«Умысел, действие, бездействие». Парламент принял в первом чтении концепцию информационной безопасности
3 мин.

«Умысел, действие, бездействие». Парламент принял в первом чтении концепцию информационной безопасности


Парламент 23 июня одобрил в первом чтении проект концепции информационной безопасности Молдовы. В проекте названы источники внешних и внутренних угроз и даны определения информационной угрозы и информационной войны. Оппозиция документ раскритиковала за отсутствие конкретики. Замглавы Службы информации и безопасности (СИБ) Александру Балан ответил, что это лишь общая концепция, на базе которой в дальнейшем законодательство в этой сфере усовершенствуют.

Представляя законопроект,  Балан подчеркнул, что в последние годы обострилась необходимость «комплексного и эффективного подхода к обеспечению безопасности национального информационного пространства, предупреждение борьбы с киберпреступностью, экстремизмом и терроризмом в информпространстве».

Связано это, по словам Балана, с появлением в современном обществе «множества угроз информационной безопасности». При этом, добавил он, необходимо соблюсти баланс «между интересами личности, общества и государства».

В проекте, разработанном СИБ, обозначены источники внутренних и внешних угроз. К внешним угрозам отнесены транснациональные киберпреступники, международные криминальные и террористические организации, деятельность иностранных военных разведок и спецслужб. Внутренними угрозами СИБ считает несовершенство законодательства, противозаконную деятельность «отдельных групп лиц», нечеткое разграничение обязанностей органов власти и «вынужденное использование импортных технических и программных средств, связанное с отставанием в развитии отечественной индустрии, специализирующейся на создании информационных ресурсов, технологий, систем и сетей электронных коммуникаций».

В проекте есть и определение угрозы информационной безопасности: «умысел, действие, бездействие, проявленные реально или потенциально, или факторы экологического, техногенного или иного характера, реализация или развитие которых противоречит (может противоречить) основным законным интересам личности, общества и государства в информационном пространстве». А информационным оружием называются «информационные технологии, средства и методы, применяемые для ведения информационной войны». Последняя в документе определяется как «противоборство между двумя или более государствами в информационном пространстве» для нанесения ущерба стратегически важным энергетическому банковскому секторам и таможне. К информационной войне авторы проекта относят и «массированную психологическую обработку населения для дестабилизации общества и государства».

Для обеспечения информационной безопасности проект предполагает развитие единой системы подготовки кадров в области информбезопасности, создание единой госсистемы мониторинга информпространства, сертификацию средств защиты информации, лицензирование деятельности в области обеспечения информбезопасности.

К первоочередным задачам также отнесено совершенствование законодательства в этой сфере, разработка национальной программы по созданию защищенных каналов городской, междугородней, мобильной и международной спецсвязи, а также разработка политик в применении электронной подписи.

Либерал-демократ Вадим Пистринчук раскритиковал проект концепции. «В Молдове 25 лет не было доктрины информационной безопасности. Должны быть четко названы направления, что и как мы защищаем, а этого в проекте нет», — сказал Пистринчук, добавив, что в документе нет также и уровней защиты информбезопасности.

В ответ Балан пояснил, что это общий документ, на базе которого будут разработаны другие законопроекты в этой сфере. Он добавил, что защищаться необходимо от кибернетических атак, манипуляций и экстремистов.

В ответ Пистринчук спросил, кто будет отвечать за предотвращение кибератак. «Будет координировать СИБ», — ответил Балан. «Но должна быть ответственность. Нет центра, отвечающего за это», — парировал Пистринчук.

Интересовал депутатов также вопрос пропаганды и манипуляции в СМИ. Демократ Сырбу, один из авторов проекта о запрете российских новостей, отметил, что внимательно изучил угрозы, указанные в концепции, и не нашел в них угрозы «пропаганды в медийном пространстве».

Либерал-демократ Григоре Кобзак, в свою очередь, поинтересовался, можно ли считать элементом информационной войны растиражированную в прошлом году новость о 30 тыс. сирийских мигрантах, которые должны прибыть в Молдову. На что Балан ответил, что пропаганда в СМИ — это прерогатива Кодекса о телевидении и радио, а новость о 30 тыс. сирийских мигрантах просто дезинформация.

Проект концепции информационной безопасности парламент рассмотрит во втором чтении после работы над ним в парламентских комиссиях.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: