В Молдове продолжаются вялотекущие консультации о конфигурации возможных коалиций. Каждая из политических сил периодически объявляет категоричные условия возможных союзов. Периодически на эту тему высказываются — открыто или неофициально — и внешние партнеры. NM решил обозначить «красные линии», провозглашенные каждой из заинтересованных сторон. И проанализировал, какие варианты выхода из ситуации могут оказаться приемлемыми для всех или подавляющего большинства игроков.
Красные линии ACUM
- Никаких переговоров с Демпартией и партией «Шор»
- Ситуативное антиолигархическое голосование с ПСРМ (без формирования долгосрочной коалиции)
- Никакого «дележа» должностей в правительстве
- Отмена смешанной системы и проведение досрочных выборов по пропорциональной системе
Красные линии ПСРМ
- Официальная коалиция (в случае ACUM)
- Должность спикера парламента для Зинаиды Гречаной
- Четыре портфеля в коалиционном правительстве (МИДЕИ, Минобороны, МВД, реинтеграция)
Красные линии Додона
- Никакой коалиции, созданной с участием партии «Шор»
- Никакой коалиции, созданной с участием перебежчиков
Красные линии ДПМ
- Коалиция не должна быть антиевропейской
Красные линии Москвы (неофициально)
- Никакой коалиции социалистов с Плахотюком
Красные линии ЕС
- Никакой коалиции с «партией Kroll»
Варианты исхода
1. Коалиция ДПМ-ACUM
Невозможна. Переговоры с ДПМ и Плахотнюком — «красная линия» для ACUM.
2. Союз/коалиция ПСРМ-ACUM
Крайне маловероятно. «Красные линии», выставленные двумя силами, практически не оставляют пространства для компромисса. При этом очевидно, что даже при готовности правой оппозиции отступить от некоторых начальных позиций и жесткой риторики, социалисты не собираются делать встречные шаги, а их (и в первую очередь президента Додона) чувствительная и зачастую оскорбительная риторика в отношении лидеров ACUM торпедирует любые варианты найти компромисс.
3. Коалиция ДПМ-«Шор» с привлечением депутатов-перебежчиков
Маловероятна. Такой вариант, во-первых, противоречит «красным линиям» западных партнеров, которые выступают против участия фигурантов отчета Kroll в новой власти. Во-вторых, президент Додон заявил, что не назначит кандидата в премьеры, предложенного такой коалицией. Даже с учетом возможности «обойти» позицию Додона, у такого варианта слишком высокая «цена» для демократов, которая ведет к усугублению политического кризиса.
4. Коалиция ДПМ-ПСРМ
Весьма вероятна. «Красные линии», выставленные демократами и социалистами, — случайно или нет — не только не противоречат, но и дополняют друг друга. Единственным формальным препятствием остается неофициальная позиция Москвы, выступающей против коалиции с Плахотнюком. Но даже если Додон и ПСРМ не решатся открыто пойти наперекор Москве, ее можно попробовать обойти. Например, не создавая открыто коалицию с ДПМ, но совместным голосованием социалистов и демократов поэтапно формируя руководящие органы парламента, а затем и назначая «технократическое» правительство. Инициатива в обоих случаях может исходить от президента Додона и представляться как голосование демократов за предложения социалистов. При этом система контроля над ключевыми госинститутами и политической системой, рычаги которой находятся у Плахотнюка, останется нетронутой.
5. Досрочные выборы
Весьма вероятны. Формально досрочные выборы — единственный вариант, не нарушающий ничьих «красных линий». В то же время все политические силы говорят о том, что это плохой сценарий, и для каждой он несет свои риски. Кроме того, если досрочные выборы пройдут по той же избирательной системе и при сохранении у Плахотнюка всех рычагов над государственными институтами, то их результаты с большой вероятностью не будут сильно отличаться от нынешних. Другими словами, через несколько месяцев, потратив деньги на очередную выборную кампанию, Молдова окажется в той же ситуации, что сейчас, только в условиях более глубокого политического, а вдобавок и финансового, кризиса.