Что будет со Стояногло? Высший совет прокуроров снова рассматривает дело отстраненного генпрокурора. Онлайн-трансляция
6 мин.

Что будет со Стояногло? Высший совет прокуроров снова рассматривает дело отстраненного генпрокурора. Онлайн-трансляция

Высший совет прокуроров (ВСП) 23 мая продолжает рассматривать отчет спецкомиссии, которая оценивала работу Александра Стояногло на посту генпрокурора. На этом заседании члены Совета должны задать Стояногло вопросы. Им также предстоит решить, утвердят ли они «неудовлетворительную» оценку работы  Стояногло. Это может стать основанием для его увольнения.

(ОБНОВЛЕНО 8:45) Заседание начали с того, что Стояногло дали возможность высказаться мнение об отчете. После этого ему зададут вопросы. Стояногло утверждает, что, говоря о менеджерских проблемах прокуратуры, комиссия не сделала собственных выводов, а переняла выводы прокуроров, которые проводили внутренние проверки. Он подчеркнул, что за короткий срок было невозможно устранить все недочеты. Также Стояногло отметил, что выводы комиссии об уголовных делах, основаны на отчетах неправительственных организаций.

(ОБНОВЛЕНО 8:50) Члены Совета перешли к вопросам. Министр юстиции Сергей Литвиненко попросил объяснить, зачем Стояногло привлек Платона к составлению иска о взыскании $100 млн c Газпробманка.

(ОБНОВЛЕНО 8:53) Стояногло рассказал, что прокуроры в течение шести лет не пытались взыскать эти деньги. Также он рассказал, что руководство Нацбанка отказалось помочь прокуратуре. Стояногло подчеркнул, что после этого прокурорам пришлось провести обыск в Нацбанке, чтобы получить необходимые документы. Кроме того, он утверждает, что закон не запрещал ему обсуждать с Платоном вопрос о составлении иска. Стояногло отметил, что для него было важно добиться возврата денег. Он рассказал, что также встречался с адвокатами Илана Шора и Владимира Плахотнюка. Стояногло подчеркнул, что все встречи проходили в его рабочем кабинете.

(ОБНОВЛЕНО 8:58) Член ВСП Светлана Балмуш попросила Стояногло объяснить, какими нормами закона он руководствовался, общаясь с Платоном. В свою очередь Народный адвокат Чеслав Панько спросил Стояногло, анализировал ли он то, что при составлении иска «им могут манипулировать».

(ОБНОВЛЕНО 9:04) Стояногло рассказал, что они с Платоном обсудили не менее восьми способов возвращения денег. «Я был готов встретиться даже с дьяволом, чтобы вернуть деньги», — сказал он. Стояногло отметил, что считает, что ничего не нарушил. «Закон этого не запрещает», — сказал он. Также он рассказал, что встречался с группой прокуроров, ведущей расследование кражи миллиарда. Он отметил, что прокуроры сообщили ему, что у них нет возможности взыскать деньги. Стояногло настаивает, что для него была важна реальная возможность вернуть деньги из украденного миллиарда.

(ОБНОВЛЕНО 9:07) Литвиненко продолжил спрашивать, почему Стояногло сотрудничал с Платоном. Министр юстиции отметил, что у него не вызывает вопросов то, что Стояногло использовал обвинительный тон по отношению к Плахотнюку. Он спросил, почему ту же тональность не использовали по отношению к Платону. Стояногло отметил, что от Платона прокуратуре поступила информация, на основании которой возбудили новые уголовные дела. Он подчеркнул, что во всем мире принята практика сотрудничества в интересах следствия.

(ОБНОВЛЕНО 9:20) Литвиненко попросил Стояногло объяснить, зачем он настаивал на освобождении Платона. Он отметил, что СИБ сообщил комиссии, что жизни Платона ничего не угрожало. Стояногло же рассказал, что информацию о риске для жизни ему несколько раз сообщил один из руководителей СИБ. По его словам, риск возник, после того как он сообщил, что дело Платона сфабриковали. Стояногло напомнил, что Платона незаконно экстрадировали в Молдову.

(ОБНОВЛЕНО 9:25) Стояногло, напомнил, что «под личную ответственность» также приостановил исполнение наказания Ольги Пунги. Он подчеркнул, что осенью 2021 года ЕСПЧ подтвердил, что Пунгу незаконно держали под арестом в течение года.

(ОБНОВЛЕНО 9:26) Балмуш попросила объяснить, почему при Стояногло увеличилось число дел, на пересмотре которых настаивали сами прокуроры.

(ОБНОВЛЕНО 9:27) Стояногло сказал, что возглавил прокуратуру, после того  как парламент признал Молдову «захваченным государством». Он напомнил, что в течение 7-8 лет прокуратура преследовала оппозиционеров, представителей гражданского общества и журналистов. Он подчеркнул, что и международные структуры заявляли, что прокуратуру «используют в политических целях». Стояногло рассказал, что ежедневно в прокуратуру поступали десятки жалоб на действия прокуроров.

(ОБНОВЛЕНО 9:32) «Я уверен, что в тюрьмах Молдовы сотни людей, которых незаконно приговорили. Знаете, что делали прокуроры? Посылали в суд сотни томов дел, а судьи не успевали их рассмотреть и ограничивались рассмотрением обвинительного заявления. Это правда», — сказал он.

(ОБНОВЛЕНО 9:35) Балмуш продолжила настаивать на том, чтобы Стояногло объяснил, почему отпустили Платона. «Если вы, будучи бывшей судьей, думаете, что невиновные люди должны сидеть в тюрьме, тогда я не знаю, о чем мы можем говорить», — подчеркнул Стояногло.

(ОБНОВЛЕНО 9:40) Литвиненко попросил Стояногло объяснить, почему он не заявил о конфликте интересов из-за того, что на его жену оформили две компании Платона. Стояногло отметил, что «никак не связан с компаниями», которые на нее записали. Он напомнил, что его обвиняли в том, что он не предпринял никаких действий, чтобы исключить свою жену из списка бенефициаров. «Честно, я не знал, как поступить в той ситуации. Не был замешан никогда, не был в Киеве. Не знаю, кто такая [Оксана] Сташеская [Владелица компаний — NM]. Она самостоятельно исключила жену из списка бенефициаров», — сказал он.

(ОБНОВЛЕНО 9:46) Литвиненко попросил объяснить, почему он назначал на должности людей, которых подозревали в незаконном обогащении. Стояногло ответил, что, когда назначил Руслана Попова своим заместителем, в публичном пространстве не было компрометирующей информации о нем. «Она появилась после», — сказал он. «Если у него были такие проблемы с неподкупностью, почему он возглавлял управление в Генппрокуратуре. Я что, взял его с улицы?»  — сказал Стояногло. Он отметил, что хотел привлечь на работу в прокуратуру людей вне системы, но «никто не хотел брать на себя ответственность». «Я год не мог найти подходящего человека на должность руководителя Антикоррупционной прокуратуры. Это не значит, что у нас нет подходящих людей, но они не готовы взять ответственность», — сказал Стояногло. Говоря о назначении Игоря Попы, Стояногло напомнил, что тот был заместителем генпрокурора, и это позволяло ему выбрать любую должность в прокуратуре. Стояногло утверждает, что Попа претендовал на должность главы PCCOCS или главы прокуратуры Кишинева. В итоге они сошлись на том, что Попа возглавит прокуратуру Чекан.

(ОБНОВЛЕНО 9:57) Анжела Попил, секретарь спецкомиссии, которая оценивала работу Стояногло, выступила с уточнениями после заявлений Стояногло. Она отметила, что регламент комиссии не запрещал использовать альтернативные источники информации, в том числе отчеты НПО и журналистские расследования.

(ОБНОВЛЕНО 10:49) Совет закончил обсуждение отчета. Члены Совета обсудят в закрытом режиме, какое решение принять.

Подробнее читайте здесь:За что могут уволить Стояногло. Что за полгода «оценки» нашла спецкомиссия

Напомним, комиссия посчитала работу Стояногло неудовлетворительной. Ему поставили оценку 2,19. При этом баллы, которые поставил представитель Стояногло в комиссии, аннулировали, посчитав предвзятыми. Комментируя полученную «оценку», Стояногло отметил, что новая власть пыталась избавиться от него любым способом. Для этого против него возбудили уголовные дела и начали «абсурдный процесс проверки», который сопровождался «постоянным изменением правил оценки, регламентов, подбором нужных людей и критериев оценки». Стояногло также удивился тому, что члены комиссии оценивали расследование уголовных дел, «хотя у них не было к ним доступа».

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: