Владимир Плахотнюк — формально прозападный магнат с настолько токсичной репутацией, что даже его политические соратники обычно стараются держаться на расстоянии. Действительно ли официальный Вашингтон оказывает ему поддержку? Авторитетное американское издание The New York Times проанализировало визит Владимира Плахотнюка в США и его встречу с помощником госсекретаря по делам Европы и Евразии Викторией Нуланд. «Готов ли Запад в своем стремлении сдерживать Россию обращаться за помощью к таким людям, как Плахотнюк?», — задается вопросом издание. NM публикует материал в сокращении, а полностью на английском языке его можно прочитать здесь.
Геополитика в фотографиях
Во время прошлых избирательных кампаний в Молдове главная пророссийская партия зарабатывала голоса, публикуя фото встречи в Кремле своего лидера с президентом России Владимиром Путиным. А теперь другая фотография сплачивает союзников Москвы в беднейшей стране Европы. На ней помощник госсекретаря США Виктория Нуланд стоит плечом к плечу с Владимиром Плахотнюком — наиболее влиятельным молдавским лидером.
Для многих граждан Молдовы фотография со встречи Нуланд и Плахотнюка лишь подтвердила уровень влиятельности бизнесмена. После встречи телеканалы, подконтрольные бизнесмену, были переполнены сообщениями о том, что Соединенные Штаты поддержали олигарха как «якоря стабильности и гаранта продолжения западного пути Молдовы».
В свою очередь, пророссийские СМИ представили встречу как доказательство равнодушия Вашингтона к интересам простых людей, как пример озабоченности геополитическими играми и защиты интересов глубоко коррумпированных элит.
«С точки зрения политики, хоть это и цинично звучит, это для меня было очень полезно», — так прокомментировал встречу Нуланд и Плахотнюка лидер Партии социалистов Игорь Додон.
Нюансы стратегии Вашингтона
«Мы все были в шоке, когда появилась эта фотография», — заявила телеведущая Наталья Морарь, которая также сообщила, что один из приближенных бизнесмена угрожал ей публикацией видеозаписи сексуального характера, сделанной в ее собственной спальне. «Никто не считает Плахотнюка проевропейским. Он занят продвижением коррупции и личных интересов», — считает Морарь.
По ее мнению, и нынешний объем влияния, и прошлые прегрешения Плахотнюка, возможно, преувеличены. Однако, как утверждает журналистка, многие граждане нашей страны, искренне поддерживающие западный вектор, расценили встречу в Вашингтоне, как предательство — отношения США с настолько непопулярной фигурой вызвали настоящее смятение.
Лидер без официального поста
Как и многие другие влиятельные персоны бывшего СССР, Плахотнюк скрывает источники происхождения своего богатства и влияния. Он культивирует тайну и укрепляет образ «делателя королей», который может уничтожать врагов движением пальца.
Он не занимает никаких официальных постов, являясь лишь вице-председателем Демократической партии, которая входит в состав коалиционного правительства. Неизвестны его истинные политические симпатии и даже подданства: оппоненты утверждают, что у Плахотнюка есть паспорта России, Молдовы и Румынии.
Финансовое положение Плахотнюка туманно и остается неясным, как формируются подконтрольные ему денежные потоки. На словах Плахотнюка обвиняли в совершении многочисленных преступлений, включая торговлю людьми. Его бизнес — это роскошный отель, ночной клуб и несколько телеканалов. Бизнесмен редко выступает на публике, но когда все же начинает говорить, то отвергает все обвинения, называя их манипуляциями и ложью, которые можно объяснить политикой.
Рычаги влияния
Политик Григорий Петренко, обвиняемый в причастности к массовым беспорядкам, считает, что, несмотря на то, что у Плахотнюка нет никакой государственной должности, в его руках находятся все рычаги управления государством. «Возможно, его наибольший актив — геополитическая схватка Москвы и Вашингтона», — считает Петренко. По его словам, именно это позволяет Плахотнюку маскироваться под друга Запада, который обеспечивает в Молдове стабильность и отсутствие российских танков.
Глава кабинета министров и член Демпартии Павел Филип признает, что Плахотнюк не слишком заботится о собственном имидже. Но Филип считает разговоры о всемогуществе Плахотнюка преувеличением: «Это миф, что один человек контролирует страну», — утверждает Филип. Он также заверяет, что правительство на деле докажет приверженность западным ценностям и свою готовность следовать по пути реформ.
«Он не просто контролирует страну, он ею владеет», — утверждает в свою очередь политик Ренато Усатый.
Представитель Госдепартамента США Джон Кирби отметил, что Плахотнюка принимали в Вашингтоне как члена молдавской делегации во главе с вице-премьером. По словам Кирби, Виктория Нуланд подтвердила поддержку Вашингтоном усилий властей РМ, направленных на «демократическое и экономическое развитие Молдовы», подчеркнув необходимость продолжения борьбы с коррупцией, в том числе и в рядах правительства.
По словам спикера парламента Андриана Канду, близкого Плахотнюку, политические враги несправедливо обвиняли бизнесмена во всех скандалах и неудачах Молдовы с того самого момента, как в 2009 году прозападные партии пришли к власти. Сюда относится и таинственное исчезновение почти миллиарда долларов из банковской системы. «Из него сделали самого ненавистного человека в стране, потому что людям нужно было кого-то обвинить», — утверждает Канду.
В свою очередь, экс-премьер Юрие Лянкэ считает, что Плахотнюк использовал поездку в США для очищения собственной репутации. В то же время, по словам Лянкэ, Виктория Нуланд была права, встретившись с Плахотнюком, поскольку «он — человек, обладающий реальной властью в стране».