Адвокаты Вячеслава Платона утверждают, что «суд, наконец, начал вникать в суть дела». Так защита прокомментировала сегодняшние закрытые слушания в Апелляционной палате, в ходе которых, по словам адвокатов, Платон в течение полутора часов рассказывал о роли первого зампреда Демпартии Владимира Плахотнюка и других высокопоставленных лиц в делах о «краже века» и «Ландромате». Подробности — в репортаже корреспондента NM Марины Шупак.
На сегодняшнем заседании Апелляционная палата рассмотрела ходатайство защиты об освобождении Платона из-под ареста. АП ходатайство отклонила, подтвердив решение суда столичного сектора Буюканы о предварительном аресте Платона на 30 дней. По словам адвоката Анны Урсаки, суд согласился с доводами прокуроров, которые заявили, что с 1 сентября, когда суд поместил Платона под арест, в деле не появилось никаких новых обстоятельств.
Судебные слушания в АП длились около трех часов и сопровождались беспрецендентыми мерами безопасности: на первом этаже находилось несколько десятков полицейских. До последнего момента оставалось неясным, в каком именно зале будут рассматривать дело Платона. В электронном расписании, установленном у входа в АП, оно почему-то не значилось.
Платона доставили в суд и вывели из него через черный вход, чтобы он не пересекался с журналистами, которые приехали освещать судебный процесс. Видимо, полиция учла опыт 1 сентября, когда Платон смог ответить на некоторые вопросы СМИ, которые выкрикивали журналисты, пока его вели в зал заседаний.
Сегодня подходить к залу не разрешалось ни журналистам, ни родственникам обвиняемого — жене Евгении Тульчевской и матери Марии Платон. Вдоль коридора, ведущего к месту проведения слушаний, выстроились полицейские.
Выяснить, с чем связаны такие меры безопасности, не удалось. В пресс-службе АП на звонки NM никто не отвечал. Один из полицейских сказал журналистам, что решение о проведении закрытого заседания принял судья Юрие Иордан.
Через час после начала заседания к прессе вышел адвокат Эдуард Руденко. Он сообщил, что слушания закрыли по настоянию прокуроров. По словам адвоката, прокурор Андрей Бэешу аргументировал это тем, что на заседании суда будет обсуждаться информация, распространение которой может негативно сказаться на ходе судебного разбирательства.
Руденко также рассказал, что помимо ходатайства об освобождении Платона из-под стражи, адвокаты направили суду еще два ходатайства. Первое суд отклонил — о том, чтобы заслушать в качестве свидетелей по делу супругу Платона и полицейского, который, судя по материалам дела, занимался его поиском вплоть до задержания на Украине.
Второй запрос защиты был удовлетворен. Он касался разрешения российскому и украинскому адвокату Илье Новикову присутствовать на сегодняшних слушаниях и рассказать об экстрадиции предпринимателя из Украины. Защита утверждает, что экстрадиция была незаконной, следовательно арест Платона также незаконен.
Затем из здания АП вышел сам Илья Новиков. Он сообщил СМИ, что вынужден был покинуть слушания, так как у «защиты намечена встреча с представителями посольств стран, которых это дело интересует». О каких именно посольствах идет речь, адвокат уточнять не захотел. Инициаторами встречи, по его словам, были дипломаты.
Дело Новиков описал кратко: «оно политически мотивировано и его [Платона] экстрадиция было подготовлена в спешке». Адвокат добавил, что не вправе комментировать ход разбирательства в молдавском суде, и объяснил свое прибытие в Кишинев тем, что Платон попросил «освещать публично его позицию в связи с экстрадицией». Новиков, кроме того, сообщил, что экстрадиция Платона будет оспорена в Европейском суде по правам человека. Адвокат также сказал, что обжалование ареста было формальным предлогом, и на сегодняшнем заседании Платон рассказал суду, каким образом и по чьему приказу его арестовали. По словам Новикова, «суд, наконец, начал вникать в суть дела».
После того, как АП отклонила ходатайство об освобождении Платона из-под ареста, к прессе вышла адвокат Анна Урсаки.
Урсаки сообщила, что Платон в течение полуторачасов рассказывал судьям о том, как на самом деле происходила «кража века» и как отмывались деньги в деле о так называемом «Ландромате» (так назвали одну из крупнейших в Восточной Европе операции по отмыванию денег с использованием молдавской банковской и судебной системы). По словам Урсаки, Платон детально описал, какую роль в этих делах играли высокопоставленные лица в молдавской политике и, главным образом, Владимир Плахотнюк.
«Платон обвиняет Плахотнюка в том, что он является конечным получателем денег, украденных из банковской системы страны, а [спикера парламента] Андриана Канду в том, что он подписал контракты, благодаря которым деньги ушли в офшоры. В свою очередь, бывший глава Нацбанка Дорин Дрэгуцану способствовал выводу денег из НБМ и тому, чтобы деньги из Unibank, Banca Sociala и Banca de Economii попали на счета [мэра Оргеева и бизнесмена] Илана Шора. [Бывших премьер-министров Юрие] Лянкэ и [Кирилла] Габурича он обвинил в необоснованном извлечении денег из госбюджета для покрытия несуществующих долгов», — сообщила адвокат.
Платон, по словам Урсаки, также заявил суду, что и «не надеется быть освобожденным», так как знает о захвате системы правосудия в Молдове. В то же время она заверила, что ее подзащитный «будет продолжать говорить». На вопрос NM, готов ли Платон передать журналистам документы, подтверждающие обнародованную им сегодня в суде информацию, адвокат Урсаки ответила: «Да, возможно он так и сделает».
Вячеслав Платон был задержан в Киеве 25 июля спустя несколько часов после того, как Кишинев объявил его в международный розыск. 22 августа Печерский районный суд Киева удовлетворил ходатайство украинских прокуроров об экстрадиционном аресте Платона. Суд не учел аргументы адвокатов, утверждающих, что Платон — гражданин Украины, а Украина не выдает своих граждан.
Вячеслава Платона экстрадировали в Молдову 29 августа. С этого дня он находится в заключении в кишиневской тюрьме №13. Молдавская прокуратура обвиняет Платона в мошенничестве в банковской сфере и отмывании денег в особо крупных размерах. По данным молдавских прокуроров, в результате незаконных действий бизнесмен вывел из Banca de Economii 1 млрд леев. В розыск Платон был объявлен на основании показаний Илана Шора.