Бизнес на рыбном месте
Как бывший сотрудник спецслужб разводит форель на севере Молдовы

В самой северной точке Молдовы — селе Наславча уже несколько лет успешно выращивают необычную для Молдовы рыбу — радужную форель. Форелевая ферма расположена в живописной долине, в которой построили семь бассейнов. NM рассказывает, как и почему выпускник Академии ФСБ, офицер СИБ занялся сельхозбизнесом, и что из этого вышло.
От спецслужбы до форели





От спецслужбы до форели

Дорога на машине от Кишинева до села Наславча Окницкого района занимает четыре часа. Именно там находится единственная в Молдове ферма, где выращивают речную форель — Pastrav Moldovenesc. Добраться на ферму непросто: последние три километра — крутой спуск по проселочной дороге.
Ферма расположена в долине, обрамленной холмами, и представляет собой семь бассейнов. Формой они похожи на дорожки обычного плавательного бассейна — 25 метров в длину, 1,5-2 метра в ширину и 1,5 метра в глубину. Но каждый такой бассейн оснащен специальным оборудованием и фильтрами, а плавает в них форель. Кроме того, на ферме есть инкубатор, в котором выращивают мальков, а в нескольких прудах неподалеку пробуют выращивать карпов.
Владелец фермы — 34-летний Дмитрий Бырладян. За его плечами диплом московской Академии ФСБ и работа в подразделении Службы информации и безопасности (СИБ) в Единцах. Рассказывает, что ему нравилось там работать, были успехи и интерес к дальнейшей карьере. Но «в какой-то момент», по его словам, он понял, что «надо продолжать дело отца, который вложил в сельхозбизнес очень много сил и ресурсов».

Отец Дмитрия Георге Бырладян занимается сельхозбизнесом около 20 лет, владеет и обрабатывает сельхозземли. О каких площадях идет речь, Дмитрий не сказал, но, судя по всему, о сотнях гектарах сельхозугодий.
Ореховый сад
Дмитрий решил начать бизнес с орехового сада, который заложил пять лет назад. «Мы посадили орехи, это долгоиграющий бизнес и очень рискованный. Это было в 2013 году, я еще продолжал службу в СИБ и наивно думал, что смогу совмещать ее с сельским хозяйством. Какой лейтенант не хочет стать генералом? Но в какой-то момент понял, что это невозможно», — вспоминает Дмитрий. И он ушел из СИБ и занялся сельхозбизнесом.
Ореховый сад расположен на одном из холмов, окружающих ферму. Когда на ферму приехал корреспондент NM, шел дождь. Доехать до сада по очень плохой и тонущей в лужах проселочной дороге можно было только на «Ниве» Дмитрия, в которую мы пересели.

По словам Дмитрия, сад обошелся в 1,5 млн леев.

«Откуда у госслужащего были такие деньги? Помогли родители. Плюс вложили в сад деньги, которые мы с женой собрали на нашей свадьбе», — рассказывает Бырладян.

Ореховый сад расположен на одном из холмов, окружающих ферму. Когда на ферму приехал корреспондент NM, шел дождь. Доехать до сада по очень плохой и тонущей в лужах проселочной дороге можно было только на «Ниве» Дмитрия, в которую мы пересели.

По словам Дмитрия, сад обошелся в 1,5 млн леев.

«Откуда у госслужащего были такие деньги? Помогли родители. Плюс вложили в сад деньги, которые мы с женой собрали на нашей свадьбе», — рассказывает Бырладян.
«Чтобы получить какую-то прибыль, надо пройти долгий и сложный путь»
За пять лет сад увеличился на 20 гектаров, а, кроме орехов, в нем появились сливы, яблони, черешни и ежевика. «С реализацией орехов нет проблем. Да и выращивать их не так сложно, как фрукты. Во всяком случае, так нам сначала казалось. Поэтому и начали с орехов», — вспоминает Дмитрий. И добавляет: «Если кому-то кажется, что на этом делают большие деньги, то это только издалека так кажется. Чтобы получить какую-то прибыль, надо пройти долгий и сложный путь».
Форелевая ферма
Построить форелевую ферму Дмитрию предложил отец, Георге Бырладян. Юридически компания Naslavagroteh, которая управляет фермой, принадлежит Георге Бырладяну, но руководит всем Дмитрий.
В ноябре 2014 года он завез из Черновицкой области Украины около 100 мальков форели.
Там, по словам Дмитрия Бырладяна, очень развита культура выращивания этой рыбы. Практически в каждой области есть подходящая для этого вода — форель хорошо растет в достаточно холодной воде и не переносит теплую. Именно вода и подтолкнула к идее форелевой фермы: — температура воды из местного источника не превышает 15 градусов.
Привезти мальков оказалось несложно — один весит около 5 граммов, его помещают в пакет с водой и обогащают кислородом.
Началась ферма в Наславче с двух резервуаров на 10 тонн воды, в которые поместили мальков и оставили на несколько месяцев без еды и ухода.
«Весной отец приехал и увидел, что они живут и развиваются. Я тогда еще работал на госслужбе и не особо этим интересовался», — вспоминает Дмитрий Бырладян.
После этого, по его словам, они обсудили с отцом, «что делать с рыбой, как работает этот рынок», и Дмитрий решил, что займется этим делом: «Стали зондировать эти вопросы, расширяться — появился один бассейн, потом второй, третий, четвертый». После успешного опыта с сотней мальков закупили партию из 3 тыс. мальков. Перенимали опыт на Украине и в Польше.
«У нас не было конкретного бизнес-плана […]. Просто было интересно. Мы создаем бизнес, потому что нам это интересно, а прибыль — дополнительный бонус»
Дмтирий Бырладян
Кино, рестораны и кемпинг
С момента закупки форели до первой продажи в марте прошлого года прошло около полутора лет. Перед этим, в январе, Дмитрий разместил в Facebook пятиминутный ролик о форелевой ферме, в котором показал весь процесс: малек в специальном инкубаторе, где вырастает до 50-60 грамм, потом его помещают в бассейн, где он растет до товарного веса. А заканчивался ролик рецептом приготовления форели (за полтора года ролик посмотрели 50 тыс. пользователей).

После этого Дмитрий Бырладян пошел в ритейл-сети и рестораны.
«Приходил, говорил — здравствуйте, я Дима Бырладян, я выращиваю форель, давайте будем сотрудничать. Не было особых препятствий, кроме того, что форель быстро портится»
Дмтирий Бырладян
Свежая форель хранится трое суток, поэтому некоторые магазины позже отказались от сотрудничества с фермером.

Ресторанам, в отличие от магазинов, нужна калиброванная рыба весом 350-400 граммов, поэтому в одном из семи бассейнов форель кормят по специальной системе, чтобы она соответствовала этому калибру.

Для доставки рыбы ферма купила машину с холодильником и ледогенератор. Дмитрий Бырладян сам раз в неделю доставляет форель в Кишинев. «[Ночью] работники вылавливают рыбу, сортируют ее. В три часа утра мы ее грузим, забрасываем льдом. Рыбу поднимают на внедорожнике наверх [по проселочной дороге], перегружают в машину, и я отвожу в Кишинев», — рассказывает Дмитрий. Сейчас фермер работает с ритейл-сетью Nr.1, рыбной ритейл-сетью Fishmarket, ресторанами Torro Grill, La Sarkis, Buffalo Steakhouse и другими.
Общие инвестиции в проект - около 2,5 млн леев.
Сейчас на ферме работают пять человек, живущих по соседству.
О показателях Дмитрий говорит неохотно, объемы продаж не раскрывает. Но объем производства на ферме Pastrav Moldovenesc составляет около 10 тонн в год (максимально — 12-15 тонн) а средняя цена на форель — 130 леев за килограмм. «В крупном промышленном производстве плотность рыбы составляет 120-150 кг на кубометр воды, мы выращиваем 25-30 кг на кубометр — это ближе к [условиям] ее естественного обитания. Причем в наших бассейнах 60-70% воды идет по вторичному кругу, а оставшиеся 30% дополняются свежей водой», — говорит Дмитрий.
В ближайших планах Дмитрия Бырладяна — организация сельского туризма в Наславче. Возле форелевой фермы уже строится отель на шесть номеров. Рядом Дмитрий собирается обустроить кемпинг, разбить газон и даже заасфальтировать участок проселочной дороги.

Текст: Николай Пахольницкий
Оформление: Татьяна Булгак
Фото: Екатерина Дробан
x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: