Глава НЦБК Кетрару: Чиновниками в делах о банковских махинациях занимается Генпрокуратура
4 мин.

Глава НЦБК Кетрару: Чиновниками в делах о банковских махинациях занимается Генпрокуратура


После перевода парламентских слушаний по «краже века» в открытый режим первым с отчетом выступил глава Наццентра по борьбе с коррупцией (НЦБК) Виорел Кетрару. Он сообщил, что НЦБК в рамках расследования банковских махинаций открыл 44 уголовных дела, которые касаются руководства банков и компаний-заемщиков. Чиновниками, по его словам, занимается Генпрокуратура. Кетрару также заявил, что первый этап расследования Kroll не принес никакой процессуальной и уголовной пользы, и отметил, что за «чисто информационную пользу» не стоило столько платить.

Сегодня в парламенте проходят слушания по «краже века». С отчетами депутаты вызвали глав Генпрокуратуры, НЦБК, Службы информации и безопасности, Нацбанка и минфина. До начала слушаний депутаты решили провести их за закрытыми дверями. Однако после отчета генпрокурора Корнелиу Гурина (выступал первым) депутаты передумали и перевели слушания в открытый режим.

После Гурина свой отчет представил глава НЦБК Виорел Кетрару. Он сообщил, что в рамках расследования банковских махинаций, которые привели к выводу из страны суммы, эквивалентной €1 млрд, НЦБК открыл 44 уголовных дела, 20 из которых уже дошли до суда. Первое из них было заведено в июне 2012 года, а последнее — 30 ноября этого года. Все они, по словам Гурина, касаются администрации проблемных банков и руководителей компаний, получивших сомнительные кредиты. Чиновники в делах НЦБК не фигурируют, ответственными за принятие решений занимается Генпрокуратура, подчеркнул Кетрару.

В ходе расследования, сказал Кетрару, НЦБК провел 111 обысков, 56 задержаний, 50 экспертиз, 41 раз обратился к иностранным коллегам за помощью в доступе к информации, допросил почти 400 человек.

В разработке НЦБК, сообщил Кетрару, находится 54 крупных неблагоприятных кредита, выданных тремя проблемными банками (Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank, которые сейчас в процессе ликвидации). По словам Кетрару, специальные администраторы банков продолжают оценку выданных кредитов. Пока общая их сумма составляет 2,26 млрд леев, $34 млн и €45 млн.

Кетрару также заявил, что еще в 2013 году НЦБК взял под надзор действия «группы Шора» по выдаче кредитов лицам и компаниям, приближенным к администрации Banca de Economii, о чем центр сообщил Нацкомитету по финансовой стабильности. Начатое завершить не удалось, сказал Кетрару, поскольку после 2013 года все функции по надзору за отмыванием денег перешли к Нацбанку, поэтому НЦБК не мог больше следить за действиями «группы Шора» (бизнесмен Илан Шор возглавлял админсовет Banca de Economii в период, когда из него были выведены деньги, сейчас является подозреваемым в извлечении выгоды из влияния).

Кетрару добавил, что в январе-августе 2014 года румынская компания KPMG провела аудит банка, который выявил много нарушений, но Генпрокуратура почему-то не начала расследование по этому поводу.

Закончив отчет, Кетрару ответил на вопросы депутатов. Вопросов было несколько десятков: одни депутаты просили четко и просто ответить, кто украл миллиард и где деньги, другие предлагали расширить полномочия НЦБК, третьи спрашивали, как могли компетентные органы пропустить изменения более десяти законодательных актов, которые подготовили почву для кражи миллиарда, а также куда делись 9 млрд леев, если депозиты в этих трех банках на превышали 5 млрд леев, а деньги под гарантии правительства (14,5 млрд леев) выделялись им как раз для возврата депозитов.

Многие вопросы Кетрару переадресовал генпрокурору Гурину и главе Нацбанка Дорину Дрэгуцану. На вопрос Гимпу, кто придумал и провернул кражу, Кетрару сказал, что знает имя, но не назовет его, пока длится расследование.

На вопрос о пользе первого и второго этапов расследования компании Kroll Кетрару ответил, что польза первого этапа небольшая: «Он был информативным, перед нами предстала более целостная картина. Но для процессуальных и уголовных действий пользы никакой». Кетрару считает, что за «чисто информационную пользу не стоило столько платить». В отношении второго этапа расследования, которое Kroll вновь проведет по заказу Нацбанка, сейчас сказать что-то сложно, отметил Кетрару. Но второй этап, по его словам, может помочь отыскать деньги, ушедшие из трех банков в 49 юрисдикций.

Несколько вопросов касались процессуального статуса Шора и обвинений в адрес экс-премьера Владимира Филата, находящегося под предварительным арестом. На эти вопросы вызвался ответить генпрокурор Гурин. Он сказал, что статус Шора пока не определен, а часть обвинений в адрес Филата подтверждены. Главная связь Филата с «кражей века», по словам генпрокурора, заключается в том, что Филат за определенное вознаграждение позволил провести в 2013 году дополнительную эмиссию в Banca de Economii, которая привела к потере государством мажоритарного пакета в банке.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: