Как любовь к маркам привела ирландца в Молдову
14 мин.

Найл Мерфи многие годы посвятил коллекционированию молдавских марок. В 2005 году появился его сайт MoldovaStamps, который сегодня по праву может считаться крупнейшим каталогом филателистической продукции Молдовы. В интервью для Newsmaker.md Найл рассказал, почему он столько лет посвятил Молдове, почему Poşta Moldovei не замечает его работу, сколько республика может заработать на марках и как молдавские преступники обогащаются на коллекционерах.

Найл Мерфи (NiallPatrickMurphy) родился в Дублине, Ирландия в 1965 году. Постоянно проживает в Бразилии с 2008 года. Сейчас занимается разработкой интернет-приложений.

Найл Мерфи – страстный филателист, который более двадцати лет посвятил своему хобби. Он профессиональный веб-разработчик и много путешествовал по Восточной Европе. В 2005 году он создал проект MoldovaStamps (www.moldovastamps.org), посвященный исключительно филателистической продукции Молдовы. Сайт был сделан для того, чтобы продвигать молдавскую почтовую продукцию и поддерживать коллекционеров, интересующихся молдавской филателией. Сайт некоммерческий и Найл им занимается им исключительно из энтузиазма. За десять лет своего существования веб-проект превратился в серьезный каталог с подробной информацией обо всех когда-либо выходивших за время существования независимой Молдовы марках, конвертах, открытках. Подобных ресурсов нет ни в соседней Украине, ни в других странах СНГ.

Как любовь к маркам привела ирландца в Молдову

Первая встреча и первое потрясение

Меня привлекают необычные вещи, это у меня в характере. Если что-то становится модным или популярным, то сразу вызывает у меня отторжение. Я всегда искал нехоженые дорожки, предпочитал компанию спокойных, умных людей и терпеть не мог надменных и самоуверенных, особенно когда для этого нет оснований. Еще не любил людей, готовых нарушить мое личное пространство. Нет, я не бунтарь и не отщепенец. Но часто не приемлю мнения большинства.

Когда мне было около шести лет, отец подарил детский филателистический альбом и толстый конверт, набитый старыми и современными марками. Сказал, что это собрание двоюродной сестры, которой надоело заниматься коллекционированием. Признаюсь честно, с тех пор в мой мозг словно попал какой-то вирус или микроб. Я был в восторге от коллекции!

Невероятно — казалось, что весь мир и вся его история лежат у меня на столе. Я передать вам не могу того волнения, когда я думал, что эти крохотные кусочки бумаги побывали ранее в таинственных странах, о которых я ровным счетом ничего не слышал. С тех пор волнение и восторг никогда меня не покидали. Мы, коллекционеры, называем это «филателией». Другие вспоминают про «одержимость».

Как любовь к маркам привела ирландца в Молдову

Кругосветные путешествия филателиста

Я начал свое кругосветное филателистическое путешествие. И стал изучать коллекцию: хм, вот американские марки… Довольно скучные и совсем маленькие. А это Канада. Неплохо, я вам скажу! Смотрел на французские марки — да, чуть лучше, но все равно не блестяще. Затем следовали действительно потрясающие образцы. Где же находится эта «Polska», что это за страна «Ceskoslovensko»? И где расположены Венгрия, Румыния и СССР, у которых такие большие и яркие марки?!

Я составил список стран. Напомню, что это было задолго до того, как придумали интернет, в нашей школе не было даже библиотеки. Единственный источник информации — мой учитель, и ему я вручил свой список. Он знал названия лишь нескольких необычных стран и предположил, что все они находятся на востоке. А потом скомкал листочек, сказав: «Забудь об этих уголках земного шара. Там Бога нет». И наша дискуссия закончилась. Католическая Ирландия 1970 годов страдала провинциализмом, и многие жители были, увы, очень и очень ограниченными.

Ну что ж… От старшего брата мне достался атлас мира. Я изучал страницу за страницей, пока не нашел все страны из своего списка. Поверьте, для шестилетнего ребенка это колоссальный труд. Уже потом узнал, что под «СССР» часто подразумевают «Россию» и республики, которые ее окружают. Спустя еще какое-то время понял, что говоря «Россия» люди представляют себе «зло». И это зло олицетворяют «коммунисты». Такое тогда было время.

Как любовь к маркам привела ирландца в Молдову

Загадки Восточной Европы

Итак, мои представления о мире основывались на марках, и мне казалось это прекрасным. Польша, Венгрия и Румыния стали в моих глазах воплощением рая. Я постоянно искал хоть какую-то информацию об этих странах. Потому что хотел стать единственным человеком в Ирландии, который обладает «секретным знанием». Это было так здорово!

И приключение затянулось на долгие годы. Меня очаровали Россия, СССР и его сателлиты. Неизвестные, неизученные… вплоть до 1991 года, когда все, к сожалению, закончилось. Берлинская стена рухнула, и теперь «восток» был открыт для всех. Но я слишком плотно занимался карьерой, и времени на путешествия не хватало: удалось побывать лишь в Праге и Будапеште. Только в 2004 году я решил посетить свою излюбленную и самую загадочную страну — Румынию. По крайней мере, я такой себе ее рисовал. Хотел взглянуть на новые реалии после румынской «Большой революции».

О потрясениях и маркетинге в Румынии

У меня к тому времени собралась огромная коллекция румынских марок, и я хотел увидеть наяву достопримечательности и архитектуру страны. К тому же в Бухаресте проходила большая международная филателистическая выставка «EIFRO 2004».

Я собирал марки не только Румынии, но и Молдовы, включая Приднестровье. Мне хотелось собрать абсолютно все марки этого региона. Покупал их через одного человека, который, как выяснилось, являлся министром информационных технологий. Когда я приехал в Бухарест, его гостеприимство не знало границ. Он предоставил мне роскошную машину и водителя, мы посещали лучшие рестораны. Он показал гигантскую коллекцию марок, стоящую миллионы долларов, и взял меня на церемонию открытия «EIFRO 2004». Там я даже познакомился с премьер-министром.

Все было потрясающе… пока не начались проблемы. Меня представили крупнейшим дилерам как «серьезного иностранного коллекционера румынских марок». Сразу же прозвучал вопрос: «А какое направление вас интересует?» Я ответил, что меня интересуют марки абсолютно всех периодов, а также марки Молдовы и Приднестровья. И на этом кредит доверия был подорван. В Румынии, если ты не являешься специалистом в какой-то одной, конкретной области, ты — всего лишь любитель, «коллекционер на выходные».

Когда я упомянул Молдову, дилеры подумали, что я шучу, а когда произнес «Приднестровье» — и вовсе посчитали клоуном. Откуда этот снобизм?.. Почему в Румынии, в том числе у этих серьезных филателистов, такое отношение к Молдове? Самодовольные, высокомерные старики… Я был настолько расстроен и зол, что решил расстаться со своей румынской коллекцией и сосредоточить интересы исключительно на Молдове и Приднестровье.

Но на этом приключения не закончились. В последний день поездки в Бухарест мой «друг» вежливо предложил купить набор румынских марок. За $50 тыс. Все его гостеприимство оказалось не более чем маркетинговой уловкой. Я сказал, что подумаю, и уехал. Больше ничего о своем «друге» не слышал, и в том же году начал распродавать коллекцию румынских марок.

Как любовь к маркам привела ирландца в Молдову

Бедность, достоинство и жители Молдовы

В 2005 году у меня начались финансовые проблемы, мой бизнес рушился. Пришлось продавать остальные коллекции — марки России, Польши, Венгрии… Удалось выручить неплохие деньги. Но я все равно решил не бросать Молдову и Приднестровье. Правда, обнаружил, что о филателистической Молдове почти ничего не известно. Удалось отыскать лишь каталог марок стран бывшего СССР — «FSU Postage Stamps Catalogue», он мне помог, но информации все равно было мало. Так пришла в голову идея создать отдельный большой проект, посвященный исключительно молдавским маркам: «MoldovaStamps». Никто такого еще не делал, и мне не терпелось за это взяться!

Проект «MoldovaStamps» стал моим детищем. В 2005 году я побывал в Кишиневе и Тирасполе, где встретил очень много интересных людей. Все были очень гостеприимны, а еще все без исключения задавали один вопрос: «Почему ты заинтересовался молдавской филателией?» Как вы уже поняли, объяснить это довольно непросто. Чаще всего говорил о новой неизведанной области и о том, что я хочу ее изучать.

Все рассказывали, что Молдова — беднейшая страна Европы. Может, с точки зрения финансов так оно и есть, но это далеко не очевидно. Я встречал элегантных, хорошо образованных людей, обладающих ярко выраженным чувством собственного достоинства, которого почти не осталось у ирландцев. А с деньгами у жителей Ирландии все в порядке. Не понимаю, почему местные жители совсем себя не ценят?.. Здесь живут очень добрые люди. И почти у каждого — большое сердце. В итоге я влюбился в Молдову.

И обратил внимание на проблемы приднестровского конфликта. Нашел существенные параллели с тем, что произошло в Ирландии, разделенной на север и юг. Мне близки чувства, которые испытывают жители Молдовы, живущие по разным берегам Днестра, и мне хочется объединить людей, пусть даже с помощью филателии. Не знаю, может, я лишь наивный дурак?..

Как любовь к маркам привела ирландца в Молдову

Найл Мерфи

Работа почты и деятельность странных людей

Около девяти лет я пытался подружиться с «Poşta Moldovei», но все попытки оказались тщетными. Впервые я встретился с представителями этого госпредприятия в Кишиневе в 2005 году. Показал свою работу и попросил о помощи: мне порою нужна детальная информация о новых марках. Надо мной посмеялись, сказав, что «Poşta Moldovei» уже разрабатывает собственный сайт с каталогом марок. В 2008-м они действительно открыли довольно малоинформативный сайт Filateliа.md. До 2015 года он находился в стадии разработки — «under construction». А в 2015-м истек срок регистрации доменного имени, и я его выкупил.

Потом предложил «Poşta Moldovei» свой сайт. Бесплатно. Но брокер, который покупает для меня марки в Молдове, сказал, что предложение отклонили. Со словами: «Ни за что!» Затем в «Poşta Moldovei» обнаружили, что прежнее доменное имя выкуплено, и предприятие открыло новый сайт, — Timbre.md. Похоже, «Poşta Moldovei» действительно меня невзлюбила. Почему — мне не понятно.

Еще позже я познакомился с Геннадием Негуляну, который руководит маркетинговым отделом «Poşta Moldovei». Он активно лайкал мои посты в Facebook, и мне показалось, что у него, быть может, более свежий взгляд. Я предложил сотрудничество, и, на удивление, он согласился. Хотел обменяться логотипами на наших сайтах к 9 октября, ко Всемирному дню почты, но никаких действий со стороны «Poşta Moldovei» не последовало. Зато пришло письмо: «Принято решение не вести сотрудничество с MoldovaStamps». Я связался с пресс-секретарем Людмилой Друк, которая пообещала узнать подробности, но ответа до сих пор не получил. Кто управляет этой организацией?.. Мне кажется, это довольно странные люди.

Кстати, «Poşta Moldovei» для продажи своих марок пользуется моим каталогом. Откуда я это узнал? «Poșta Moldovei» опубликовала в Facebook фотографию кишиневского магазина для филателистов. В кадр попал монитор продавца, на котором четко виден сайт «MoldovaStamps». То есть, они используют мой каталог, но продолжают делать вид, что его нет. Смешно.

Как любовь к маркам привела ирландца в Молдову

Найл Мерфи, Андрей Гилан

Как Молдова теряет $50 млн в год

Люди, далекие от филателии, не всегда понимают, какое колоссальное значение играют марки. Я согласен со словами князя Монако Ренье III, что почтовые марки — лучшие послы. Эти маленькие клочки бумаги рассказывают об истории, культуре, географии и даже политических устремлениях своих стран. Марки — важный атрибут государственности и символ могущества для миллионов людей.

Для небольших стран филателия — существенная статья бюджетных доходов, а для некоторых крошечных государств — чуть ли не единственный источник экспорта. Ватикану марки приносят $100 млн в год и покрывают около трети всех расходов. Многие островные государства Карибского региона существуют только за счет туризма и почтовых марок. Для Кубы марки долгие годы были одним из основных источников валюты.

На мировом рынке молдавские марки конкуренции не составляют. Они стоят слишком дорого, их непросто достать коллекционерам, и государство не рекламирует свою продукцию. К тому же тематика многих выпусков откровенно уныла. Я понимаю, что Михай Эминеску — великий человек и икона румынской нации. Но наверное, не стоит посвящать ему каждую вторую марку. Та же история — с историческими зданиями, которых слишком много. И никому за рубежом не интересны марки, посвященные локальным событиям истории… Но это мое субъективное мнение.

Как можно изменить ситуацию? Необходимо создать отдельное профильное агентство, чтобы профессионалы отвечали за дизайн, выпуск продукции, маркетинг и дистрибуцию. А почта должна стать лишь потребителем их услуг. В «Poşta Moldovei» открыто признаются, что у них «нет эксперта-филателиста»… Невероятно! Хотя о чем говорить, если «Poşta Moldovei» и министерство информационных технологий не в состоянии ответить на мои е-мэйлы?

По моим оценкам, при правильном продвижении марки могут приносить Молдове от $10 млн до $50 млн в год. Разумеется, чтобы зарабатывать такие деньги, необходимо ставить филателию на поток, а для этого надо абстрагироваться от идеологически-национального влияния и задуматься над маркетинговой политикой.

Самыми популярными темами остаются шахматы, старинные автомобили, корабли и самолеты, флора и фауна, в особенности — бабочки и цветы. Пользуется успехом военная тематика: вертолеты, подлодки, оружие, униформа… Марки следует ориентировать на запросы аудитории: печатать их крупными, на бумаге высокого качества, но в то же время филателистическая продукция должна отражать ценности и устремления граждан своей страны. Хотя понимаю, что соблюсти баланс непросто.

О приднестровских марках и филателистическом мусоре

Помимо MoldovaStamps я запустил проект PMRstamps, посвященный маркам Приднестровья. Сразу же подчеркну, что я не преследую никаких политических целей. В Приднестровье существует почтовая служба — вполне дееспособная, марки Приднестровья используют по назначению, поэтому филателисты их считают подлинными. И, в отличие от марок Гагаузии, приднестровская филателия достойна внимания.

 

Марки выпускают ограниченными тиражами по 1000–3000 экземпляров, в основном для русскоговорящих стран. За пределами СНГ они не пользуются популярностью, и их не признает Всемирный почтовый союз. А потому злоумышленники печатают много мусора под брендом «Приднестровье» или других непризнанных республик.

На сайте MoldovaStamps есть и марки Гагаузии. Они не фальшивые, скорее, их можно отнести к фантастическим маркам стран, которых не существовало (продаются же марки Новой Атлантиды, Амазонии или Королевства геев и лесбиянок — прим. автора). Это не почтовые марки, коллекционеры называют их «золушками от филателии». Например, печатаются марки от имени «Гагаузии» — для людей, которые плохо разбираются в географии, но рады купить красочную бумажку лишь потому, что там изображен Майкл Джексон. У меня на сайте встречаются марки «Гагаузии» с американскими поп-звездами и даже динозаврами. Никакой ценности они не представляют. Я их включаю в каталог, чтобы предупредить настоящих коллекционеров о подделках.

Преступления печатного станка

Коллекционеры высоко ценят марки, которые планировали выпустить в зубцовом варианте, но случайно, по недосмотру или из-за неисправности перфорирующего аппарата, марки оказались без зубцов. Многие готовы платить большие деньги. И в Молдове этим активно пользовались. Я не раз получал информацию, что в продаже появилось большое количество неперфорированных марок из Молдовы.

Продавались как-то марки по €100 за штуку, на общую сумму €20 тыс. Или на сайте одного хорошо известного американского дилера предлагают полный марочный лист, состоящий из десяти неперфорированных молдавских марок на тему шахмат. За $1400.

Выпустить марки без спецоборудования невозможно. По всей видимости, следы ведут к предприятию «Tipografia Centrala», оно выпускало марки до 2011 года, и откуда марки активно воровали. В марте 2013 года я даже направил запрос в Национальный центр по борьбе с коррупцией. Но получил письмо, в котором говорилось, что «заявления в обращении не подтвердились, и результаты проверки не достаточны для начала уголовного расследования».

Некоторые молдавские марки даже для иностранных коллекционеров стоят приличных денег. Например, невероятно редкие неперфорированные или неправильно перфорированные марки, типа набора «Исчезающие виды змей — Всемирный фонд дикой природы» 1993 года, могут стоить несколько тысяч долларов. Набор «Европа — Современное искусство» с неправильной перфорацией стоит $1200.

«Потому что я люблю Молдову»

На первых порах я прочесывал сайты Delcampe.net и eBay. В 2005 году побывал в Кишиневе, познакомился с серьезными филателистами — Георге Плугару и Владимиром Бабичем, стал получать подробную информацию, отсканированные марки, исторические документы и т. д. Без их поддержки моего проекта бы не существовало. Также помогал Энди ван Тилбург, это нидерландский коллекционер и владелец, пожалуй, самой большой коллекции молдавских марок в мире. Он женат на прекрасной девушке из Молдовы и по-настоящему влюблен в вашу страну. Я благодарен предприятию «Марка Приднестровья» и директору Всеволоду Лаврентьеву, который всегда делился информацией, а также своему другу из Тирасполя Евгению Коваленко.

Сегодня сайт MoldovaStamps посещают около 100 человек в сутки. Немного, но я не преследую коммерческих целей и не собираюсь превращать его в интернет-магазин. Я работаю над сайтом свыше десяти лет. Зачем мне это нужно? Потому что я люблю Молдову.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: