Цепная реакция: в чем обвиняют и как защищают «группу Петренко»
7 мин.

Цепная реакция: в чем обвиняют и как защищают «группу Петренко»


В понедельник, 14 сентября, Апелляционная палата Кишинева рассмотрит ходатайство защиты лидера партии «Наш дом — Молдова» Григория Петренко об освобождении его из-под стражи. Петренко и его пятеро соратников были задержаны в ходе протестов у здания Генпрокуратуры 6 сентября и помещены под арест на 30 суток. Правоохранительные органы обвиняют их в организации массовых беспорядков, а защита и сторонники называют их политическими заключенными.

Лидер партии «Наш дом — Молдова» («Красный блок») Григорий Петренко и его сторонники Михаил Амерберг, Александр Рошко, Владимир Журат, Павел Григорчук и Олег Бузня, задержанные 6 сентября при попытке установить палатки у здания Генеральной прокуратуры, обвиняются в организации массовых беспорядков по всем пунктам ст. 285 Уголовного кодекса РМ. Как сообщила NM адвокат Петренко Анна Урсаки, по данной статье активистам грозит лишение свободы на срок до восьми лет. 

Урсаки обратила внимание, что прокурор Нику Шендря выбрал «самую тяжкую статью, которую можно инкриминировать за революционную деятельность». При этом, отметила адвокат, какой-то аргументации насчет того, какими конкретно действиями протестующие нарушили закон, в постановлении о предъявлении обвинений не приводится: «Там лишь процитированы фразы из статьи обвинения».

Адвокат уверена, что ничего противозаконного Петренко и его соратники во время протеста не совершили и их «по праву можно назвать политическими заключенными». «Они имели полное право протестовать на ступеньках Генпрокуратуры и установить там бессрочный палаточный городок, как и планировали»,— говорит Урсаки. 

По ее словам, некоторые протестующие также планировали приковать себя цепями к палаткам и другим приспособлениям, установленным у здания Генпрокуратуры, что, по ее словам, также закону не противоречит. Цепи, отмечает Анна Урсаки, протестующие даже не успели достать. Тем не менее найденные впоследствии в рюкзаке Павла Григорчука металлические цепи и замки следствие сочло уликами в пользу противозаконных намерений манифестантов.

«Не представляю, зачем были нужны [цепи и замки], но на мирный протест с такими предметами люди не приходят»,— заявил глава столичного Управления полиции Юрий Крыжановский.

Остановку колонны «Красного блока», направлявшегося от здания Академии наук на площадь Великого национального собрания, у здания Генпрокуратуры Урсаки объясняет тем, что к тому времени протестующие на площади уже проголосовали за требование отставки генпрокурора Корнелиу Гурина и глав других правоохранительных органов. 

Призывая своих сторонников выйти на протест «против грабительских тарифов, против бандитов и воров во власти», конечного пункта назначения своего марша «Красный блок» не уточнял. «Собираемся 6 сентября в 12:00 у Академии наук на марш протеста! Потребуем отставки руководства силовых структур и их деполитизации, привлечения к ответственности всех причастных к краже миллиарда, потребуем ареста Плахотнюка и его пособников!» — говорилось в распространявшихся в соцсетях призывах. 

Позже один протестующих, находившийся в колонне Петренко и настоявший на анонимности, сообщил корреспонденту NM, что о планах организаторов остановиться у Генпрокуратуры ему известно не было. 

Так или иначе, Анна Урсаки считает, что полицейские во время протеста у Генпрокуратуры сами спровоцировали потасовку. Адвокат подчеркнула, что силовиков у Генпрокуратуры 6 сентября было больше, чем на площади, и как только протестующие достали палатки, полицейские применили силу. В итоге, отметила Урсаки, восемь протестующих, среди которых один несовершеннолетний, были избиты. Побои, по ее словам, были задокументированы и в ближайшее время станут предметом встречного иска в отношении полицейских.

«Полиция должна была сделать предупреждение,— поясняет свою позицию Урсаки.— Обычно в таких ситуациях лидеров протеста отделяют от толпы и с ними беседуют, спрашивают разрешительные документы и так далее. В крайнем случае полицейские могут отвезти их в комиссариат полиции». Вместо этого, по ее словам, полиция начала стаскивать протестующих со ступенек Генпрокуратуры и избивать. Это вызвало волну негодования среди протестующих, говорит она. «Отвечать за это должны полицейские»,— считает адвокат.

Урсаки уверена: за действиями полицейских стоит желание первого вице-председателя Демпартии Влада Плахотнюка расправиться с Петренко после того, как лидер «Красного блока» организовал протест у дома олигарха по улице Болгарской. Адвокат утверждает, что по указке Плахотнюка действуют и глава МВД Олег Балан, и начальник инспектората полиции Георге Кавкалюк.

Анна Урсаки сообщила, что уже проинформировала об обстоятельствах «дела Петренко» аккредитованные в Кишиневе дипломатические миссии. А в ближайший понедельник, по ее словам, Апелляционная палата Кишинева рассмотрит ходатайство об изменении ее подзащитному меры пресечения и освобождении его из-под стражи. 

Адвокат Роман Аронов, защищающий интересы Павла Григорчука и Михаила Амерберга, считает, что нынешние обвинения — это продолжение политической расправы над гражданскими активистами. Он напомнил, что его клиентов уже обвиняли в попытке госпереворота и свержения власти. «Власть сделала все возможное, чтобы спровоцировать ситуацию, при которой активисты окажутся за решеткой»,— говорит Аронов. 

Он добавил, что Григорчук и Амерберг до сих пор не знают, в чем их обвиняют, так как текст обвинения не переведен на русский язык. По закону, объясняет адвокат, обвинение должно быть представлено на понятном для них языке.

В Генинспекторате полиции информацию о применении полицией силы в отношении участников протеста у Генпрокуратуры не отрицают, однако говорят, что прибегнуть к жестким действиям полицейским пришлось из-за агрессивного поведения манифестантов. «Во время действий полиции протестующие не имеют права сопротивляться»,— заявил NM пресс-секретарь Генинспектората полиции Адриан Жовмир.

Он также сообщил, что в ходе столкновений с протестующими у Генпрокуратуры получили травмы шесть полицейских, которые все еще находятся в госпитале. 7 сентября пострадавших полицейских посетил глава МВД Олег Балан, выразив им благодарность за то, что рисковали жизнями. Министр вручил пятерым сотрудникам почетные грамоты, а одного из полицейских повысил до звания подполковника.

Адриан Жовмир говорит, что личности протестующих, от действий которых пострадали полицейские, еще не установлены. «Скорее всего, прокуратура ведет по этому делу следствие»,— добавил он. Говорить о том, сколько всего полицейских обеспечивали безопасность протеста у Генпрокуратуры и на центральной площади, чиновник отказался, мотивировав это тем, что по закону не имеет права разглашать подобную информацию. 

Прокурор Нику Шендря и глава инспектората полиции Георге Кавкалюк на телефонные звонки NM не отвечали.

Между тем в поддержку находящихся под арестом Григория Петренко и его сторонников уже выступили лидер оппозиционной Партии социалистов Молдовы Игорь Додон, группа членов ПАСЕ, где Петренко недавно получил статус «почетного члена», а также Компартия Украины. 

Гражданская платформа «Достоинство и правда» (DA), которая 6 сентября проводила акцию протеста на центральной площади и к которой, по идее, должны были присоединиться сторонники Петренко, от их действий открестилась. На вопрос NM о позиции DA по этому поводу глава совета протестующих Андрей Нэстасе сказал, что платформа «не имеет никакого отношения к «Красному блоку», нас мало интересуют политические партии, так как мы — гражданская платформа».

Нэстасе добавил, что если протестующие у Генпрокуратуры вели себя в рамках закона и их арестовали, то это очень плохо, а если они закон нарушили, то правоохранительные органы «должны этим заняться». 

Впрочем, предприниматель Виорел Цопа, имя которого связывают с отдельными лидерами платформы DA, вступился за Григория Петренко. «Если один протестующий может быть арестован, то может быть арестован кто угодно в этой стране»,— написал он на своей странице в Facebook. Речь в данном случае, по его словам, идет не персонально о Петренко, а о правах и свободах всех граждан: «На его месте может оказаться любой из нас». В сложившихся условиях Цопа считает необходимым проявить солидарность с Петренко, «пусть даже наши политические, геополитические и национальные позиции различны или даже противоположны».

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: