Два в одно
6 мин.

Два в одно


Banca de Economii (BEM) планирует приобрести 100% акций Unibank. Для получения разрешения на сделку BEM уже обратился в Нацбанк, который пока не вынес своего решения. Премьер Юрие Лянкэ узнал о намерениях BEM из прессы, хотя государство владеет в банке блокпакетом акций — 33,38%. Он не исключил, что власти могут заблокировать сделку. Эксперты отмечают, что покупка акций не что иное, как слияние двух банков, но сомневаются, что это приведет к повышению конкурентоспособности объединившихся финучреждений.

Запрос BEM на приобретение 100% акций Unibank уже направлен в Национальный банк (НБМ). Когда это было сделано, в BEM не уточняют. В сообщении НБМ для прессы говорится, что «транзакция не предусматривает слияния двух банков». Регулятор разъясняет, что в случае покупки банком 100% акций другого банка, после получения предварительного разрешения Нацбанка, оба финучреждения продолжат работу как два отдельных субъекта с собственным руководством и обязательствами. Из сообщения НБМ следует, что у банков будут объединены только активы, которые на конец первого полугодия у BEM составили 10,242 млрд леев, а у Unibank — 7,977 млрд леев.

«Учитывая форму транзакции, которую запросил BEM, потенциальная банковская группа будет представлять консолидированный отчет о финансовом положении дважды в год — 30 июня и 31 декабря»,— поясняют в Нацбанке. Когда регулятор вынесет решение, пока неизвестно. Оно, уточнили в НБМ, будет принято после рассмотрения пакета документов, представленных BEM.

Детали сделки не разглашают ни в НБМ, ни в самих банках. «Не могу подтвердить или опровергнуть эту информацию. Это решение акционеров»,— сообщил NM президент Unibank Думитру Цугульски, уточнив, что «все это пока на уровне разговоров».

«Инициатива рассматривается, но детали пока неизвестны»,— сказали NM в отделе по маркетингу BEM. Один из акционеров Unibank — экс-глава его админсовета Виорел Мельник (владеет 4,61%) сообщил NM, что узнал об инициативе из прессы. «Я направил в банк письменный запрос для получения информации»,— сказал он NM. Господин Мельник уточнил, что готов продать акции и все дело в цене: «Уступлю их за миллиард долларов». Он также отметил, что намерение об объединении есть у группы акционеров Unibank, но сколькими процентами акций они в совокупности владеют, Виорел Мельник сказать затруднился. Идею слияния двух банков он расценил как положительную «с точки зрения капитализации».

Источник NM в одном из банков, готовящихся к объединению, говорит, что главная цель покупки — оптимизации затрат. Он не исключил, что следующим на очереди окажется Banca Sociala. «У Unibank и Banca Sociala есть проблемы, и сейчас это слияние поможет капитализироваться за счет ресурсов Banca de Economii»,— полагает он. По словам источника, главная цель — создание единого банковского учреждения, которое в среднесрочной перспективе будет стремиться к выходу в лидеры банковского сектора, чтобы задавить конкурентов. Он предположил, что Banca de Economii будет сосредоточен на обслуживании физических лиц, а Unibank — специализироваться на обслуживании корпоративных клиентов.

Другой собеседник NM, знакомый с деталями сделки, к объединению относится скептично. «Такие начинания уже были, но безрезультатно. Шли разговоры об объединении Moldova Agroinbank и Banca Sociala, дело никуда не сдвинулось»,— отметил он. Загвоздка, по его словам, также может возникнуть при выкупе акций у акционеров — они могут не договориться о цене.

Не до конца ясна и позиция в этом вопросе государства, владеющего блокпакетом в размере 33,38% акций BEM. В минфине, который управляет пакетом, от комментариев отказались. Вице-министр экономики, член админсовета BEM Октавиан Калмык сказал NM, что официально вопрос о выкупе акций Unibank на рассмотрение админсовета BEM не выносился. «Его предстоит обсудить. Принципиального решения пока нет»,— сказал замминистра. По его словам, государство согласится с инициативой, если за ним сохранится блокирующий пакет. Премьер Юрие Лянкэ сказал 8 сентября в программе Politica на TV7, что узнал об инициативе Banca de Economii из прессы. Он не исключил, что государство может заблокировать сделку, если сочтет, что она не в его интересах.

Эксперты не знают, как можно сохранить долю государства на том же уровне без дополнительных капиталовложений с его стороны. «Не понимаю, как это возможно и как может быть реализовано»,— сказал NM директор Агентства рейтинга и исследований Estimator-VM Натан Гарштя. По его словам, решения о покупке акций должны быть приняты общими собраниями акционеров двух банков, а также должны одобрить план реструктуризации. Процедура слияния, отметил он, может занять от шести до девяти месяцев.

Глава Лиги банкиров Думитру Урсу отметил, что покупка 100% акций не что иное, как слияние банков. По его словам, в истории Молдовы был единственный случай — в 2001 году, когда в Нацбанк была подана заявка о слиянии. Речь шла об Investprivatbank и Moldindconbank, которые, по его словам, через полгода отказались от этой идеи. Он полагает, что посредством слияния Banca de Economii и Unibank владельцы банков хотят оптимизировать расходы, улучшить финансовое положение банков, увеличить капитал и тем самым создать более конкурентоспособное финучреждение. Последнее он, впрочем, ставит под сомнение. Главы Лиги банкиров полагают, что такие сделки не стоило бы проводить в преддверии выборов, поскольку это может стать поводом для обвинений и политических спекуляций. Думитру Урсу также добавил, что не понимает, где BEM возьмет живые деньги на приобретение Unibank. Господа Урсу и Гарштя затруднились оценить сумму возможной сделки.

Бизнесмен Илан Шор, который с мая 2014 года возглавляет админсовет ВЕМ и которому приписывают контроль над Banca de Economii, Unibank и Banca Sociala (сам он это всегда отрицает), комментируя информацию о слиянии трех банков, ранее говорил, что знает о такой идее. «Я слышал об этом, идея мне понравилась, я буду над ней думать,— процитировало господина Шора агентство «Инфотаг».— Я имею определенное влияние на эти банки, но только как исторический клиент данных финансовых учреждений, поскольку работаю с ними уже более семи лет. Многие предприятия моей группы обслуживаются в этих банках». По словам бизнесмена, объединение или поглощение финансовых структур — это всегда интересно, а главное результативно: «Я считаю, что для Молдовы 14 банков — это, как говорят англичане, too much (слишком много)».

Справка NM

На 1 июля 2014 года ВЕМ располагал совокупным нормативным капиталом в размере 526,5 млн леев, а Unibank — 311,7 млн леев. Ликвидные активы банков составили 6,6 млрд леев и 1,8 млрд леев, кредитный портфель — 2,1 млрд леев и 3,8 млрд леев, депозиты — 8,1 млрд леев и 6,9 млрд леев, уставной капитал — 197,6 млн леев и 282 млн леев, скидки на потери по кредитам — 533 млн леев и 42 млн леев соответственно.

Акционерами Unibank 23 августа 2012 года стали 12 физических лиц, являющихся резидентами Молдовы, и девять физических и юридических лиц, не являющихся резидентами. Акции были куплены приблизительно за 230 млн леев. В банке уверяют, что за два года акции банка существенно выросли в цене.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: