«Когда женщину бьют, ее права не нарушают». Что не так с заявлениями адвоката Гончаренко о семейном насилии
9 мин.

«Когда женщину бьют, ее права не нарушают». Что не так с заявлениями адвоката Гончаренко о семейном насилии

Совет по этике Союза адвокатов Молдовы рассмотрит жалобу на адвоката Людмилу Гончаренко, которая заявила в выпуске одного из подкастов на Youtube: «Когда женщину бьют, ее права не нарушают», «женщина может уйти [от агрессора] в любой момент», «мужчина-алкоголик, избивающий женщину, — это миф».

NM поговорил с экспертами о том, почему эти утверждения в жизни не работают, и почему такие высказывания только еще больше укореняют в обществе сомнительные стереотипы и ухудшают положение жертв насилия.

«Это просто мифы времен СССР»

23 марта на Youtube вышел новый выпуск видеоподкаста Nota Doi. Anti Podcast, который назывался Femeia fatală (роковая женщина). Гостем автора подкаста, бизнесмена и медиаменеджера Вадима Кушнира стала адвокат Людмила Гончаренко.

Сейчас этот выпуск подкаста доступен только по ссылке на Youtube, но корреспонденту NM удалось ознакомиться с ним полностью.

Вадим Кушнир и Людмила Гончаренко говорили на разные темы: об отношениях между мужчиной и женщиной, работе семейного адвоката, о том, что час консультации адвоката Гончаренко стоит €250, о случаях изнасилования мужчин женщинами и о другом. В какой-то момент разговор коснулся дискриминации мужчин. Обсуждая этот вопрос, адвокат заявила, что «права женщины не нарушают, когда ее бьют».

«Я за равновесие между правами женщин и мужчин. Если тебя интересует, и ты хочешь развенчать этот феминистский миф, я, например, тоже с ними не согласна. И я не понимаю, почему они должны считать себя феминистками, ведь никто не нарушал их права. У нас в обществе остались мифы со времен СССР, такие, например, как мужчина-алкоголик бьет женщину, но этого больше нет. Это просто мифы. К тому же давайте посмотрим правде в глаза: права женщины не нарушают, когда ее бьют. Почему она остается [с агрессором]? Ее ведь никто не держит», — сказала адвокат автору подкаста.

Справка: сайт адвоката Людмилы Гончаренко называется avocatbun, а слоган сайта гласит: «Хороший адвокат, но, в первую очередь, хороший человек». Гончаренко работает адвокатом с 2016 года, специализируется на гражданских и уголовных процессах, семейном и коммерческом праве.

Трижды «неправда»

В продолжении разговора с Кушниром Людмила Гончаренко призналась, что ее раздражают НПО, которые рассказывают за рубежом, что «в Молдове есть мужчины-алкоголики, поднимающие руку на женщин».

«Это неправда. В Молдове очень умные мужчины, которыми женщины могут гордиться. А мы выезжаем из страны и говорим, что у нас есть такие мужчины. Это неправда, даже в селах [этого нет]», — сказала адвокат Гончаренко. По ее словам, в молдавских селах у мужчин другое отношение к женщинам.

«Сейчас в наших селах можно увидеть семейные бизнесы, в которых заняты оба супруга, можно увидеть воспитанных детей, работающие школы, мужчин-преподавателей. У мужчин другое отношение [к женщинам]. Поговорите с директорами школ, мэрами, агрономами, сейчас в селах мода на лидеров, которые берут землю в аренду. Я приезжаю в родное село и говорю с лидером, которому мама дала землю в аренду, мне приятно с ним говорить, это — интеллигентный, образованный человек. Ничьи права не ущемляются», — убеждала адвокат.

«Женская и мужская логика»

Когда в подкасте зашел разговор о том, могут ли женщины спровоцировать мужчин на агрессивные поступки, Людмила Гончаренко привела в пример случай из своей практики.

«Муж занимал должность главы управления образования, жена только-только родила. Она застала его в постели с любовницей. Пошла к нему на работу, стала говорить: “Ты такой-сякой”, это было в холле учреждения. Он ее ударил. Как ты можешь это расценить: это провокация с ее стороны или нет?», — задала адвокат вопрос ведущему подкаста.

И объяснила, как, по ее мнению, эту ситуацию могут увидеть женщины и мужчины с учетом «женской и мужской логики». «Женщина подумает так: “Она сидит дома с маленьким ребенком, а он — козел — ходит налево. И он заслужил публичного унижения, надо было вообще с плакатом к нему прийти”. Мужчины подумают, что его, в первую очередь, публично унизили: “Если хочешь что-то обсудить со мной, то — дома”. Вот вам мужская и женская логика», — сказала адвокат, отметив, что с юридической точки зрения — он поднял на нее руку, с моральной точки зрения — она не должна была так поступать».

Жалоба и «запрет на публикацию»

Эти высказывания адвоката Людмилы Гончаренко вызвали резонанс в обществе. Так, глава Союза адвокатов Дорин Попеску сообщил 4 апреля, что после выхода в свет этого подкаста получил жалобу на адвоката Гончаренко, которую передал в комиссию по этике. При этом Попеску подчеркнул, что Союз адвокатов осуждает язык вражды и любой вид насилия.

Жалобу на адвоката подали группа защитниц прав женщин и Национальная коалиция Viață fără Violență. Они направили жалобу не только в Союз адвокатов Молдовы, но и в Совет по равенству и Народному адвокату Молдовы.

Получить комментарий автора подкаста Вадима Кушнира не удалось: он сказал NM, что воздерживается от комментариев. Отказалась от комментариев и Людмила Гончаренко. Но сообщила NM, что выступит вскоре с заявлением на этот счет. Гончаренко также заявила, что «запрещает публиковать информацию о ней».

«Насилие не может быть оправдано»

Тем временем одна из авторов жалобы активистка, директор ассоциации Femei pentru Femei и член административного совета Национальной коалиции Viață fără Violență Алина Чеботарь рассказала в беседе с NM, почему такие высказывания, которые позволила себе адвокат Гончаренко, нельзя оставлять без внимания. Она отметила, что СМИ и новые медиа-продукты (видео и аудио-подкасты) могут влиять на закрепление стереотипов в обществе, особенно тех стереотипов, которые связаны с насилием в отношении женщин.

«Мы живем в обществе, которое уже является глубоко женоненавистническим и патриархальным, и СМИ (телевидение, радио или онлайн) могут оказывать большое влияние на то, как мы видим мир, думаем и живем, в том числе, укрепляя уже распространенные в обществе стереотипы. Насилие никогда не может быть оправдано и нормализовано, это преступление, которое ведет к разрушению и гибели людей», — подчеркнула активистка.

Она привела данные двух социсследований: так, согласно исследованию 2019 года, в Молдове 73% женщин в возрасте от 18 до 74 лет подвергались хотя бы одной форме насилия со стороны интимного партнера. Согласно другому опросу, около 41 % мужчин и 19 % женщин в Молдове считают, что иногда женщина заслуживает того, чтобы ее били, а 27,7 % мужчин и 17,5 % женщин считают, что женщина должна терпеть насилие, чтобы сохранить семью.

Легко ли уйти?

По словам Алины Чеботарь, мнение о том, что «женщина может уйти от насильника в любой момент», не отражает реальности.

«Легко сказать, что женщина может уйти в любой момент, не зная при этом контекста, специфики насилия и проблем, с которыми сталкиваются пережившие насилие. При этом агрессоры в любом уголке мира демонстрируют одинаковое поведение по отношению к жертве: они хотят иметь над женщиной абсолютный контроль и стараются изолировать ее от семьи, друзей и общества. Женщине могут запрещать видеться с друзьями, вести активную социальную и экономическую жизнь и др», — отметила эксперт.

По ее словам, в результате многие женщины, пережившие насилие, находятся в финансовой зависимости от своих обидчиков. Тем более что в патриархальных обществах широко распространен стереотип о том, что мужчина должен быть тем, кто приносит деньги в дом, а женщина должна оставаться с детьми и заниматься домом. Так женщина становится зависимой от агрессора.

«А теперь представим, как женщина, не имеющая работы, денег, потерявшая связь с близкими людьми и имеющая на руках несколько детей может “легко” уйти от обидчика? Но даже если женщина финансово независима, разрыв с агрессором может быть не быстрым. На женщину также оказывается давление со стороны семьи или сообщества с тем, чтобы она сохранила семью», — пояснила Алина Чеботарь.

В то же время она отметила, что многим женщинам все-таки удается уйти от агрессора, и важно рассказывать женщинам, что это возможно, что возможна жизнь без насилия.

«Не менее важно, чтобы мы, как общество, понимали, что женщины нуждаются в поддержке, ресурсах и защите со стороны государства, чтобы положить конец отношениям, где есть насилие. В любом контексте интересы лиц, переживших насилие, должны быть отправной точкой. Государство обязано обеспечить право женщин на жизнь без насилия, организуя защиту пострадавших и направляя усилия на предотвращение этого явления», — отметила эксперт. Она добавила, что в Молдове ежегодно из-за насильственных действий партнеров, бывших партнеров или членов семьи погибают около сорока женщин, и это — только частичная статистика.

«Быть жестоким — это сознательный выбор»

В свою очередь, адвокат Виолета Андриуца отметила в беседе с NM, что в Молдове специалисты, которые должны вмешаться в ситуацию, связанную с насилием, порой сами отягощены предубеждениями в отношении жертв насилия.

«У меня было дело, в котором судья отказал в выдаче охранного ордера на том основании, что женщина якобы спровоцировала мужа на удар по голове. Она вынуждена была обратиться в травмпункт с легкими травмами. А все из-за того, что она встретилась с отцом детей и сказала ему, что он не помогает ей содержать детей, и ей приходится самой кормить и одевать их. Суд отказал в применении мер защиты, мотивируя это тем, что слова женщины якобы запугали бывшего мужа, и он ударил ее, защищаясь», — рассказала адвокат.

По ее словам, этот пример показывает, как стереотипы специалистов препятствуют доступу жертв к правосудию. В итоге, женщина была вынуждена обратиться в ЕСПЧ, и недавно европейский суд сообщил властям Молдовы, что принял эту жалобу к рассмотрению.

«Насилие нельзя спровоцировать и каким-либо образом оправдать. Либо ты агрессор, либо — нет. Быть жестоким — это сознательный выбор. Но всегда легче обвинить другого, чем признать, что проблема в тебе и твоем агрессивном поведении. Предубеждение заставляет нас оправдывать насилие и обвинять жертв. Многих женщин, живущих в таких жестоких отношениях, критикуют за то, что они не порывают с ними», — отметила Виолета Андриуца.

И привела данные исследований о порочном круге насилия: порой, чтобы окончательно уйти от насильника, женщина проходит через это шесть раз: уходит и снова возвращается.

«У каждого есть свои причины оставаться в этих отношениях, и без поддержки родных, друзей, даже властей очень сложно разорвать этот порочный круг. Исследования показывают, что жертва домашнего насилия уходит и возвращается к обидчику в среднем шесть раз. Если их критиковать за это, у них не будет доверия ни к друзьям, ни к властям, не будет и веры в самих себя», — сказала эксперт.

***
Женщины, столкнувшиеся с насилием, могут позвонить по номеру 112 (полиция) или на горячую линию 0 8008 8008 (конфиденциально, бесплатно, круглосуточно).


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: