Парламентское большинство на экстренном заседании 4 октября приняло поправки в Кодекс о выборах сразу в двух чтениях. Теперь представители неконституционной партии «Шор» вряд ли смогут участвовать в местных выборах 5 ноября. Или все-таки смогут? Об этом и о том, как депутаты от PAS обошли решение Конституционного суда— в материале NM.
Что решил КС
За день до экстренного заседания парламента Конституционный суд (КС) разрешил представителям неконституционной партии «Шор» участвовать в выборах. Дело в том, что, после того как КС объявил неконституционной партию «Шор», депутаты от правящей партии «Действие и солидарность» (PAS) внесли поправку в Кодекс о выборах, которая лишала на пять лет права быть избранными членов исполнительных органов неконституционных партий и всех избранных от неконституционных партий лиц.
Представители «Шор» опротестовали эту поправку в КС. Но в заседании, на котором рассматривали этот запрос, участвовали лишь четверо из шести судей КС: одно место в КС остается вакантным, а судья Домника Маноле была на больничном. В итоге мнения судей разделились поровну: два на два. Согласно закону, в таком случае рассмотрение запроса останавливается, и поправка остается в силе.
Однако «шоровцы» вновь обратились в КС с тем же вопросом. Повторно его рассматривали уже пять судей. Сначала они приостановили действие поправки до окончательного решения КС, и это позволило депутату парламенту, вице-председателю неконституционной партии «Шор» Марине Таубер подать документы для регистрации независимым кандидатом на выборах мэра Бельц. А 3 октября КС, рассмотрев запрос, признал поправку PAS неконституционной. За это решение проголосовали судьи КС Сергей Цуркан, Владимир Цуркан и Домника Маноле. А Николае Рошка и Люба Шова выступили с особым мнением.
Как ответила PAS
PAS ответила почти молниеносно. Спикер парламента, лидер PAS Игорь Гросу созвал на 4 октября экстренное заседание парламента. В 07:50 утра 4 октября Гросу дал брифинг для прессы, на котором заявил о недопустимости участия в выборах представителей «бандитских формирований». Примерно в это же время обнародовали решение комиссии по ЧС, которым ограничили право быть избранными представителям неконституционных партий.
В 10:30 4 октября началось заседание парламента, на котором голосами 57 депутатов от PAS приняли поправки в Кодекс о выборах, аналогичные решению комиссии по ЧС. Согласно поправкам, права быть избранными в течение трех лет лишаются лица, которые соответствуют хотя бы одному из следующих пунктов:
— подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, которые стали причиной для признания политической партии неконституционной,
— лица, отстраненные от участия в предыдущих выборах из-за непрозрачного финансирования избирательной кампании в случае, если непрозрачное финансирование стало одной из причин для признания политической партии неконституционной;
— виновные в совершении действий, которые привели к международным санкциям в отношении этих лиц в случае, если международные санкции стали одной из причин для признания политической партии неконституционной;
При этом запрет на участие в выборах не распространяется на лиц, которые хоть и попадают под один из перечисленных пунктов, но могут доказать, что до объявления партии неконституционной они пытались заставить партию отказаться от действий, которые привели к признанию ее неконституционной, или публично отказывались от таких действий.
В течение трех дней Генинспекторат полиции, Наццентр борьбы с коррупцией и Служба информации и безопасности должны представить Центральной избирательной комиссии (ЦИК) все необходимые данные. После этого ЦИК в течение одного дня должен представить список лиц, которые подпадают под действие этих поправок. На основании этого списка окружные избирательные советы второго уровня могут отказать в регистрации кандидата или снять с выборов уже зарегистрированных кандидатов.
Быстро и без оппозиции
Фракция Блока коммунистов и социалистов отказалась участвовать в заседании парламента, мотивировав это тем, что ранее решение о запрете участвовать в выборах представителям неконституционных партий приняла Комиссия по ЧС. Вице-спикер парламента, депутат-социалист Влад Батрынча отметил, что комиссия по ЧС не должна вмешиваться в избирательное законодательство, и призвал парламент отменить режим ЧП.
Правящее большинство приняло поправки в ускоренном режиме: до обеда — в первом чтении, после обеда — во втором. При этом депутаты должны были вернуться после обеда в зал заседаний к 14:00, но задержались более чем на два часа.
Регламент парламента, отметим, позволяет голосовать в двух чтениях в один день. В нем говорится, что после первого чтения депутаты могут в течение 10 дней внести поправки в проект, но в регламенте не сказано, что между чтениями должно пройти 10 дней. К тому же парламентские комиссии успели рекомендовать поправки к принятию во втором чтении.
А так можно было?
Действия PAS вызвали бурную реакцию в обществе. Власть критиковали за механизм принятия поправок (через комиссию по ЧС) и за то, что поправки приняли за два дня до начала предвыборной кампании.
Кодекс о выборах, однако, не предполагает последнего срока перед выборами для внесения поправок в избирательное законодательство. При этом Кодекс Венецианской комиссии (ВК) рекомендует не вносить изменения в избирательное законодательство за год до выборов.
Исполнительный директор ассоциации WatchDog Валерий Паша не видит проблемы в механизме принятия поправок. Он считает, что в принятии поправок есть логика. «Поправки отталкиваются от вчерашнего решения КС. Предыдущая поправка была достаточно размыта и непропорциональна. За то, что Шор и все руководство незаконно финансировали партию, не должен отвечать сельский советник, который в глаза этого Шора не видел. Должны отвечать те, кто принимал решения, которые привели к правонарушению. И, как я понимаю, PAS попыталась новыми поправками исправить прежние недочеты», — сказал Паша.
При этом, добавил он, поправки станут «дополнительным горючим» для российской пропаганды, «которая продвигает нарратив, что в Молдове нет демократии». Паша считает, что принятие этих поправок не существенно скажется на рейтинге PAS, однако это показывает «несерьезное отношение правящей партии к решению подобного рода проблем». «Нельзя затягивать. Корона не упадет, если послушать, что говорит оппозиция. Платформа DA задолго до решения КС [о признании партии неконституционной] говорила о необходимости закона, который растолкует применение решения КС о признании партии неконституционной. Тогда реакция была нулевой, а после решения КС начали принимать законы без должного обсуждения. Если бы все сделали вовремя, мы бы не пришли к такой ситуации», — сказал Паша и добавил, что PAS стоит пересмотреть состав команды, которая занимается вопросами юстиции, и тогда, «может, у них что-то заработает».
С критикой поправок выступил бывший министр юстиций Станислав Павловский. По его словам, они нарушают демократические нормы. Например, недопуск подозреваемых к выборам нарушает презумпцию невиновности. «К тому же тут нарушается не только право быть избранным, но и право избирать. То есть ограничивают не только право на выдвижение кандидатуры, но и право человека голосовать за тех, за кого они хотят», — отметил Павловский.
КС теперь под Шором?
Кроме спешки, с которой PAS приняла поправки, многих удивило и само решение КС. Появились разговоры о том, что судей КС «купили», но эксперты считают такие выводы преждевременными.
«Многие судят по себе. Я думаю, что это глупости. Судьи КС взрослые люди и опытные юристы, и я исключаю такой поворот. Утверждение, что Шор контролирует КС — это глупость. Почему никто никогда не смотрит на доводы КС. Все ищут какие-то теории заговора. Решение КС было аргументированным», — считает Павловский.
С ним согласен Валерий Паша, который назвал заявления о контроле КС Шором перегибом: «Время, конечно, все покажет, но пока рано говорить о таком. Да, есть два члена КС, которые не всегда обоснованно голосуют в поддержку прошоровской оппозиции».
Что дальше?
Неконституционная партия «Шор» может опротестовать в КС принятые PAS поправки. Правда, председатель парламентской юридической комиссии Олеся Стамате считает, что это будет сложно сделать, так как сами поправки исходят из решения КС. При этом, если поправки опротестуют и их действия приостановят, останется в силе решение комиссии по КС.
Несмотря на это, Валерий Паша полагает, что поправки не сильно отразятся на участии «шоровцев» в выборах. «Ну, не будет в Бельцах Марины Таубер. У них есть свои кандидаты, расфасованные по другим партиям. В основном, это кандидаты от партии «Шанс», — заключил эксперт.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!