Спецпроект NM
«Мы учимся
на своих
ошибках»
Один день с кандидатом в мэры Кишинева
Владимиром Чеботарем
«Мы учимся
на своих
ошибках»
Один день с кандидатом в мэры Кишинева
Владимиром Чеботарем
Кандидаты в мэры Кишинева уже вовсю ведут предвыборную кампанию и общаются с избирателями. NM решил провести один день с некоторыми из них и узнать, как им удается находить общий язык с людьми, и что они готовы обещать во время предвыборной гонки.

В первом репортаже — один день кандидата от Демпартии Владимира Чеботаря. За 12 часов он успел встретиться с сотрудниками городской больницы, швейной фабрики и выйти в прямой эфир на фейсбуке с места аварии на Буюканах.

Утро среди своих:
«Вы сможете это сделать»

«Утро — особенное время дня, все выглядит иначе», — говорит депутат парламента от Демпартии и кандидат в мэры Кишинева Владимир Чеботарь.

По его словам, пять раз в неделю его день начинается со спорта. Он чередует занятия в спортзале с персональными тренировками по джиу-джитсу, которые проходят в здании Дворца культуры железнодорожников. Там Чеботарь уже семь лет тренируется с председателем Национальной федерации спортивного и традиционного джиу-джитсу Романом Бабиным.

Утром 30 сентября, когда команда NM оказалась у Дворца культуры железнодорожников, здание окутывал неприятный запах с очистных. Он проникал и в тренировочный зал, где занимался Чеботарь.
«Спорт помогает мне держать себя в тонусе. Без спорта чувствую себя кислым и вялым», — делится Чеботарь после тренировки, сидя за рулем нового белого кроссовера Chevrolet.
Демократ шутит, что сменил машину специально для избирательной кампании. Кстати, до недавнего времени он действительно ездил на другом автомобиле. В декларации о доходах за 2018 год у него значились два автомобиля — Porsche Macan (2015) и Porsche Panamera (2018).

На новой машине демократ отправляется в офис Демпартии на Тигине.

В офис ДПМ Чеботарь приезжает одним из первых. Постепенно за столами усаживаются депутаты-демократы Виолетта Иванов, Владимир Витюк, Сергей Сырбу, почетный председатель ДПМ Дмитрий Дьяков и другие. Последним в зал входит председатель демократов Павел Филип. Заседание начинается.
Команде NM не разрешили присутствовать на всем заседании, объяснив это тем, что на нем будут обсуждать внутрипартийные конфиденциальные вопросы.

На следующем заседании, в более узком кругу, Чеботарь с коллегами обсуждал грядущие выборы и проблемы Кишинева.

Начали с менеджмента отходов. Депутат Иванов предположила, что город мог бы привлечь частного партнера и разработать эффективную систему сортировки и переработки отходов и не строить мусоросжигающий завод.
«Нужно превратить проблему мусора из проблемы — в бизнес. И вы сможете это сделать», — уверяла Чеботаря депутат Иванов.
«Нужно превратить проблему мусора из проблемы — в бизнес. И вы сможете это сделать», — уверяла Чеботаря депутат Иванов.
Вспомнили и о неприятном запахе в Кишиневе. Заседающие, вместе с настоявшим на анонимности экологом, решили, что и эту проблему Чеботарь сможет решить без колоссальных затрат.

Иванов напомнила о реке Бык. По ее словам, она занималась проблемой реки еще когда была министром экологии (с марта 2008 по сентябрь 2009 года — NM). Иванов уверена, что с ней можно справиться, если подойти к делу системно. Еще на одном заседании Чеботарь обсуждал со своими советниками проблемы кишиневских врачей.

После этого демократ отправился на первую за кампанию встречу с избирателями. Пункт назначения — муниципальная детская больница имени Игнатенко.
Встреча в больнице:
«Сегодня к нам пришел кандидат Вячеслав Чеботарь»

В больнице кандидата уже ждали. Как рассказал встретивший Чеботаря врач, демократ — не первый претендент на кресло мэра, который в последние дни посетил больницу имени Игнатенко.

«Стараемся всем обеспечить одинаковое время для встреч. Мы собрали персонал во время их обеденного перерыва», — поделился сотрудник больницы. В зале собралось несколько десятков врачей и медработников.

«Вы знаете, что сейчас в Кишиневе проходят местные выборы. Сегодня к нам пришел кандидат Вячеслав Чеботарь, поприветствуем его», — сказал директор больницы Александр Холостенко.

«Владимир...», — с улыбкой поправил кандидат в мэры и призвал собравшихся активно вступать с ним в дискуссию, чтобы встреча не превратилась в монолог.
Монолога избежать все же не удалось. Чеботарь рассказывал о своих преимуществах перед другими кандидатами и сетовал на то, что политики каждый год обещают одно и то же, но ничего не делают.

Некоторые из собравшихся молча слушали кандидата. Другие, пока он говорил, заполняли рабочие бумаги. Были и те, кто отвечал в это время на телефонные звонки. Но кандидату это не мешало.
«Социалисты восемь лет руководят Кишиневом и восемь лет решают, куда и на что направить деньги. Но ваша больница ничего от этого не получила: у вас старое оборудование, нехватка персонала. И Ион Чебан хочет нам сказать, что что-то изменится и станет лучше? У него была возможность что-то изменить», — говорил со сцены Чеботарь. Врачи молча слушали.
«Социалисты восемь лет руководят Кишиневом и восемь лет решают, куда и на что направить деньги. Но ваша больница ничего от этого не получила: у вас старое оборудование, нехватка персонала. И Ион Чебан хочет нам сказать, что что-то изменится и станет лучше? У него была возможность что-то изменить», — говорил со сцены Чеботарь. Врачи молча слушали.
В своей речи демократ упомянул и другого соперника в этой предвыборной гонке — министра внутренних дел Андрея Нэстасе. Чеботарь заверил, что в МВД Нэстасе уже продемонстрировал все, что он может. И повторил ставшую расхожей интернет-шутку о том, что «голосовать за Нэстасе на пост мэра пойдут все сотрудники МВД».

Кроме критики оппонентов, Чеботарь обещал, что восстановит в мэрии управление здравоохранения, ликвидированное более года назад. И пообещал вплотную заняться финансированием муниципальных медучреждений.

«Сейчас их финансируют в зависимости от личных отношений чиновников мэрии и руководителей медучреждений. Где-то есть все, а где-то не хватает даже людей. „Игнатенко" критиковали за бормашину, но это то оборудование, которое у вас есть», — убеждал Чеботарь. В зале по-прежнему молчали. Тишину нарушал только чей-то простудный кашель.

«Сегодня в Кишиневе врачей не уважают должным образом», — продолжал кандидат. Ответом ему снова было молчание.

Уже после выступления Чеботаря некоторые решились задать ему вопросы. Первым был врач, встречавший кандидата у входа в больницу. Он сразу напомнил ему о несостоявшихся прошлогодних выборах мэра, на которых победил Нэстасе.
«Были все условия, чтобы в медучреждениях создалась критическая масса проблем. Может, надо было, чтобы выборы признали? И тогда все посмотрели бы, что получилось?», — спросил врач. Чеботарь в ответ заметил, что «было много давления извне, чтобы результаты выборов признали».

«Я считал, что мы должны посадить этого человека в кресло мэра, но это была красная линия. Многие решили, что этот человек в кресле мэра разрушил бы город», — сказал кандидат. Кем были эти «многие», Чеботарь не уточнил.

«Он бы, может, и не успел ничего разрушить. Муниципальный совет был другой», — возразил ему врач.

Демократ в ответ заявил, что сейчас риска от возможной победы Нэстасе еще больше. Он напомнил о пресс-конференции, на которой глава МВД заявил, «что полиция знает, где находится преступник и уже идет за ним». Этим, по мнению демократа, он позволил сбежать убийце женщины. Врач больше не возражал.

Разговор зашел об экологии. Один из врачей спросил Чеботаря, как он собирается решать проблему реки Бык. Кандидат начал перечислять беды реки, но сотрудница больницы прервала его. «Это мы все знаем, вы про решения расскажите», — сказала она.

Чеботарь заявил, что на этом этапе нужно, чтобы кто-то просто взялся за реку. «У этой реки есть потенциал стать культурной зоной. Я знаю многих, кто мог бы там оборудовать места для отдыха туристов и кишиневцев. Программа есть, деньги есть. До сих пор это было некому делать. У нас есть люди, которые могут этим заняться», — уверял кандидат.

Собеседницу Чеботаря волновало и то, когда на улице Друмул Скиноасей наладят транспортное сообщение.

Кандидат заявил, что хочет наладить движение автобусов по всему городу, и есть деньги на реализацию этого проекта. «Деньги есть, нет воли и возможности управлять этими деньгами», — объяснял кандидат в мэры.

Когда встреча подходила к концу, он извинился, что занял обеденное время сотрудников больницы. И сказал напоследок: «Мы учимся на своих ошибках».
Встреча на швейной фабрике:
«Все приходят и обещают, а в итоге что?»

На встречах с горожанами Чеботаря сопровождала кандидат в мунсоветники от ДПМ Татьяна Борозан. На вопрос NM, почему кандидату не удалось достучаться до сотрудников больницы, она предположила, что люди испытывают чувство апатии и усталости. При этом, по ее мнению, Чеботаря они все же услышали.

После обеда в ближайшем кафе Чеботарь отправился на следующую встречу. На этот раз ему предстояло пообщаться с рабочим коллективом одной из трикотажных фабрик Кишинева.

На верхнем этаже здания, в длинном зале, заполненном людьми, станками и изделиями, Чеботаря встречали десятки работниц. Кто-то встал с мест, чтобы получше рассмотреть кандидата. Кто-то старался не отвлекаться от работы. Некоторые откровенно хмурились и смотрели на кандидата с недоверием. На выступления Чеботаря тут реагировали активнее, чем в больнице.
«Мы не рады тому, как до сих пор управляли Кишиневом и относились к гражданам», — говорил Чеботарь и снова нападал на своих оппонентов.
По его словам, «некоторые кандидаты приехали в Кишинев на заработки, ведь их семьи живут за границей». «Я живу в Кишиневе, и моя семья рядом со мной», — подчеркнул кандидат. В зале одобрительно закивали.

Он уверял собравшихся, что демократы снижали налоги, а «Майя, которая с Андреем, считает богачами тех, у кого зарплата выше 4 тыс. леев». «Вы считаете себя богачами?», — этот вопрос Чеботаря потонул в возмущенном гуле и вопросах: «А сама она столько же зарабатывает?».
«За нас говорят поступки, за них говорят только слова. И то, что сейчас происходит с городом, — результат того, как они им управляли. Если я стану мэром, поверьте, все наши программы будут реализованы. Пригороды — это часть Кишинева, и их нельзя рассматривать отдельно. Рабочие места должны создаваться там», — уверял кандидат.
«За нас говорят поступки, за них говорят только слова. И то, что сейчас происходит с городом, — результат того, как они им управляли. Если я стану мэром, поверьте, все наши программы будут реализованы. Пригороды — это часть Кишинева, и их нельзя рассматривать отдельно. Рабочие места должны создаваться там», — уверял кандидат.
«Мы пойдем на выборы и будем голосовать», — послышалось из зала. «На выборы пойдем и голосовать будем, но не скажем, за кого», — пошутил кто-то из работниц.

«Все приходят и обещают, а в итоге что?», — возмущенно спросила одна из сотрудниц фабрики.

«Они всегда просто просиживали кресла. На моих предприятиях работает по 500 человек...», — начал кандидат, но его тут же прервали вопросом о том, какими предприятиями он управляет.

«Сейчас никакими, потому что я — депутат парламента», — отчеканил Чеботарь. Продолжать тему никто не стал.

Швея, сидевшая напротив Чеботаря и смотревшая на него с недоверием, бросила, что «люди уезжают и будут уезжать из страны, и никто их не остановит».

«И я бы уехала. Я работала за границей и получала €1 тыс., а сейчас вернулась, и получаю 4-5 тыс. леев», — сказал она. Ее слова встретили одобрительным гулом. Чеботарь тут же заверил, что прилагает все усилия, чтобы улучшить жизнь людей.
«У меня есть достижения — работа, компании, я плачу налоги. У контркандидатов никаких достижений! До выборов они или были безработными, или только и делали, что выступали с трибун», — сказал он, поблагодарил коллектив фабрики за внимание и вопросы и попрощался.
«У меня есть достижения — работа, компании, я плачу налоги. У контркандидатов никаких достижений! До выборов они или были безработными, или только и делали, что выступали с трибун», — сказал он, поблагодарил коллектив фабрики за внимание и вопросы и попрощался.
Выйдя из здания, он пояснил корреспонденту NM, что сотрудники фабрики получают оплату почасово или за изготовленную единицу, и было бы неправильно отнимать у них больше времени.

«В зале кто-то сказал, что им еще работать надо, и это действительно так. Я не мог больше отнимать их время», — объяснил Чеботарь.

Комментируя реплику корреспондента NM о том, что сотрудницы фабрики «хорошо его отделали», Чеботарь сказал, что ему нравятся живые дискуссии и то, что люди активно высказывают свою позицию.
На месте аварии:
«Тут уже были и Чобану, и Чеботарь...»

Чеботарь опережал свой график и думал, что у него будет немного свободного времени. Но в дороге Татьяна Борозан прочла ему новости об аварии на Буюканах, где автомобиль Porsche врезался в троллейбус. Более 20 человек пострадали и один погиб.

Чеботарь тут же решил ехать туда. Оказавшись на месте аварии, кандидат вышел в прямой эфир в Facebook. Стоя неподалеку от раскуроченной машины и троллейбуса, Чеботарь уверял своих подписчиков, что в произошедшем виновато министерство внутренних дел. Демократ уверен, что МВД наравне с другими виновниками аварии должно ответить за то, что не предотвратило трагедию.
«Такое надо предотвращать общими усилиями и на уровне муниципалитета, и на уровне МВД. Люди, которые сейчас находятся на ответственных должностях, должны признать свои ошибки. Такое не должно происходить в Кишиневе», — завершил очевидным выводом кандидат. И отправился дальше по своим делам.

Неподалеку от места аварии сидели две пенсионерки, продававшие фрукты и молочные продукты. «Тут уже были и Чобану (видимо, имеется в виду социалист Чебан — NM), и Чеботарь...», — перечисляла одна из них имена политиков, успевших засветиться на месте аварии.
С демократической молодежью:
«Наш кандидат
самый лучший!»
С места трагедии Чеботарь снова отправился в офис Демпартии на Тигине. Там его ждали индивидуальные встречи с гражданами и встреча с молодежным крылом демократов.

Молодые демократы делали селфи и активно дискутировали друг с другом. Когда Владимир Чеботарь начал свое обращение, фотографироваться перестали не все. Кто-то пытался издалека сделать селфи с кандидатом. Другие фотографировались друг с другом. Но слушали одного из лидеров ДПМ внимательно.

«Вы знаете, почему надо голосовать на выборах за нашего кандидата? Знаете, что сказать гражданам?», — выпытывал Чеботарь.
«Наш кандидат — самый лучший!», — зашумела демократическая молодежь. Но потом все же вспомнила и о более конструктивных аргументах в пользу своего кандидата. Молодые люди вызвались помочь организовывать встречи с горожанами и условились о новой встрече с кандидатом.

Последним в списке рабочих мероприятий Чеботаря на этот день значилось участие в 20.00 в передаче на одном из частных телеканалов. С командой NM он попрощался в офисе ДПМ.

«Жаль, что вы провели с нами только первый день встреч с избирателями. День прошел, и я вижу, что можно было составить более плотный график, мы бы все успели», — заметил кандидат, добавив, что дальше его ждет еще более плотное расписание.

За время, проведенное в переездах между местами встреч с избирателями и коллегами, Татьяна Борозан запланировала для Чеботаря около пяти встреч в муниципии. Большую часть из них на воскресенье.
Текст: Александра Батанова
Оформление: Кристина Демиан
Фото: Максим Андреев, Игорь Чекан
x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: