Кишинев на репите. Чего ждать от второго тура выборов мэра
7 мин.

Кишинев на репите. Чего ждать от второго тура выборов мэра

Во втором туре выборов мэра Кишинева встретятся социалист Ион Чебан и кандидат от ACUM Андрей Нэстасе. Впервые в финал вышли два кандидата от противоположных политических сил, но объединенных одной правящей коалицией. NM вместе с экспертами разбирался, у кого из кандидатов больше шансов мобилизовать сторонников во втором туре, пойдет ли в ход геополитика, и насколько политическая ситуация в Кишиневе отражает тенденции в стране.

Разные и похожие

Кандидат от Партии социалистов (ПСРМ) Ион Чебан и кандидат от блока ACUM Андрей Нэстасе, как и год назад, встретятся во втором туре выборов мэра Кишинева.

Нынешние выборы — во многом калька с прошлогодних. Оба кандидата практически повторили свои результаты: в 2018 году в первом туре Чебан набрал чуть больше 40% голосов избирателей, а Нэстасе — чуть больше 32%. В этом раз Чебан набрал 40,19%, Нэстасе — 31,08%.

Явка в первом туре прошлогодних выборов составила чуть более 35%. Почти такой же показатель был и на этих выборах — 36,05%.

Как и в прошлом году, два фаворита гонки ни разу не встречались на дебатах в первом туре выборов. В этом году им почти удалось избежать взаимных обвинений и открытой конфронтации. При этом Нэстасе на встречах с избирателями часто приходилось объяснять, почему он согласился на коалицию с ПСРМ.

Читайте также: «Если я выйду из гонки, кто сможет победить Чебана?» Один день с кандидатом в мэры Андреем Нэстасе

Год назад Нэстасе обвинял Чебана и Партию социалистов в сотрудничестве с демократами. А на первых дебатах с Чебаном, которые состоялись перед вторым туром, Нэстасе назвал Чебана кандидатом тогдашнего фактического руководителя страны Владимира Плахотнюка.

Теперь оба — Нэстасе и Чабан — партнеры по правящей коалиции. И это важное отличие нынешней кампании.

Это первые выборы «постплахотнюковской эпохи», говорит политический эксперт Стелла Жантуан. «То зло, против которого тогда нужно было бороться, выпадает из электорального пейзажа», — поясняет она.

С геополитикой и без

По словам Жантуан, нынешние выборы, хоть и прошли с небольшими нарушениями, все же были организованы прозрачно, демократично, без использования админресурса и давления силовых структур.

Эксперт отметила также, что, в отличие от выборов 2018 года, в этом году основные электоральные конкуренты в Кишиневе не использовали геополитический дискурс и сосредоточились на презентации проектов и инициатив для развития города.

Но не факт, что это сохранится перед вторым туром. «Наш электорат приучен голосовать геополитически. И я думаю, что Нэстасе использует этот инструмент, чтобы привлечь голоса унионистов», — пояснила Жантуан.

Говоря о том, не повредят ли правящей коалиции возможные атаки Нэстасе на Чебана, социалистов и Додона, Жантуан напомнила, что такое случалось и в первом туре, но все прошло без последствий: «Я думаю, что социалисты с пониманием относятся к тому, что Нэстасе использует это в электоральных целях, потому что без этого сложно объединить правый электорат».

Политолог Дионис Ченуша считает, что во втором туре выборов мэра Кишинева будет больше геополитики. При этом он отметил, что это больше касается Нэстасе, а Чебану  стоит отказаться от «геополитизации», если он ставит перед собой цель выиграть эти выборы.

Читайте также: «Ни Трамп, ни Путин не виноваты в проблемах Кишинева». Один день с кандидатом в мэры Ионом Чебаном

Факторы и ресурсы

В 2018 году Нэстасе удалось мобилизовать электорат ко второму туру выборов. Явка составила 39,1% — почти на 4% больше, чем в первом туре. Этого оказалось достаточно для победы правого кандидата. Важным фактором мобилизации стал Плахотнюк, с режимом которого тогда активно боролся Нэстасе. Ему удалось убедить многих избирателей, что Чебан — кандидат Плахотнюка, и 52,57% избирателей отдали ему победу.

Теперь фактора Плахотнюка нет. Экс-лидер Демпартии покинул страну, а некогда контролировавшая всю политическую систему Демпартия растеряла остатки влияния. Так что Нэстасе придется искать новый способ мобилизовать электорат.

«Традиционно может повториться ситуация, когда кандидат правых партий проигрывает в первом туре, а во втором туре весь раздробленный правый электорат консолидируется и голосует за кандидата от правых сил», — считает политический эксперт Стелла Жантуан.

Вместе с тем, по ее словам, в этом году справиться с этой задачей будет сложнее. Дело в том, что занявший четвертое место кандидат от Партии национального единства Октавиан Цыку (4,76%) выдвинул практически невыполнимые условия, при которых он готов призвать свой электорат голосовать за Нэстасе.

«Я и мои сторонники готовы поддержать [Нэстасе], если он не будет сотрудничать с ПСРМ и создаст проевропейский и прорумынский альянс, — заявил Цыку. — Я участвовал в кампании, чтобы спасти Кишинев от социалистов и Чебана, и приложу все силы, чтобы они не получили власть над столицей».

Стелла Жантуан обратила внимание на третье место либерала Дорина Киртоакэ (10,15%). Как ни парадоксально, говорит Жантуан, эти выборы показали, что Киртоакэ остается условной точкой притяжения унионистского электората.

«Это всех удивило, но его личный рейтинг сейчас 10%, а его партии [ЛП] — 6%. При том, что рейтинг Цыку менее 5%, а у его партии [национального единства] — 2,8%», — отметила Жантуан.

Она отметила, что Киртоакэ уже фактически поддержал Нэстасе, призвав голосовать против Чебана. Киртоакэ сделал это заявление на пресс-конференции 21 октября. На ней он критиковал и Чебана, и Нэстасе, и правящую коалицию, но ясно дал понять, кого считает настоящим противником.

«Мы сказали ясно: во втором туре — против Чебана. Не за Нэстасе, а против Чебана, против социалистов, против Додона», — заявил Киртоакэ.

Как и Цыку, он призвал сформировать в муниципальном совете Кишинева правое большинство. «У социалистов в мунсовете только 22 места, они не могут сформировать большинство. Это значит, что у нас есть все предпосылки создать проевропейское большинство. Если у представителей блока ACUM хватит смелости», — сказал Киртоакэ.

Речь, впрочем, идет не только о смелости, но и о нарушении политического соглашения между ПСРМ и блоком ACUM. Незадолго до выборов они договорились и на местах создавать правящие коалиции.

Политолог Дионис Ченуша тем не менее считает, то у кандидата от ACUM больше возможностей мобилизовать электорат. В первую очередь за счет тех, кто голосовали за Киртоакэ и Цыку. Но для этого Андрею Нэстасе придется вступить с ними в диалог. «Просто так никто Нэстасе не поможет», — уверен Ченуша.

Кишинев — (не) Молдова

Можно ли считать Кишинев «лакмусовой бумажкой» политических тенденций на общереспубликанском уровне? Ранее такое случалось не раз.

Стелла Жантуан считает, что сейчас Кишинев уже трудно считать «отражением» ситуации в стране. «В Кишиневе „Наша партия“, например, вообще не попала в мунсовет. А на севере они с первого тура взяли пять городов, включая Бельцы вместе с большинством в мунсовете», — отметила эксперт.

Другой пример, по ее словам, — результаты Демпартии на местных выборах. «Для демократов это премьера: они получили аж два места в мунсовете Кишинева. До этого у них было одно место. При этом по стране они с первого тура взяли 190 мэрий. Так что мы опять видим, что Кишинев не отражает общую картину в стране», — подчеркнула она.

Дионис Ченуша считает, что «диверсификация лиц» в столичном муниципальном совете соответствует тому, что происходит в стране. В то же время, по его словам, основные партии — ПСРМ, ДПМ и ACUM — показали хороший результат на национальном уровне. Правда, в случае с ACUM, отметил Ченуша, этот результат мог бы быть и лучше, учитывая админресурс, который теперь есть у блока.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: