Бизнес требует наказать виновных в обвале лея
6 мин.

Бизнес требует наказать виновных в обвале лея


Попытка бизнеса обсудить с властью и банкирами антикризисный план ни к чему не привела. Впрочем, встреча за круглым столом показала, что бизнес доведен до крайней степени возмущения политикой и действиями властей и требует «крови»: найти и наказать виновных в обвале лея. Без того, чтобы власть начала говорить правду, в стране ничего не изменится, уверены предприниматели. Банкиры между тем заявили, что нынешний кризис — хорошая встряска для бизнеса: «Нужно быть готовыми к ударам, а не просить сразу помощи».

Бизнес попытался в пятницу обсудить за круглым столом с властью и банкирами причины и последствия резкой девальвации нацвалюты. Предложение об этом прозвучало в понедельник. Тогда деловое сообщество провело пресс-конференцию, на которой рассказало о своих проблемах в связи с обвалом лея и представило свой пакет антикризисных мер, предложив обсудить его вместе.

newsmaker.md/rus/novosti/biznes-trebuet-ot-vlastey-srochnyh-antikrizisnyh-mer-9221
 

Однако правительство и банкиры хоть и откликнулись на призыв бизнес-сообщества, но столь непредставительно и невразумительно, что собравшиеся за круглым столом предприниматели едва сдерживали эмоции. На встречу с ними пришли рядовые чиновники минфина и минэкономики, не принимающие никаких решений. За всех банкиров отвечал и.о. главы Ассоциации банков Николай Дорин. Правда, от Нацбанка присутствовал первый вице-президент Марин Молошаг.

Между тем у бизнеса явно накипело. Как ни старался модератор круглого стола, исполнительный директор Национальной конфедерации патронатов Дину Армашу успокоить присутствующих, призывая прекратить поиск виновных и начать поиск решений для выхода из кризиса, предприниматели требовали «крови»: найти и наказать виновных в обвале лея. Но главное, считают бизнесмены, власть должна начать говорить правду.

«Молчание властей относительно вывоза из страны миллиарда долларов, о котором все вокруг говорят, наводит на мысль, что молдавских граждан держат за идиотов»,— заявил директор страховой компании Sigur-Asigur Сергей Чертан. По его мнению, власти давно должны были или опровергнуть, или подтвердить этот факт. Он считает, что пока не будет решен этот главный вопрос, никакие действия не помогут.

Его поддержал и председатель Ассоциации соответствия продукции Виктор Катан, который подчеркнул скрытный характер всех проводимых властями расследований на финансовом рынке, и не только. «Мы так и не узнали всю правду о событиях 7 апреля, об охоте в «Пэдуря Домняскэ», о рейдерских атаках на банки,— сказал он.— И вряд ли парламентская комиссия, специально созданная для расследования ситуации на финансовом рынке, прольет свет на истинные причины случившегося».

Представитель Торгово-промышленной палаты Сергей Харя считает, что косвенным подтверждением суммы многомиллиардного трансферта Нацбанка в Banca de Economii будет одна из расходных статей в проекте госбюджета на 2015 год.

По информации НБМ, напомним, для поддержания ликвидности трех проблемных банков (Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank), в которых введено спецуправление, регулятор с конца ноября выделяет им поэтапно деньги, общая сумма которых составляет более 7 млрд леев. Между тем, по данным источников NM в дипломатических кругах и международных финансовых структурах, правительство дало Нацбанку гарантийное письмо на 9,5 млрд леев.

newsmaker.md/rus/novosti/sekretnye-milliardy-dlya-moldavskih-bankov-4705
 

Нацбанк тем временем продолжает настаивать на внешних причинах обесценивания лея. Марин Молошаг за круглым столом вновь говорил о кризисе рубля и гривны, падении экспорта и денежных переводов как главных причинах обвала лея. В то же время он признал, что существовали и внутренние факторы. «В конце 2014 года порядка 6 млрд леев были конвертированы в иностранную валюту. В частности, 3 млрд леев были конвертированы физическими и юридическими лицами»,— сказал Молошаг.

Бизнесмены между тем заявили, что ситуация критическая и банки должны пойти им навстречу, иначе бизнес просто обанкротится. Директор строительной компании Interactiv Александр Коваленко сказал, что банкротство грозит строительной отрасли из-за резко подорожавшего импорта. «Себестоимость квадратного метра на 80% состоит из импортных материалов, используемых в строительстве. И кто же теперь купит квартиры по €650 за квадратный метр, если их никто не покупал по €450-470»,— отметил он.

Фермеры говорят, что они оказались в еще более сложном положении, да еще накануне весенне-полевых работ. По словам исполнительного директора Ассоциации производителей и экспортеров фруктов «Молдова Фрукт» Юрия Фалэ, кредиты «подорожали на 35-40%». «И с этим,— добавил он,— надо что-то делать, тем более банки прилично заработали на валютных спекуляциях» (по информации Нацбанка, доходы банков в январе по статье «курсовая разница» составили более $600 млн, что в 13 раз больше, чем в январе 2014 года).

Банкиры, в свою очередь, утверждают, что они ни в чем не виноваты. Глава Ассоциации банкиров Николай Дорин сказал, что эта цифра вовсе не значит, что банки действительно заработали миллионы леев на обмене валюты. Он объяснил это особенностями бухгалтерии, которая предполагает, что доходы от курсовой разницы ежедневно переоцениваются и записываются в доходы банков. Николай Дорин также заявил, что нынешний валютный кризис имеет и положительный эффект — по его словам, это хорошая встряска для бизнеса. «С 1998 года такого не было. Нужно быть готовыми к ударам, а не просить сразу помощи»,— считает банкир. Он посоветовал бизнесу теснее общаться с банками, которые вовсе «не звери» и готовы пойти на уступки своим клиентам.

Первый вице-президент Нацбанка, со своей стороны, сообщил, что сейчас обсуждаются две меры, которые могут быть реализованы уже на следующей неделе. По его словам, они касаются помощи экономическим агентам и банкам при получении и выдаче кредитов. Молошаг пояснил, что планируется изменить процедуру оценки активов таким образом, чтобы банки могли иметь более высокую маржу кредитования: «Речь идет о 3-8 млрд леев. Эта сумма зависит от выбранного нами решения».

Вторая мера, рассказал Молошаг, предусматривает увеличение порогов кредитов, которые могут быть выданы без залога: с 30 тыс. до 100 тыс. леев для физических лиц и со 100 тыс. до 500 тыс. леев для юридических лиц и физлиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Эта мера, отметил Молошаг, позволит заемщикам получать более крупные кредиты без залога, а банкам — не формировать фонд риска для этих кредитов, что положительно скажется на процентных ставках.

Встреча бизнеса с чиновниками и банкирами не привела к каким-то конкретным договоренностям и выработке общего плана антикризисных действий. Предприниматели в итоге заявили, что дают властям два месяца на поиски виновных в обвале лея. Если они не будут найдены и представлены обществу, бизнес не без эмоций пообещал уехать из страны и вывезти капитал. Предприниматели также заявили, что не исключают и самый пессимистичный сценарий — революцию, учитывая нежелание и неспособность властей слышать своих граждан и взаимодействовать с ними.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: