«Кого они хотят обмануть?». Додон подвел итоги года своего президентства
5 мин.

«Кого они хотят обмануть?». Додон подвел итоги года своего президентства


Президент Игорь Додон 12 декабря провел пресс-конференцию, посвященную итогам года своего президентства. Он также ответил на вопросы журналистов. NM собрал высказывания Додона по самым резонансным темам: о запрете российских новостей, открытии офиса НАТО, уголовном преследовании лидера Демпартии Владимира Плахотнюка, референдумах, федерализации и евроинтеграции.

Об уголовном преследовании Плахотнюка в России

Я не комментировал, когда на Западе появлялась информация о разных судах. Не намерен комментировать и информацию с Востока. Сейчас у меня есть только та информация, которая была в СМИ. Если будет возможность пообщаться по этому поводу с российскими коллегами, пообщаюсь. Если узнаю больше, расскажу.

О деле Андрея Брагуцы

Мы запросили информацию об этом у всех ответственных органов. Я согласен, что дело Брагуцы — это приговор нашей судебной системе и не только. Я, как и вы, и любой гражданин, в связи с этим задаю вопрос, куда ушли эти десятки миллионов долларов США, которые восемь лет западные партнеры давали на реформу юстиции. Это один из вопросов, который мы хотели рассмотреть на заседании Высшего совета безопасности (ВСБ), но они этот вопрос бойкотируют (видимо, чиновники, входящие в ВСБ).

Об офисе связи НАТО

Я еще в Брюсселе им говорил, чтобы не спешили с открытием офиса НАТО в Кишиневе. Потому что большинство населения категорически против. Есть риск, что со сменой правящего большинства и правительства офис может быть закрыт. И мы этого не исключаем. После парламентских выборов может быть сформировано другое парламентское большинство, которое поставит на голосование отмену соглашения с НАТО [об открытии офиса в Кишиневе].

О запрете российских новостей

Этот законопроект был принят с нарушениями и на фоне негативного отношения к нему международных партнеров. Законопроект передали президенту на промульгирование сразу после голосования в парламенте. По процедуре у президента есть 14 дней на промульгирование. 21 декабря я верну этот документ в парламент, с аргументами, конечно. Дальше парламент должен решить, прислушиваться ли к рекомендациям президента. И потом уже посмотрим, какие будут шаги.

Не поможет запрет гражданам в праве на доступ к разной информации. Молдова в лидерах по распространенности интернета. Не забывайте также, что запретный плод всегда слаще. Люди все равно будут смотреть эти новости.

О возможном назначении Юрие Лянкэ главой МИДЕИ

Чтобы кого-то назначить, нужно кого-то уволить. С удовольствием подпишу отставку любого члена этого правительства. Подпишу в тот же день, когда премьер-министр обратится. Теперь о назначениях. Я считаю, что на высоких должностях должны быть профессионалы, технократы. Если бы на пост министра обороны предложили профессионала, неважно, от какой партии, понятно, что президент должен был его поддержать. Но они предложили другого кандидата […] Если в этом случае [c МИДЕИ] предложат профессионала — хорошо. Что касается кандидатуры бывшего премьер-министра [Юрия Лянкэ], который был прямо вовлечен в кражу миллиарда, я ни в какой форме не подпишу его назначение. Он должен сидеть рядом с бывшим коллегой по партии, а не руководить министерством.

О референдуме об отмене смешанной системы

Я считаю, что референдумы — самая лучшая форма демократии. Я поддерживаю все референдумы, по любой теме. В Швейцарии проводят десятки, сотни референдумов. И по этому поводу [о смешанной системе] пусть выскажутся граждане. Но есть одно но. Согласно процедуре, законодательный референдум нельзя проводит в год парламентских выборов. Что это значит? Если мы его инициируем, то дадим Демпартии юридическую возможность перенести выборы на 2019 год […] То есть мы дадим Плахотнюку, Демпартии побыть еще год у власти. Зачем?

О вертолете, попавшем в плен в Афганистане в 2015 году

Я знаю, что на уровне Службы информации и безопасности, на уровне правительства некоторые движения были. Мы тоже запустили некоторые процессы. Детали не могу сообщить. Понятно, почему. Но там работа идет. И есть большой шанс, что в ближайшем будущем мы вернем этих ребят домой.

Об изменении названия госязыка в Конституции

Я практически уверен, что в парламенте не удастся собрать по вопросу языка нужное число голосов. Хотя с депутатами парламента проводили работу. Я думаю, что не будет изменений в Конституции.

О евроинтеграции

Кого они хотят обмануть? Сколько не говори халва, во рту слаще не станет. Из-за того, что они чаще произносят «европейская интеграция», они более европейскими не стали […] Любое концептуальное изменение Конституции должно пройти через референдум.

О конфликте с фоторепортером Константином Григорицей

Не президент определяет список людей и их доступ на пресс-конференции. Есть пресс-служба, есть служба госохраны, которые принимают решения. Кто из вас обращался ко мне в соцсетях, и я не ответил? Есть такие в зале? Или чтобы я избегал ответа на вопрос. Никогда такого не было и не будет в будущем.

О позиции по приднестровскому урегулированию

Я с уважением отношусь к руководству Приднестровья [… Мы все понимаем, и самое важное, что все жители страны понимают: у приднестровского народа другого будущего, кроме как совместного с Молдовой, нет. Предлагаю, чтобы мы смотрели в будущее и побыстрее объединили два берега. Я никогда не менял эту позицию. И когда в 2013 году вышел с инициативой о федерализации страны.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: