Мэром Бессарабки по итогам второго тура выборов вновь стал Валентин Чимпоеш. Летом он приостановил членство в «Нашей партии» и баллотировался как независимый кандидат. Он также баллотировался в городской совет и набрал почти столько же голосов, сколько, например, вся Партия социалистов. Но отказался от мандата советника в пользу мандата мэра. На примере Чимпоеша NM разбирался, почему избиратели в регионах стали голосовать «за личности, а не за партии».
Как Чимпоеш дважды победил в Бессарабке
Валентин Чимпоеш по результатам прошедших местных выборов второй раз стал мэром Бессарабки. Он выиграл во втором туре у кандидата от Партии социалистов, экс-председателя Бессарабского района Петра Пушкаря, набрав 56% голосов избирателей.
На выборах мэра Чимпоеш баллотировался как независимый кандидат. Летом 2019 года он приостановил членство в «Нашей партии» (НП). Говорить о причинах этого шага Чимпоеш не хочет, но известно, что членство он приостановил, после того как в Бессарабке в его отсутствие собрали актив местной территориальной организации НП и вместо него избрали нового координатора (в НП есть такая должность).
На местных выборах Валентин Чимпоеш баллотировался как независимый кандидат и в городской совет Бессарабки и получил 1237 голосов избирателей. Для сравнения — Партия социалистов, например, получила на выборах в горсовет 1363 голоса.
Но от места в горсовете Чимпоеш отказался в пользу должности мэра. По словам председателя окружного избирательного совета Петра Брадарского, «результат Чимпоеша понизил планку прохода в совет, поэтому в городской совет удалось пройти Партии коммунистов, «Нашей партии», ACUM и двум независимым кандидатам». Брадарский также отметил, что благодаря отказу Чимпоеша от места советника социалисты получили в совете дополнительно семь мест.
Политический эксперт Игорь Боцан считает «естественным», что люди на местах «голосуют за личности, а не за партии». «Если они с таким отрывом проголосовали за Чимпоеша, это говорит о том, что люди ему доверяют», — отметил эксперт. По его мнению, Чимпоеш был в Бессарабке «локомотивом для партии». «Но [сейчас] «Наша партия» там выглядит слабее, поэтому она должна дорожить такими личностями», — считает Боцан.
На этих выборах «Наша партия» получила одно место в горсовете Бессарабки, при этом по итогам местных выборов в 2015 году партия получила девять мест.
Валентин Чимпоеш считает, что его результаты на выборах говорят о том, что «люди по достоинству оценили его усилия» на посту мэра. «Мы осветили 70% города. Начали реставрацию памятника павшим в Великой отечественной войне, начинаем строительство еще двух памятников — афганцам и чернобыльцам». — рассказал Чимпоеш.
Кроме того, по словам Чимпоеша, мэрия под его руководством «инвестировала большие деньги в ремонт детских садов». «В Бессарабке никогда не ремонтировали детсады. Во всех садах мы провели канализацию и заменили электропроводку, отремонтировали пищеблоки и прачечные, благоустроили площадки, закупили новое белье и посуду. В одном садике сделали новую крышу», — рассказал Чимпоеш. Также, по его словам, теперь в городе вода «подается круглосуточно, даже в тех местах, где у людей не было воды 20 и 40 лет».
Кто такой Чимпоеш?
Валентин Чимпоеш впервые выиграл выборы мэра Бессарабки в 2015 году. Тогда он баллотировался от «Нашей партии». До этого он был предпринимателем, преподавал физическое воспитание в лицее им. Пушкина в Бессарабке. Восемь лет он также был советником районного совета, избранным от Партии коммунистов (ПКРМ).
Весной 2017 года, спустя два года после избрания мэром, Чимпоеша задержали по подозрению в служебной халатности, повлекшей тяжкие последствия. Задержание мэра привело к стычкам между вооруженными спецназовцами и горожанами. Десятки людей пытались помешать силовикам, они бросались под колеса машины, в которой Чимпоеша увозили в Кишинев. Тогда в «Нашей партии» его задержание расценили как политическое преследование, а Конгресс местных властей потребовал освободить Чимпоеша из-под ареста.
Расследование вели Центр борьбы с торговлей людьми и Прокуратура по борьбе с организованной преступностью. Они сообщили, что с 2015 по 2016 год 45-летний житель Бессарабки вынуждал свою 13-летнюю дочь заниматься проституцией. Прокуроры посчитали Чимпоеша виновным в халатности, так как по закону «Об особой защите детей, находящихся в ситуации риска, и детей, разлученных с родителями» мэр представляет местный орган опеки и должен обеспечить защиту несовершеннолетней.
Как рассказал NM Валентин Чимпоеш, дело передали в суд, сейчас оно находится в суде Хынчешт, но за два года по делу не провели ни одного заседания.