Как «приостановленные» телеканалы освещали войну? Кому достанутся их доходы от рекламы? Разбор NM
11 мин.

Как «приостановленные» телеканалы освещали войну? Кому достанутся их доходы от рекламы? Разбор NM

NM разбирался, как и почему власти приостановили работу шести телеканалов, большинство из которых подконтрольны Илану Шору, и как это отразится на рекламном рынке — сейчас и в перспективе.

Что произошло?

С 19 декабря вступило в силу решение Комиссии по чрезвычайным ситуациям о приостановлении работы TV6, Orhei TV, Primul în Moldova, Accent TV, NTV Moldova и RTR Moldova. Глава комиссии, премьер Наталья Гаврилица в конце прошлой недели заявила, что телеканалы «серьезно и неоднократно нарушали Кодекс аудиовизуальных услуг, тенденциозно и манипулятивно отражая события в нашей стране и войну в Украине».

«Уже почти 300 дней войне в Украине, но пропаганда в Молдове не прекратилась, а даже усилилась. В ситуации, в которой против нашей страны идет не только энергетическая, но и информационная война, наша ответственность и обязанность — защитить граждан и страну», — написала Гаврилица на своей странице в Facebook.

Что за телеканалы и кому они принадлежат?

Большая часть этих телеканалов транслировала программы и телесериалы, произведенные российскими телеканалами. Так, Primul în Moldova транслировал контент «Первого канала», Accent TV — российского телеканала «Пятница», NTV Moldova и TV6 — российского НТВ, а RTR Moldova — Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК).

Четыре из шести телеканалов: TV6, Orhei TV, Primul în Moldova и Accent TV — подконтрольны находящемуся в розыске олигарху и депутату Илану Шору. TV6 и Orhei TV при этом юридически принадлежат Думитру Китороагэ. В беседе с NM он неоднократно отрицал контроль Шора над телеканалом, но отмечал, что Шор помогал каналу с рекламными контрактами. Primul în Moldova и Accent TV юридически принадлежат гражданину России Дмитрию Полунину, а директор телеканала — связанная с Иланом Шором Арина Коршикова.

Телеканал NTV Moldova принадлежит жене депутата-социалиста Корнелиу Фуркулицэ — Людмиле Фуркулицэ.

У RTR-Moldova — несколько владельцев.  50 % принадлежит российской НП «Росмедиаком», которой владеют Всероссийская государственная телерадиокомпания России (ВГТРК), Сбербанк и Внешэкономбанк. Еще 25 % принадлежат бизнесмену Валентине Стецко, а оставшиеся 25 % — компании SB Grup Media (80% принадлежат Галине Сырбу, а 20% — Оксане Боршевич).

Как телеканалы освещали войну в Украине?

В целом, никак. Как писал ранее NM, большинство санкционированных телеканалов  практически не выпускали новости, связанные с войной.

Гендиректор телеканала RTR Moldova Евгений Сергеев в беседе с NM отметил, что за последние полгода телеканал не получал никаких санкций от Совета по телевидению и радио (СТР). «За последние полгода [СТР] не зафиксировал ни одного нарушения в отношении украинского кризиса или разжигания розни», — сказал Сергеев. По его словам, единственное нарушение, связанное с войной, было у телеканала в марте.

Владелец телеканалов Orhei TV и TV6 Думитру Китороагэ сообщил, что у одного из телеканалов был штраф, который появился из-за перевода с русского на румынский язык. «Но там был чисто технический случай: то ли предупреждение, то ли 5 тыс. леев штраф», — сказал он, добавив, что телеканалы не освещали войну, опасаясь санкций СТР.

Однако 19 декабря глава СТР Лилиана Вицу заявила, что решение приняли в связи с несколькими совокупными факторами. «Они относятся и к соблюдению Кодекса аудиовизуальных медиауслуг, и к сфере национальной безопасности. Несколько отчетов о мониторинге — не только Совета, но и медийных НПО — свидетельствуют о неоднократном нарушении этими каналами положений Кодекса об аудиовизуальных медиауслугах. В течение года к ним применяли санкции за отсутствие достоверной информации в отражении национальных событий, за пропаганду войны и агрессии против Украины», — рассказала Вицу.

Она привела и несколько примеров. «Например, до начала войны четыре из шести каналов активно транслировали российские выпуски новостей, которые представляли собой информационную атаку на Украину и информационную подготовку к вторжению. Этим они серьезно нарушали положения законодательства о достоверности информации и основные стандарты журналистики. В первые дни агрессии эти телеканалы отказались от ретрансляции новостных программ из России, но взяли на вооружение тактику манипулирования бездействием, то есть предпочли молчать о войне», — рассказала она.

В ходе пресс-конференции, отвечая на вопросы журналистов о том, как именно каналы пропагандировали войну, Вицу неоднократно ссылалась на совокупность факторов и «манипулирование бездействием».

Вицу также отметила, что Primul în Moldova и Accent TV наказали за смену собственников без согласия СТР, и сейчас идет аналогичная проверка и в отношении TV6 и Orhei TV.

Что собираются делать телеканалы и можно ли будет их смотреть?

Телеканал RTR Moldova уже сообщил, что местный контент телеканала — программу «Вести. Moldova», утреннее и кулинарное шоу можно будет смотреть на другом телеканале — Cinema 1 (телеканал подконтролен сейлз-хаусу Nova TV, продающему рекламу и для RTR Moldova). По словам Евгения Сергеева, этот телеканал с самого начала транслировал контент RTR Moldova.

Думитру Китороагэ (Orhei TV и TV6) в беседе с NM отметил, что его телеканалы продолжат свою работу в интернете, а также сейчас ищут другие молдавские телеканалы, которые смогут транслировать их местный контент.

Обе компании, владеющие телеканалами, опротестовали решение Комиссии по чрезвычайным ситуациям в Апелляционной палате Кишинева, которая должна рассмотреть иски в течение 72 часов. Евгений Сергеев в беседе с NM отметил, что поводом для оспаривания решения Комиссии стало то, что у RTR Moldova не было санкций за последние полгода, а также то, что у Комиссии по ЧС нет полномочий приостанавливать работу телеканалов. По его мнению, законодательно такое решение даже в режиме ЧП должен выносить суд.

Телеканал Primul în Moldova и Accent TV выпустили обращения, в которых призвали «международное сообщество, дипломатический корпус, аккредитованный в Республике Молдова, дать справедливую оценку этим беззакониям (решению комиссии — NM)».

Владелица NTV Moldova Людмила Фуркулицэ не стала комментировать решение властей, сославшись на занятость, и попросила позвонить ей позднее. Позже она не ответила на звонки NM.

Что будет с рекламным рынком?

Евгений Сергеев в беседе с NM выразил уверенность в том, что реальная причина приостановки работы телеканалов — передел рекламного рынка. «У RTR Moldova, как у самого рейтингового телеканала в стране, было множество контрактов, которые мы больше не можем выполнять. Рекламу либо перенесут на другой срок, либо приостановят. Сейчас начинают заключать контракты на следующий год», — говорит Сергеев, предполагая, что лица, принимающие решения, получили деньги от «людей [экс-лидера Демпартии Владимира] Плахотнюка».

Думитру Китороагэ тоже предположил, что за решением приостановить работу телеканалов стоят финансовые интересы, но затруднился ответить, чьи именно. «С экономической стороны — это полный крах для моей компании. Мы подписали рекламу в аванс. Это очень большие убытки. Точную сумму мы сейчас считаем, но это минимум 4-5 млн леев», — сказал Китороагэ.

Глава СТР Лилиана Вицу, комментируя, почему решение приняли именно в конце года, учитывая, что найденные СТР нарушения были допущены в основном в начале года, отметила: «Было много факторов, и в начале года не было санкций. Чтобы проанализировать наши отчеты, потребовалось время, нужно было собрать доказательства».

Коммерческий директор сейлз-хауса Casa Media Октавиан Хангану в беседе с NM отметил, что доля проданных рекламных рейтингов (данные по аудитории старше 18 лет) для телеканалов, ретранслирующих российские каналы или конечным бенефициаром которых является Российская Федерация, составляет в декабре две трети рынка (пять приостановленных, а также Cinema 1, PEH TV, THT Exclusiv и ITV), около 32 % из которых приходится на RTR Moldova.

«То есть две трети рекламных рейтингов. Эта ситуация в контексте войны в Украине, [когда две трети приходится на эти каналы] — не про рекламу и не про рекламные бюджеты. Что будет дальше? Пока неизвестно. То, что часть каналов приостановили вещание, не означает, что зрители будут смотреть то, что осталось в эфире. Так быстро предпочтения аудитории не меняются», — отметил он.

Хангану подчеркнул, что перераспределение рекламы происходит постепенно, и решение за рекламодателями, большинство которых работают по григорианскому календарю, то есть сейчас на каникулах.

«Сначала аудитория стабилизирует свои предпочтения среди существующих телеканалов, а далее рекламодатели в процессе работы с агентствами принимут решение о распределении активности в зависимости от этих предпочтений. Это не так работает: приостановили каналы, аудитория сразу разбегается по другим каналам, и ты размещаешь рекламу в другом месте», — пояснил он, добавив, что пока неизвестно, как именно перераспределится аудитория.

Комментируя обвинения RTR Moldova в выгоде, которую получили телеканалы Владимира Плахотнюка при лоббировании запрета телеканалов, Хангану назвал их «абсурдными», так как Casa Media, по его словам, продает рекламу в том числе для RTR-Moldova. Он отметил, что совокупная доля проданных рекламных рейтингов (данные по аудитории старше 18 лет) на принадлежащих Владимиру Плахотнюку Prime и Publika в декабре составила 9 %, и на этих телеканалах —  солдаут (нет свободного инвентаря).

«К сожалению, видимо, на эмоциях, Евгений Сергеев пытается сместить акцент с истинной причины приостановки действия лицензий 6 каналов, включая RTR Moldova. Если говорить о Prime и Publika TV, основатель которых — Владимир Плахотнюк, то пусть посмотрят, сколько санкций получили в пятницу эти и другие телеканалы за недостаточное количество локального контента и его доли на румынском языке. Тут есть подмена понятий. Если этим телеканалам приостановили лицензию, это не значит, что через месяц или год лицензию не могут приостановить другим каналам (Плахотнюк находится под санкциями, но власти не приостановили работу его телеканалов — NM). Сетовать на отсутствие солидарности некоторых журналистов, которые радуются „закрытию“ одних телеканалов, а параллельно самим настаивать на закрытии других — это как минимум лицемерие. Заявлять по линии МИД РФ „Москва квалифицирует это как циничное ущемление прав национальных меньшинств“, а параллельно переносить все передачи на другой подконтрольный телеканал (с RTR Moldova на CINEMA 1 — NM) — это отсутствие банальной логики», — сказал он.

По мнению Хангану, в будущем от заявленных перемен на рынке смогут получить выгоду «Jurnal TV, TV8, Moldova 1, Moldova 2, ProTV и другие телеканалы, которые будут производить локальный контент».

СЕO рекламного агентства Publicis Moldova Дорел Самоилэ отметил, что коммерческая доля приостановленных каналов составляла около 40-50 % рынка, при общем объеме рынка €10 млн. «Из них RTR Moldova был лидирующим каналом. Если взять 20 крупнейших рекламодателей, то на сейлз-хаус Nova TV приходилось 40 % рекламы, из которых 70 % — на RTR Moldova», — пояснил он.

По его мнению, часть аудитории перейдет на оставшиеся телеканалы, но общий объем рынка в ближайшее время все равно снизится. «Учитывая, что большинство смотрели на этих телеканалах развлекательный контент и сериалы, не думаю, что они переключатся на оставшиеся. В Молдове у 80 % населения есть доступ к кабельному телевидению, где можно смотреть около 200 телеканалов. Скорее всего, люди будут искать те же фильмы, передачи и сериалы, на других [зарубежных] каналах, где мы не сможем продавать рекламу», — отметил Самоилэ.

Он прогнозирует, что с учетом того, что часть рекламодателей перераспределит свою рекламу на оставшиеся телеканалы, рынок сократится на 30 %, а на оставшихся телеканалах вырастут цены.

Законно ли решение?

Исполнительный директор Ассоциации независимой прессы Петру Маковей в беседе с NM поддержал решение властей. «Это не самое удачное решение проблемы. Но в условиях войны, когда Молдова является мишенью гибридной войны России, мне кажется, это решение оправдано. Законность решения не вызывает вопросов. Закон о ЧП позволяет принимать такие меры. Самый большой вопрос — аргументация, но я вполне согласен, что свобода выражения мнений не является свободой пропаганды или оправдания войны», — отметил Маковей.

По словам бывшего судьи ЕСПЧ Станислава Павловского, когда Европейский суд рассматривает дела, связанные с вмешательством в свободу слова, он делает это сквозь призму определенного теста. Этот тест состоит из трех положений:

  • Вмешательство должно быть основано на законе;
  • Должно преследовать законную цель;
  • Должно быть пропорциональным.

На вопрос, может ли считаться законным и пропорциональным решение приостановить лицензии каналов, принятое Чрезвычайной комиссией, Павловский ответил отрицательно. «И законность, и пропорциональность нарушены. Если у человека головная боль, это не значит, что надо рубить голову. Если каналы что-то нарушают, можно применять соответствующие санкции, наш Совет по телевидению и радио уполномочен на это законом», — отметил Павловский.

Он также напомнил, что Уголовный кодекс Молдовы предусматривает ответственность за умышленное препятствование работе СМИ. «Такого рода вещи неприемлемы, они наносят удар в сердце демократии. Потому что свобода слова — это основа демократии. Мой подход очень простой. В этой ситуации необходимо соблюдать положения Европейской конвенции по правам человека и практика ЕСПЧ. Это основная идея. И власти, принимая подобные решения, должны согласовывать свои действия с практикой ЕСПЧ. Иначе их обвинят в антидемократизме и тоталитаризме», — подчеркнул Павловский.

Уточнение. В изначальной версии материала было указано, что шесть телеканалов продолжат свою работу на территории Гагаузии. Это было сказано в заявлении в совместном заявлении президиума Народного Собрания и Исполнительного комитета Гагаузии. Однако позже это положение исчезло из текста заявления. Редакция NM приносит извинения своим читателям за допущенную неточность.

 


Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: