В Кишиневе прошла первая за время ЧП и карантина акция протеста. Ее участники требовали, чтобы власти отменили штрафы, которые гражданам выписали за нарушение карантинных мер, освободили политических заключенных и поддержали врачей. О том, как протестующие соблюдали санитарные нормы и общались с полицией, и когда они намерены провести следующую акцию, — в репортаже NM.
Разметка
Акцию протеста организовала ассоциация Dreptul la Dreptate ( «Право на справедливость»). Один из основателей ассоциации Павел Григорчук утром 29 апреля получил в мэрии разрешение на проведение протеста. Акцию проводили в парке Штефана чел Маре. Григорчук на тротуаре сделал разметку, чтобы участники протеста соблюдали социальную дистанцию. Разметку он делал мелом, а расстояние отмерял черенком лопаты.
Пока Григорчук занимался разметкой, у парка начали собираться полицейские. Некоторые из них стояли за забором. «А почему вы за забором? Приходите к нам на флешмоб. Христос Воскрес!», — обратился к полицейским один из протестующих. Но полицейские не ответили..
«Аннулируйте штрафы!»
Главным требованием протестующих была отмена штрафов за нарушение карантинных мер. Григорчук встал с мегафоном прямо у памятника Штефану чел Маре. Он рассказал, что недавно его знакомого предпринимателя оштрафовали на 75 тыс. леев за то, что он продавал кофе навынос. Григорчук при этом отметил, что во время рассмотрения апелляции предпринимателя в АП в зале было около 30 человек, несмотря на карантин.
«Я уверен — большинство людей, которым выписали эти штрафы, не могут их оплатить. Мы требуем от властей аннулировать штрафы, которые состаляют €1 тыс. (для физлиц — 22, 5 тыс. леев) в стране, где средняя зарплата по экономике не доходит даже до €500. Это издевательство», — отметил Григорчук.
Протерев мегафон влажной салфеткой, он передал его Андрею Киртоакэ. Он пришел на протест с плакатом: «Просим аннулировать штрафы». Киртоакэ заявил, что его незаконно оштрафовали (Киртоакэ оштрафовали на 25 тыс. леев за прогулку в парке Валя Морилор, на тот момент нахождение в парках было запрещено). Он призвал граждан присоединиться к протестам и рассказывать о злоупотреблениях полицейских и судей, которые назначают штрафы. «Они не смогут закрыть нам рот», — заявил Киртоакэ. Также он сказал, что тем, кому назначили штраф, сложно защитить свои права в суде: «Полицейские назначают штрафы, первая судебная инстанция их отменяет, а Апелляционная палата восстанавливает. Тебе не дают права защищаться».
Его поддержал вице-председатель партии Еврпейские левые Александр Рошко. Он сказал, что штрафы назначают «избирательно» и с нарушением закона. Затем все участники протеста стали скандировать: «Anulare».
«Не унижайте врачей»
Также протестующие возмущались тем, что власти плохо защищают врачей, которые борются с коронавирусом. Григорчук отметил, что в Молдове практически треть зараженных коронавирусом — это врачи и медработники. «Когда власти говорят, что только 29 из них получат компенсации, — это просто издевательство», — подчеркнул он. Также Григорчук отметил, что врачи ежедневно подвергают опасности свое здоровье и здоровье близких. «Власти проводят какие-то расследования, кто из медработников и где мог заразиться: а вдруг кто-то заразился не на работе, а по дороге на работу. Придумывают какие-то отмазки только для того, чтобы не дать компенсации бедным медикам, которые, спасая наши жизни, рискуют своим здоровьем», — возмутился Григорчук.
Рошко назвал врачей героями, отметив, что власти «унижают врачей, не предоставляя им средства защиты».
«Освободите политических заключенных»
Кроме того, участники протеста потребовали освободить «политических заключенных». Адвокат и сооснователь ассоциации Dreptul la Dreptate Эдуард Руденко отметил, что перед эпидемией коронавируса отправил в Генпрокуратуру список уголовных дел, которые завели по политическим мотивам. Руденко сказал, что, несмотря на то, что в Генпрокуратуре отреагировали на полученный документ, «многие из списка остаются под арестом». «Мне сложно понять, почему прокуратура не работает. Никакая пандемия не может остановить работу прокуратуры и освобождение этих невиновных людей», — заявил Руденко.
Григорчук подчеркнул, что во время общего собрания прокуроров генпрокурор Александр Стояногло отметил, что в делах Ольги Пунги, Давида Давитяна и Валерия Куку была «политическая составляющая». «Они находятся в тюрьме, потому что судебные инстанции сейчас не рассматривают их дела. И это несмотря на то, что генпрокурор заявил о нарушении их прав», — отметил Григорчук.
Рошко добавил, что считает «недопустимым», что в Молдове до сих пор есть «политические заключенные». Затем участники акции протеста стали скандировать: «Libertate!» (Свободу!).
«Будем сидеть дома на диване?»
К акции протесте присоединились не только гражданские активисты, но и политики. Пришел мэр Бельц, лидер «Нашей партии» Ренато Усатого и его сторонники. Выступать он отказался, отметив, что пришел «просто как гражданин».
Григорчук, в свою очередь, несколько раз обратился к партиям «Платформа Достоинство и правда» (DA) и «Действие и солидарность» (PAS), приглашая их присоединиться к протестам. Он также обратился к лидеру унгенской организации DA Георге Петику и напомнил, что весной 2019 года они сидели в соседних камерах. Григорчук призвал Петика присоединиться к протестам. Он отметил, что одного импровизированного протеста недостаточно для того, чтобы привлечь внимание властей. Григорчук призвал всех граждан присоединиться к акциям протеста.
«Давайте посоветуемся: стоит ли нам и дальше выходить на акции протеста, стоит ли призывать наших друзей, коллег приходить к судебным инстанциям? Может, даже к домам судей и прокуроров. Они живут в очень хороших домах, во дворцах. Приходить к чиновникам, чтобы требовать справедливости? Или стоит и дальше ничего не делать, сидеть дома на диване?», — обратился он к собравшимся.
Протестующие решили, что акции надо продолжить. Следующий протест запланировали на воскресенье, 3 мая.