Ion-Man. Как Чебан сделал мэрию Кишинева трамплином в политику
7 мин.

Ion-Man. Как Чебан сделал мэрию Кишинева трамплином в политику

Мэр Кишинева Ион Чебан, два года державшийся «вне политики», под занавес 2021 года объявил о создании своего политического проекта «Движение национальной альтернативы». Движение пока никак себя не проявило, зато растет политическая активность мэра Чебана. Он не только критикует власть, в том числе, за стремительный рост тарифов и цен, но и предлагает кишиневцам поддержку, например, «пункты продажи социального хлеба». Многие увидели в этом аналогию с «социальными магазинами» Илана Шора. NM разбирался, есть ли будущее у политического проекта Чебана, и может ли Кишинев «повторить судьбу» Оргеева.

Из мэров в «большую политику»

Кишинев уже не раз становился политической трибуной и трамплином для молдавских политиков. Например, для Серафима Урекяна, который был мэром столицы с 1994 по 2005 год. При этом в 2001 его избрали председателем Альянса независимых Республики Молдова. А на парламентских выборах в 2005 году он возглавил список избирательного блока «Демократическая Молдова», который получил более 28% голосов. После выборов Урекян отказался от кресла мэра в пользу депутатского мандата.

Ion-Man. Как Чебан сделал мэрию Кишинева трамплином в политику

Foto: Facebook

На парламентских выборах в апреле 2009 года он возглавил список альянса «Наша Молдова». Пройдя в парламент, альянс вместе с ЛДПМ, ЛП и ДПМ создал первую проевропейскую коалицию «За европейскую интеграцию». После досрочного роспуска этого состава парламента политическая карьера Урекяну сошла на нет.

Еще один пример — Дорин Киртоакэ. Он был мэром Кишинева с 2007 года по 2018 год, баллотируясь на этот пост от Либеральной партии. На посту мэра Киртоакэ активно продвигал идею унионизма, критиковал бывшую тогда в силе Партию коммунистов и разоблачал «тоталитарный советский режим». Впрочем, политическая карьера Киртоакэ не задалась. В 2017 году его арестовали по делу о платных парковках, а затем сняли с должности мэра.

Ion-Man. Как Чебан сделал мэрию Кишинева трамплином в политику

Foto: Andrei Mardari/NewsMaker

В 2020 году Киртоакэ баллотировался в президенты от политического движения Unirea, но набрал меньше голосов, чем собрал подписей в свою поддержку для участия в выборах. На парламентских выборах 2021 года Киртоакэ баллотировался в депутаты от румынской партии «Альянс за объединение румын» (AUR), которая получила менее 0,5% голосов избирателей.

«Мэр вне политики»

Нынешний мэр Кишинева Ион Чебан во время избирательной кампании в 2019 году говорил, что станет «мэром вне политики»: «У нас были мэры, которые превратили мэрию в филиалы своих партий. У них не было времени на кишиневцев. Вот почему город так деградировал».

Победив на выборах, Чебан приостановил членство в Партии социалистов, от которой баллотировался. Но, спустя год, осенью 2020 он активно участвовал в президентской кампании Игоря Додона. При этом Чебан взял отпуск за свой счет, еще раз подчеркнув, что хочет остаться «мэром вне политики» и «мэром для всех».

Ion-Man. Как Чебан сделал мэрию Кишинева трамплином в политику

Foto: Andrei Mardari / NewsMaker

Участвуя в избирательной кампании Додона, Чебан много говорил о позитивных изменениях в Кишиневе, которые стали возможны благодаря, в том числе, «тесному сотрудничеству с правительством, парламентом и администрацией президента» (президентом тогда был Додон, а социалисты создали неформальное парламентское большинство с партией «Шор» и назначили правительство Иона Кику).

После прихода к власти в 2021 году партии «Действие и солидарность» (PAS) риторика Чебана в отношении центральных властей изменилась. Чебан не просто критиковал власть, но обвинял ее в противодействии работе мэрии, в «рейдерском захвате» муниципальных предприятий и «целенаправленном вредительстве» в столице.

При всем при этом еще в ноябре прошлого года Чебан отвергал возможность своего участия в политике. «Я [как мэр] стучусь во все двери, меня не интересует, кто их откроет — зеленые, желтые или красные. Пока ущемляют интересы жителей Кишинева, мне все равно, как вас зовут, я защищаю интересы рядового человека […] Если вопрос в том, создаю ли я политическую партию, то отвечаю — нет. Я забочусь об интересах жителей города», —заявил Чебан 12 ноября в телеэфире.

Спустя полтора месяца, под занавес 2021 года, Чебан объявил о создании «Движения национальной альтернативы» (Mișcarea alternativa națională — MAN). Он в очередной раз раскритиковал действия центральных властей и заявил о необходимости альтернативной силы, которая «будет заниматься интересами простых людей, а не дешевыми шоу».

После этого, впрочем, новое политическое движение никак себя не проявило, до сих пор неизвестны имена членов команды и программа MAN. Зато мэр Чебан продолжал активно критиковать власть из-за повышения тарифов и цен, политики общественного телеканала Moldova 1 и т.д.

А в начале февраля, когда комбинат Franzeluta объявил о подорожании хлеба, Чебан заявил, что мэрия откроет в Кишиневе пункты продажи хлеба «по сниженным ценам», если «этому не помешает правительство». Многие увидели в этом аналогию с «социальными магазинами» бывшего мэра Оргеева Илана Шора, для которого Оргеев стал трамплином в «большую политику», несмотря на уголовное дело и судебный приговор.

Есть ли будущее у политического проекта Чебана

Ion-Man. Как Чебан сделал мэрию Кишинева трамплином в политику

Foto: Andrei Mardari / NewsMaker

Эксперты не сомневаются, что Ион Чебан использует мэрию, как площадку для своей политической карьеры. При этом они не видят в этом ничего из ряда вон выходящего или предосудительного.

«Естественно, он использует мэрию, как площадку для развития своего политического проекта. Других ресурсов у него нет. И то, что будет именно так, стало ясно после проигрыша Партии социалистов на парламентских выборах и ухода Додона из парламента и с поста председателя партии. Думаю, что так бы сделал любой на месте Чебана, кто хотел бы «ворваться в политику»», — считает политический аналитик Стелла Жантуан.

При этом, по ее словам, успех политического проекта Чебана будет зависеть от политической конъюнктуры, которая будет складываться. Жантуан не исключает, что проект Чебана может «просто затеряться», так как на политическом поле Молдовы достаточно много серьезных игроков. Что же касается города, то, по мнению эксперта, вполне возможно совмещать политическую деятельность и управление городом: «Многое зависит от его команды».

Политианалитик Игорь Боцан назвал «нормальной политической борьбой» противостояние столичного мэра Чебана и центральных властей.

«Господин Чебан считает, что правящая партия ему мешает. Он это заявляет и считает, что эти заявления могут повлиять на электорат. Партия власти тоже думает об электорате. Политики на то и политики, чтобы критиковать друг друга и предлагать наилучшие решения. А граждане впоследствии решат, кто лучше управляет: Чебан Кишиневом или нынешние власти Молдовой», — сказал Боцан.

Директор компании Poliexpert Игорь Волницкий, в свою очередь, отметил, что Чебан провоцирует власть на полемику.

«Это общеизвестный прием, когда более слабый политический игрок пытается повысить свою популярность за счет более сильного политического игрока. В этом случае Чебан пытается навязать власти полемику, которая повысила бы его узнаваемость и способствовала бы тому, чтобы избиратель воспринимал его проект, как единственную политическую альтернативу», — отметил эксперт.

По его мнению, это не скажется на столице «ни хорошо, ни плохо». «У Кишинева есть свой потенциал развития, он зависит, конечно, от поведения и действий мэра, но в незначительной степени», — полагает Волницкий.

Сможет ли Кишинев, как Оргеев

Ion-Man. Как Чебан сделал мэрию Кишинева трамплином в политику

Foto: Andrei Mardari / NewsMaker

При этом эксперты уверены, что Кишинев не сможет повторить судьбу Оргеева и стать городом- PR-проектом. Причина — в различии этих городов и их жителей.

«Оргеев — экспериментальный город с политической точки зрения, и пока эта модель работает. Кишинев — совершенно другой город, он слишком эклектичен в отличие от региональных городов. Кишинев — это столица, здесь расположены все госинституты. Столичные жители более информированы, у них более активная гражданская позиция. Кишинев не сможет повторить модель Оргеева», — уверена Жантуан.

С ней согласен Волницкий, который отметил, что Кишинев — «это махина» по сравнению с другими городами страны.

«Если бы Ион Чебан был мэром Ниспорен, и у него были бы те же финансовые возможности, что и у Шора, в Ниспоренах могло бы получиться что-то вроде Оргеева», — отметил эксперт.

Игорь Боцан тоже уверен, что в Кишиневе невозможно повторить то же, что сделали в Оргееве, но успехи Чебана в городе могут повысить его политические шансы.

«Если честно признаться, центр Кишинева действительно преображается. Думаю, если Чебан продолжит активно работать над городскими проектами, это станет хорошей платформой и для того, чтобы преуспеть в политике», — подытожил эксперт.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: