Война, неизвестность, инфляция. 5 историй о том, как молдавский бизнес пережил 2022 год
5 мин.

Война, неизвестность, инфляция. 5 историй о том, как молдавский бизнес пережил 2022 год

Этот год был непростым: война в Украине, рост цен на энергоресурсы, рекордная за последние 20 лет инфляция. NM пообщался с бизнесменами, чтобы узнать, был ли год для них сложным и как они преодолевали трудности.

 

Александр Черноуцан:

Учредитель и директор компании Rikipal (производство поддонов и деревянных контейнеров)

Война, неизвестность, инфляция. 5 историй о том, как молдавский бизнес пережил 2022 год

Cложно было в начале войны. Потому что основной поставщик сырья — Украина. После того как российская армия ушла из-под Киева (в конце марта — NM), все стало хорошо. Мы — лидеры рынка, а в кризисных ситуациях лидеры рынка обычно остаются на плаву, потому что и подушка большая, и процессы выстроены.

С ноября заявки сократились: поддоны — показатель того, как двигается экономика (поддоны необходимы для поставки товаров: если производство развивается, то производителям нужно много поддонов — NM). А экономика с ноября двигаться перестала. Аграрии также ничего не покупали: экспортеры яблок, слив. Если раньше мы продавали 15 тыс. контейнеров (деревянные контейнеры, каждый из которых вмещает 350 кг яблок — NM), то в этом году мы еле-еле продали 2 тыс.

Но нас спасли заказы, которые переходили сюда в ситуации, когда в Украине пострадал бизнес и производители не могли работать там. Например, это касается стройматериалов.

Вообще, у нас был лучший год за всю историю — объем продаж с НДС составил 89 млн леев, это рекордный показатель.

 

Мирча Бачу:

СЕО группы компаний Almigor (владеет ритейл-сетью Bomba, ТЦ Grand Hall и Baby Hall) 

Mircea Baciu

Игорь Чекан, NewsMaker

Год был действительно тяжелый, потому что после пандемии мы получили другую проблему — ситуацию в Украине. Беда у наших соседей привела к разрушению логистических цепочек, которые затруднили импорт различных групп товаров, плюс закрытие огромного количества заводов в России (там было много производств, бытовая техника — в частности) и начало сотрудничества с заводами в Польше и Германии. Это очень сильно изменило не только логистическую цепочку, но и себестоимость товара.

Вторая проблема — настроение людей: они увидели, что вокруг — трагедия и, конечно, покупательская активность во втором полугодии снизилась практически до нуля.

Третий момент — это огромная инфляция, которая есть не только в нашей стране, но и в Восточной Европе, и в Европе в целом. Это удорожание товара, отсутствие роста зарплат и самая главная проблема: люди не знают, что будет завтра.

Война, неизвестность, инфляция — три проблемы этого года. Но мы все равно научились жить — и с инфляцией, и с вооруженным конфликтом. За счет чего это удалось? Многие компании переходят на ручное управление, где руководители лично принимают правильные взвешенные решения: это, по возможности, уменьшение затрат и — в нашей стратегии — меньше активных продаж (меньше акций, потому что мы не знали, когда будет следующий товар и будет ли вообще). У людей были спокойные покупки, а у нас были спокойные продажи. На низком рынке все думают о марже: продать меньше, но более качественно. Стали более сбалансированно относиться к продажам, стали заниматься обучением.

 

Антон Перкин:

CEO IT-компании Fusion Works

Война, неизвестность, инфляция. 5 историй о том, как молдавский бизнес пережил 2022 год

NewsMaker.md

У этого года были известные вызовы, с которыми нам пришлось справиться. В условиях войны в соседней стране мы, в первую очередь, занялись тремя вещами: убедились в стабильности работы с существующими клиентами, обеспечили необходимый рост зарплат для покрытия инфляции и систематически поддерживали беженцев — материально, информационно и предоставлением офиса для работы.

Так же, как и в любой другой кризисной ситуации, мы вложили средства в развитие существующих и новых направлений бизнеса и диверсифицировались. Вложили в развитие собственных продуктов и запуск новых сервисов.

 

Дорина Бачу:

Глава Sălașul Baciului (производство сыров)

Война, неизвестность, инфляция. 5 историй о том, как молдавский бизнес пережил 2022 год

Цены на все поднялись: на газ, на электричество. А мы для производства сыра используем газ, а для созревания — электричество. Когда в первый раз подняли цены на электричество, мы тоже подняли цены на 10 %, но после следующего подорожания все оставили как есть.

Затраты сокращать мы не можем, потому что качество продукции не позволяет что-то менять в процессах. Мы делаем продукцию из молока, и его ничем нельзя заменить, хотя поставщики молока тоже подняли цены.

В следующем году хотим, чтобы хуже не было. Если ракеты не летают, то уже хорошо, мы и об этом думаем.

 

Ион Лука:

Глава винодельни Casa Vinicola Luca

Война, неизвестность, инфляция. 5 историй о том, как молдавский бизнес пережил 2022 год

Год был, безусловно, сложным. Особенно первая половина — были большие ожидания, но ситуация сильно все изменила. Начались проблемы с логистикой: когда есть клиенты, товар, но доставить его никак нельзя. Плюс проблемы с комплектующими: стекло, колпачок, картон — многое шло из Украины или через нее. Было невозможно подготовить продукт, потому что, например, нет капсул, которые производят в Сумах. К середине года стало получше, начали поставлять самое необходимое.

Мы искали новых клиентов на новых рынках, а также новые каналы поставок. В этом году открыли для себя рынок Великобритании — пять лет над этим работали — и этот новый рынок нам очень сильно помог. Потому что с азиатскими рынками, над которыми мы тоже много работали, все стало очень сложно — ведь все продажи раньше шли через Одесский порт.

Попробовали и максимально работать на внутренний рынок — он все равно развивается, и он ближе. Частичный рост на внутреннем рынке помог снизить убытки. К сожалению, проблема была не только в Азии, но и в Канаде, где наш клиент не смог найти транспорт по разумной цене и не сделал ни одного заказа.

Другая проблема — цены на энергоресурсы. Они заставили пересмотреть наши цены, что не очень понравилось клиентам, но по-другому — никак. В этом году частично помогло то, что ранее мы инвестировали в солнечную электроэнергию: стало ясно, что нужно продолжать и дальше развивать это направление. То, что мы отказались от газа, нам в этом году очень сильно помогло.


Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: