Дилемма Нэстасе. Как оппозицию заставили выбирать между унижением и войной
3 мин.

Дилемма Нэстасе. Как оппозицию заставили выбирать между унижением и войной


Решение окончательно отменить результаты выборов мэра Кишинева ставит оппозицию в сложное положение. Она вынуждена выбирать: или смириться с унижением, показав слабость, или преждевременно ввязаться в политическую войну за «второстепенный» трофей. Любое из этих решений рискованно, когда по-настоящему вопрос о власти в стране решается не в битве за мэрию, а на выборах в парламент. Кишиневский сюжет в этом смысле — игра на упреждение, стремление заранее израсходовать или демотивировать протестный потенциал, чтобы в конечном счете дезактивировать более опасный для власти протест после парламентских выборов.

Оглашенное Высшей судебной палатой 25 июня решение окончательно отменить итоги выборов в Кишиневе — безусловно, вызов для оппозиции. Лидеры правых партий: «Платформы Достоинство и правда» Андрей Нэстасе и «Действие и солидарность» Майя Санду — назначили на утро вторника протест у мэрии Кишинева. Там они обещают рассказать о дальнейших действиях. Пока что Санду заявила, что лидер Демпартии Владимир Плахотнюк объявил оппозиции войну, и призвала к сопротивлению диктатуре.

Каким именно будет сопротивление, пока не понятно. Ясно одно — власть резко подняла ставки в политической игре, застав врасплох и оппозицию, и западных партнеров, которые уже довольно резко отреагировали на решение судебных инстанций. Владимир Плахотнюк, считающийся полновластным координатором не только «правящей коалиции», но и судебной системы страны, в очередной раз показал себя азартным и рисковым игроком, готовым демонстративно тестировать переход «красных линий» в отношениях с обществом, оппозицией и с внешними источниками его легитимности.

Нынешняя ситуация поставила оппозицию перед дилеммой. Либо «утереться» и показать слабость, демотивировав часть протестного ядра — сторонников, требующих более радикальных действий. Либо пойти по жесткому сценарию, преждевременно ввязавшись в политическую войну без правил, с риском израсходовать протестный потенциал на «второстепенную» цель. Ведь сама по себе мэрия Кишинева, казалось бы, не «вопрос жизни и смерти» ни для власти, ни для оппозиции. Ключевой вопрос о власти в стране решается не на столичных, а на парламентских выборах.

Оппозицию, по сути, приглашают совершить фальстарт. Путей опротестования решения о выборах в Кишиневе в рамках нынешней политической системы нет. И в оппозиции это понимают. Готова ли протестная оппозиция пойти до конца уже сейчас, приняв все риски такого выбора? И станут ли украденные голоса на «второстепенных» выборах достаточным мотиватором и генератором здоровой злости для ее сторонников?

Не менее рискованны и «промежуточные» сценарии. Например, начать протесты нон-стоп, с палатками и т.д. По идее, в этом случае они должны будут длиться до парламентских выборов. По опыту, такие затяжные и вялотекущие манифестации без активных действий и конкретных достижений, скорее, изматывают и демотивируют протестный потенциал, чем накапливают его.

В этом, судя по всему, и заключается цель властей — упредить и дезактивировать будущий, более опасный для них протест, который мог бы поставить точку в вопросе о власти в Молдове. Оппозиции предложили классический исторический выбор — между унижением и войной. Найдет ли она выход из этой дилеммы?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: