«Вся проблема в том, что он был на попечении государства». Офис народного адвоката назвал виновного в смерти Брагуцы
6 мин.

«Вся проблема в том, что он был на попечении государства». Офис народного адвоката назвал виновного в смерти Брагуцы


Офис народного адвоката представил отчет по итогам своего расследования смерти заключенного Андрея Брагуцы. В отчете говорится о множестве хронических проблем и нарушений в работе правоохранительных органов и системы здравоохранения и сделан вывод, что в смерти Брагуцы «виновно государство».

Рабочая группа, созданная офисом народного адвоката, провела собственное расследование дела Брагуцы. Как рассказал на пресс-конференции 5 декабря народный адвокат Михаил Которобай, за два месяца комиссия «нанесла 23 визита в 16 госучреждений», которые так или иначе были связаны с гибелью молодого человека. Комиссии впервые удалось составить полный «маршрут перемещений» Брагуцы с момента ареста. Адвокаты назвали его «Лабиринт Брагуцы».

«Мы не собирали доказательства вины конкретных людей. Это — в компетенции ответственных органов. […] Наше расследование имело другую цель: выяснить причины, которые привели к смерти Брагуцы. Речь о системных проблемах, которые привели к нарушению прав и свобод человека», — пояснил Которобай задачи расследования.

Что не так с правоохранительными органами

Согласно отчету, нарушения в случае Брагуцы начались с первых минут его задержания. Патрульные около 60 км преследовали его автомобиль, вместо того, чтобы попросить помощи другого экипажа, который находился на его пути. «Специалисты объяснили, что преследование привело к росту адреналина в крови Брагуцы, что спровоцировало его агрессивное поведение», — рассказал эксперт офиса народного адвоката Александр Зубко.

newsmaker.md/rus/novosti/ya-im-govoril-rebyata-ne-nado-ego-arestovyvat-no-menya-nikto-ne-slyshal-otets-andr-34839
 

Допустили нарушения и другие госслужащие. Инспекторат полиции Чекан потребовал предварительного ареста, хотя обычно при агрессивном поведении применяют другие меры. Например, штраф. Кроме того, предварительное задержание подразумевает много требований — от предоставления переводчика и адвоката до составления справки о травмах на теле задержанного. Ни одно из них не было выполнено. Составление протокола и решение о предварительном аресте на 72 часа заняло всего пять минут.

Не лучше повели себя и судьи. Судья Юрие Обадэ удовлетворил ходатайство прокурора о предварительном аресте Брагуцы не из-за конкретных нарушений, а из-за его «неадекватного» поведения. Судья, по словам Зубко, аргументировал свое решение желанием предотвратить «проявление насилия» со стороны задержанного, если он окажется на свободе. При этом, уверен адвокат, Обадэ не учитывал соответствие меры пресечения фактическим действиям Брагуцы и состоянию его здоровья.

Судья, выдававший второй мандат на арест Брагуцы, все же обратил внимание на его психическое состояние и постановил поместить его на 30 дней в психиатрическую клинику. Задержанного отправили в психиатрическую больницу «Кодру» для экспертизы. Судья забыл или не знал, что с этого года, в соответствии с новым законом, больница может только лечить и не имеет права проводить судебно-медицинскую экспертизу.

В изоляторе временного содержания на Тигина, 6, где Брагуцу держали восемь дней, нет специальных условий для людей с психическими заболеваниями. Он отказывался от еды, душа и прогулок все время, что там находился. Никто не поднял тревогу и даже не зафиксировал это в отчетах. Именно на Тигина, 6 Брагуцу жестоко избили сокамерники. Все было записано на камеры наблюдения, однако об этом тоже никого не оповестили.

Что не так с врачебной помощью

Ситуацию в системе здравоохранения народный адвокат Которобай охарактеризовал просто: «правая рука не знает, что делает левая». Эксперты выяснили, что Брагуца с 2012 года шесть раз ложился на лечение в психиатрическую клинику Бельц. При этом семейный врач не знал, что у его подопечного психическое заболевание. Бельцкая клиника каждый раз отправляла уведомления о госпитализации Брагуцы, но делала это обычной почтой, через Posta Moldovei. Ни одно письмо не дошло до семейного врача.

Кроме того, врачи Института скорой помощи (БСМП), которые обследовали Брагуцу в день ареста, не настояли на вызове психиатра. В штате БСМП такого специалиста нет. Нет его и в наркодиспансере. Нарколог также не настоял на дополнительном обследовании, хотя задержанный уже тогда вел себя неадекватно. Врач Центра судебной медицины, по его собственному признанию, при осмотре обратил внимание на синяки на теле Брагуцы и на его худобу, и узнал, что он не первый день отказывается от еды. Но не придал этому значения.

Как рассказала эксперт офиса народного адвоката Ада Шимон, в Молдове вообще нет национального клинического протокола, который регулировал бы работу с людьми с психическими заболеваниями. В стране нет и базы пациентов с такими заболеваниями, стоящих на учете. Это имеет трагические последствия: Брагуца получил водительские права до того, как оказался на учете у психиатра. Ни в одном законе не говорится о том, кто должен был сообщить о его заболевании и при каких условиях у него можно было забрать права.

«Вся проблема в том, что он был на попечении государства, и государство должно было позаботиться о нем», — подытожил Которобай, подчеркнув, что в смерти Брагуцы «виновато государство».

В отчете офиса народного адвоката также содержатся рекомендации, которые направят в соответствующие госведомства. Например, омбудсмен советует создать национальный клинический протокол психических заболеваний, обеспечить СИЗО отдельными камерами для людей с психическими заболеваниями или ограниченными возможностями, а также склонных к суициду, разработать систему обмена информацией между медучреждениями и т.д.

С полным текстом доклада можно ознакомиться здесь.

newsmaker.md/rus/novosti/ubiystvo-na-kameru-chto-nado-znat-o-dele-andreya-bregutsy-34323
 

Андрей Брагуца умер под арестом (по версии полиции, от гнойной бронхопневмонии) через две недели после того, как 15 августа на трассе в Криулянском районе его задержали полицейские. По официальной версии, его задержали за сопротивление патрульным, которые остановили его за превышение скорости: Брагуца, по словам полицейских, вел себя «неадекватно».

Агрессивное поведение задержанного подтверждает видеозапись, которую полиция «слила» в прессу, когда дело Брагуцы получило большой резонанс. На видеозаписи задержанный ругает полицию матом, а потом нападает на полицейского и бьет его.

Позже прокуроры обнародовали другое видео. Там бьют уже Брагуцу — сокамерники по изолятору № 16. Бьют жестоко, долго, на глазах у полицейских, которые ничего не пытаются предпринять.

newsmaker.md/rus/novosti/sokamerniki-bili-politseyskie-nablyudali-figurantam-dela-o-smerti-andreya-bragutsy-34835
 

Адвокаты семьи погибшего настаивают на том, что именно побои стали причиной смерти Брагуцы, который был психически болен. Отец Брагуцы уведомил полицию о болезни сына сразу после задержания. Но, несмотря на это, суд по ходатайству прокурора поместил Брагуцу под предварительный арест на 30 дней. Обвиняемыми по делу о гибели заключенного проходят семь человек — четыре сокамерника по СИЗО и трое полицейских, которые допустили его избиение.

 «Вся проблема в том, что он был на попечении государства». Офис народного адвоката назвал виновного в смерти Брагуцы

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: