — рассказал депутат. Гылка заверил его, что сам поедет в Штефан-Водский район и выяснит все детали этой ситуации.

Медицина в тюрьмах: «Шесть человек умерли, не дождавшись рассмотрения заявления об освобождении»

Фактически без права на здоровье в Молдове остаются заключенные. Как рассказал омбудсмен Которобай, заключенные вынуждены ждать медицинской помощи, в том числе стоматологической, от шести до десяти дней, независимо от своего состояния. По его словам, ни врачей, работающих в тюрьмах, ни установленное там медоборудование никто не проверяет. Например, у рентгеновского аппарата в тюрьме №13 нет авторизации. Как он работает и не вредит ли пациентам, никто не знает. Наглядным примером работы тюремной медицины он назвал случай Андрея Брагуцы.

Тяжелое состояние тюремной медицины подтвердил и генсекретарь министерства юстиции (ему подчиняются тюрьмы) Анатолие Мунтяну. Он рассказал, что в 2006 году в Молдове утвердили список болезней, при которых заключенного могут досрочно освободить из тюрьмы. Процедура, по словам госсекретаря, длится слишком долго.

«Уже шесть человек умерли, пока ждали результатов рассмотрения своих заявлений», — сказал Мунтяну. Он предложил пересмотреть или список заболеваний, или процедуру освобождения. «При диагнозе рак последней стадии уже бесполезно начинать рассматривать заявление об освобождении», — отметил Мунтяну.

Он также рассказал, что сейчас ведутся переговоры о том, чтобы тюремные врачи и больницы перешли в подчинение минздраву. Минюст не справляется с обеспечением тюремных клиник.

По данным Департамента пенитенциарных учреждений на 1 октября 2017 года, в 18 тюрьмах Молдовы содержатся 7830 человек.

Кадровый кризис: «Минздрав еще не сталкивался с чем-то подобным»

К врачам в Молдове относятся не лучше, чем к пациентам. По словам Гылки, система здравоохранения переживает серьезнейший кадровый кризис. «Минздрав Молдовы никогда еще не сталкивался с чем-то подобным», — заверял госсекретарь министерства. Особенно врачей не хватает в районных клиниках. По словам Гылки, в 2017 году в молдавском медуниверситете впервые остались свободные бюджетные места.

«Профессия врача больше не привлекательна для молодого поколения. Они учатся 10-12 лет, начинают карьеру, когда им уже больше 30 лет, да еще с символической зарплаты», — сказал госсекретарь. И предложил депутатам разработать новую систему расчета зарплаты медицинских работников.

При этом он отметил, что, несмотря на все упомянутые резонансные случаи, молдавских врачей стоит поблагодарить. «Это вина и министерства, и парламента, что мы только предлагаем механизмы наказания, но у нас нет механизма благодарности», — заметил Гылка.

newsmaker.md/rus/novosti/ya-rodila-kak-sobaka-pochemu-minzdrav-i-institut-materi-i-rebenka-v-kishineve-nach-35451
 

Он привел в пример недавний скандал с петицией 98 матерей, которые стали жертвами плохого обращения и врачебных ошибок в молдавских роддомах. «В Национальном центре матери и ребенка произошел тот аборт в туалете. […] Но в этом медучреждении проходят самые сложные роды. И только 14% всех принимаемых там родов — здоровые, остальные с серьезными патологиями», — отметил Гылка, подчеркнув, что медики справляются с этими трудностями.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: